ISSN 2070-0288

Сёмин Александр Николаевич (Syomin A.N.)

Организация: ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Кадровое обеспечение"

Влияние роботизации сельского хозяйства на гендерный, возрастной состав работников и уровень их образования

СЁМИН АЛЕКСАНДР, СКВОРЦОВ ЕГОР, СКВОРЦОВА ЕКАТЕРИНА

Необходимость увлечения производства продукции животноводства требует вовлечение дополнительных трудовых ресурсов в молочное скотоводство. Остро стоит проблема формирования трудовых ресурсов в условиях применения цифровых технологий, в том числе роботизации производства. Основная гипотеза исследования состоит в том, что роботизация молочного скотоводства приведет к существенному изменению требований к трудовым ресурсам. Цель исследования – изучение эффектов роботизации сельского хозяйства на гендерный, возрастной состав работников и их уровень образования. В качестве основного метода исследования использовано анкетирование работников роботизированных ферм, в качестве контрольной группы выступили работники традиционных ферм этих же организаций сельского хозяйства. В условиях роботизации на замену операторам машинного доения приходят операторы роботизированного доения, вместо скотников - техники по обслуживанию роботов. Анализ рабочих мест по полу на фермах с робототехникой показывает, что значительную долю занятых составляют мужчины (76,5‰), а доля женщин лишь 23,5‰. При этом на фермах без робототехники доля женщин составляет 54,8‰, а мужчин 45,2‰, соответственно. На фермах с робототехникой 52,9‰ их них имеют высшее образование, при этом на фермах без использования робототехники 64,5‰ работников имеют среднее специальное образование, а 35,5‰ лишь среднее образование. Наибольшая доля работников на фермах с робототехникой (47,1‰) в возрастной категории от 18 до 29 лет, и лишь 19,4‰ той же возрастной категории на фермах без роботов. Применение робототехники в организациях сельского хозяйства приводит к снижению занятости на видах работ с высокой монотонностью, одновременно происходит процесс создания рабочих мест, связанных с обслуживанием робототехнических устройств и других цифровых технологий. Дальнейшая роботизация будет способствовать преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении сельского хозяйства, в том числе привлечению и закреплению профессионально подготовленной молодежи.


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Организационно-экономические механизмы адаптации сельского населения в условиях перехода апк к динамичному развитию

СЁМИН АЛЕКСАНДР

Современное состояние экономических отношений всё больше зависит от эффективности механизмов адаптации хозяйствующих субъектов к стремительно изменяющимся условиям внешней среды. При этом, такие изменения характеризуются как отрицательным воздействием, так и положительным. Особое значение качество адаптации имеет в аграрной сфере, которую необходимо понимать в контексте единства сельскохозяйственного производства и функционирования сельских территорий. Рассмотрение аграрной сферы с таких позиций позволяет определить актуальность темы исследования не только через вызовы и угрозы, но и через динамику развития АПК. Важным аспектом исследования является необходимость смены парадигмы управления, производства в аграрной сфере, что связано с рядом структурных сдвигов в социальной среде и сфере функционирования сельских территорий. Проблемой является нарастающий разрыв между уровнем экономико-технологического развития АПК и уровнем готовности сельского населения к принятию динамичного развития АПК и цифровизации общественных отношений. Гипотеза исследования состоит в утверждении, что противоречия, вызванные разрывом между уровнем экономико-технологического развития АПК и уровнем готовности сельского населения к принятию динамичного развития АПК и цифровизации общественных отношений, смягчаются, нивелируются посредством совершенствования организационно-экономического механизма адаптации сельского населения. При этом сельское население включает в себя, как правило, людей, связанных с аграрным производством. Цель исследования: определить организационно-экономические механизмы адаптации сельского населения в условиях перехода АПК к динамичному развитию.


Выпуск № 6, Июнь 2020 г., рубрика "Кадровое обеспечение"

Организационно–экономический механизм формирования трудовых ресурсов сельского хозяйства в условиях развития цифровой экономики

СЁМИН АЛЕКСАНДР, СКВОРЦОВА ЕКАТЕРИНА

В настоящее время осуществляется переход сельского хозяйства к цифровым технологиям. Цифровая трансформация сельского хозяйства существенно изменяет процесс формирования трудовых ресурсов аграрного сектора экономики. А это, в свою очередь, влечет за собой необходимость адаптации существующего механизма кадрового обеспечения отраслей АПК к новым вызовам. Цифровая трансформация сельского хозяйства позволит повысить творческую составляющую труда за счет выполнения с применением цифровых технологий монотонной, опасной и рутинной работы, однако это потребует от трудовых ресурсов большей мобильности, гибкости и владения компетенциями по взаимодействию с роботами и технологиями искусственного интеллекта. Настоящая статья посвящена разработке организационно-экономического механизма формирования трудовых ресурсов сельского хозяйства в условиях развития цифровых технологий. С целью конкретизации понятийно-категориального аппарата были использованы диалектический и абстрактно-логический методы, при освещении взглядов ученых на исследуемую проблему применялся монографический метод. Разработана структура организационно-экономического механизма, направленная на формирование трудовых ресурсов сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации. К основным блокам данного механизма можно отнести: целевой, организационно- управленческий, мотивационный, переподготовки и подготовки кадров. Разработанный организационно- экономический механизм будет способствовать формированию трудовых ресурсов сельского хозяйства, готовых и способных осваивать цифровые технологии. В соответствии с целевым блоком предполагается, что к 2021 г. количество рабочих мест, связанных с информационными технологиями, обработкой больших объемов данных и киберфизическими системами (интернетом вещей) в сельском хозяйстве должно быть не менее 8‰, а к 2024 г. не менее 20‰, при 1‰ данных мест в настоящее время. Цифровая трансформация отрасли позволит повысить мотивацию граждан реализовать свою рабочую силу в сельском хозяйстве за счет снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижения тяжести и монотонности труда, повышения уровня заработной платы вследствие эффекта поляризации.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Агропродовольственный рынок россии: поиск баланса между евразийским экономическим союзом и всемирной торговой организацией

КОВАЛЕВ ВИКТОР, СЁМИН АЛЕКСАНДР

В настоящее время агропродовольственный рынок России становится частью качественно новой евразийской агропродовольственной системы. Формат концепции этой системы предусматривает проведение согласованной агропромышленной политики, однако серьезные дисбалансы в эффективности регулирования общего аграрного рынка, вносят противоречивые обязательства стран-членов ЕАЭС перед ВТО. Формирование и функционирование Евразийского экономического союза сегодня порождает серьезнейшие риски для агропродовольственного сектора экономики России, связанные с разным позиционированием стран-членов данного РТС в ВТО, их разными тарифными обязательствами перед этим институтом.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

О необходимости совершенствования механизма оценки эффективности системы государственной поддержки апк

СЁМИН АЛЕКСАНДР, МАЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ, ЛОГИНОВ АЛЕКСАНДР

В силу своих особенностей отрасль сельского хозяйства нуждается в государственной поддержке. Очевидно, что существующий механизм распределения бюджетных средств демонстрирует низкую эффективность и зачастую направлен не на создание общественных благ, а на лоббирование частных интересов. Финансирование субъектов АПК осуществляется без четкой привязки к экономической эффективности организаций. В статье проводится анализ распределения средств государственной поддержки АПК на региональном уровне. Обоснована необходимость в совершенствовании методик отбора предприятий для субсидирования и последующей оценки эффективности бюджетных вложений.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Аграрная наука"

Технопарковые и агрокластерные структуры как базис для научно-технологического развития агропромышленного комплекса

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В Российской Федерации за последние 4-5 лет агропромышленный комплекс по своим темпам развития опережает рост промышленного производства. Вместе с тем до настоящего времени не удалось достичь пороговых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности по молоку и молочным продуктам, по плодам и ягодам отечественного производства. Аграрный сектор по-прежнему отстает по уровню производительности труда в сравнении с ведущими странами ЕС и США. Выход АПК на заданную траекторию устойчивого и конкурентоспособного развития предпринимается через инновационные технологии, модернизацию, программно-целевое и проектное управление, цифровую и кластерную экономику, а также через другие механизмы и инструменты, включая финансовые. Настоящая статья посвящена развитию технопарковых и агрокластерных структур как базису для научно-технологического развития агропромышленного комплекса страны. На примере двух субъектов Российской Федерации (Свердловской и Тамбовской областей) раскрываются особенности формирования кластерной экономики и функционирования агротехнопарковых структур.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Развитие промышленного садоводства в условиях новых вызовов и структурно - технологических сдвигов в аграрной экономике

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ, ЕФРЕМОВ ИВАН

Результаты исследований свидетельствуют о том, что организационно - экономический механизм развития промышленного садоводства на инновационной основе не функционирует с должной полнотой. Наблюдаются сбои в его основных элементах – организационно- управленческом, технико-технологическом, финансово-экономическом, мотивационном и правовом. В настоящее время он весьма слабо противостоит новым вызовам. Так, доля импорта фруктов и ягод на потребительском рынке по-прежнему составляет 73‰, самообеспечение плодами и ягодами населения страны – 25‰, другими словами – критерии продовольственной безопасности по данному виду продовольствия, безусловно, не выполняются. Финансово-экономический блок не повышает инвестиционную привлекательность этой уникальной отрасли. В представленной статье с позиций поиска более эффективных форм управления и инновационного развития отрасли садоводства обобщен опыт создания инновационного научно-технологического центра «Мичуринская долина», производственные проекты которого, планируемые к реализации, направлены на усиление взаимодействия науки с реальным сектором экономики, повышение инновационной активности предприятий, конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Совершенствование организационно-экономических основ инновационной деятельности в агропромышленном комплексе региона

СЁМИН АЛЕКСАНДР, МАЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ

В статье рассматриваются организационно-экономические вопросы целесообразности и необходимости развития методических положений оценки крупных инновационно-инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе региона, составляющих основу долгосрочной стратегии функционирования региональной отраслевой технической и технологической политики, основанной на инновационной деятельности. В работе выдвинуто предположение, что дискретно-динамическое балансовое моделирование способствует системному подходу к оценке вариантов региональных отраслевых стратегий технической и технологической политики, основанных на инновационной деятельности. Дискретно-динамическое балансовое моделирование позволяет дать реальное представление о необходимых финансовых ресурсах для реализации крупных инновационно-инвестиционных проектов на различных временных участках с учетом особенностей развития всех важнейших институциональных структур, окружающих агропромышленный комплекс. В статье рекомендуется совершенствовать существующие правовые и методические подходы к оценке инновационно-инвестиционной деятельности в рамках формирования концепции и долгосрочной стратегии развития региональной отраслевой технической и технологической политики при предоставлении субсидий и кредитов.