ISSN 2070-0288

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Выпуск № 1, Январь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Современные тренды агропродовольственной торговли и её перспективы внутри евразийского экономического союза

ЯНБЫХ РЕНАТА

В статье рассматриваются процессы, повлиявшие на торговлю агропродовольственными товарами за последние три года, и предпринята попытка проследить, как это может отразиться на укреплении аграрного блока ЕАЭС. Основные тренды анализируемого периода были заложены в августе 2014 года, когда Россия ввела запрет на ввоз продовольствия и сельскохозяйственных продуктов из ряда стран. Сделан вывод, что рынок ЕАЭС в области сельскохозяйственной торговли становится более важным для России, но это происходит постепенно. Россия превращается в страну, импортирующую в основном сезонные и экзотические товары (фрукты, овощи, кофе, чай). Зависимость от импорта мяса и молока, обозначенная как основная проблема продовольственной безопасности страны, постепенно снижается. Основным препятствием для общего рынка стран ЕАЭС является отсутствие единого внешнего тарифа и общего пространства по обеспечению безопасности пищевых продуктов и охраны здоровья сельскохозяйственных животных и растений. Требуется также корректировка механизмов регулирования внешних и внутренних связей, формирование общего аграрного бюджета ЕАЭС.


Выпуск № 7, Июль 2016 г., рубрика "За рубежом"

Изменение политики развития сельских территорий в европейском союзе и россии

ПАНТЕЛЕЕВА ОЛЬГА, ВОРОНЦОВА НАТАЛЬЯ

На основе исследования европейского и российского опыта в области развития сельских территорий предложены направления адаптации европейского опыта к российским условиям. В настоящее время развитие сельских территорий является стратегической задачей, стоящей практически во всех странах мира на первом месте. Интересен опыт Европейского Союза в области политики развития сельских территорий, которая находится в постоянном развитии в зависимости от вызовов, стоящими перед сельскими территориями. Политика развития сельских территорий Евросоюза за период ее существования изменилась от ориентации на сельском хозяйстве и обеспечении продуктами питания до развития сельских территорий, поддержки местных инициатив, сохранения сельского культурно-исторического и природного наследия в настоящее время. В Российской Федерации создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важных стратегических целей государственной политики. Законодательно развитие сельской местности закрепилось с принятием в 2010 году Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация Концепции возложена на Министерство сельского хозяйства России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Учет опыта Европейского Союза в области политики развития сельских территорий и адаптация его к российским условиям могли бы оказать позитивное воздействие на дальнейшую политику развития сельских территорий Российской Федерации, что позволит вывести сельские территории нашей страны на качественно новый уровень.


Выпуск № 5, Май 2016 г., рубрика "Кадровое обеспечение"

Развитие человеческого капитала - основа модернизации сельского хозяйства

ЕФИМОВА ЛАРИСА

Рост человеческих потребностей обусловил необходимость обновления технологических процессов и развития информационной экономики. С развитием общественного прогресса и научного знания о человеке расширяются и углубляются подходы к изучению особенностей человеческого капитала в экономике. Как показывает мировая практика и отечественный опыт, основные источники экономического роста стран перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов к человеческому капиталу, как основному компоненту национального богатства. Реализация национальных проектов, концепций и стратегий на первый план вывела проблему возрастания роли российского человеческого капитала, в том числе занятого в сельском хозяйстве, как стратегической отрасли экономики, определяющей уровень продовольственной безопасности и социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации. Результаты проведенного анализа показателей, характеризующих потребность и фактическую обеспеченность, возрастной состав, образовательный и квалификационный уровень, движение работающих в сельском хозяйстве по федеральным округам Российской Федерации, позволили обосновать причины непривлекательности сельскохозяйственного труда для молодых специалистов и основные препятствия, затрудняющие развитие человеческого капитала села в современных условиях. Развитие человеческого капитала лидирует в перечне способов повышения конкурентоспособности организаций. Для решения назревавших годами проблем несоответствия человеческого капитала сельского хозяйства требованиям современной экономики необходим системный подход. В качестве наиболее значимого условия, ограничивающего «преображение российского села», определена необходимость проведения активной государственной политики развития человеческого капитала сельского хозяйства как основного направления модернизации социально-экономического потенциала федеральных округов Российской Федерации.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "За рубежом"

Развитие агропродовольственной торговли в условиях эмбарго и присоединения к еаэс

ЯНБЫХ РЕНАТА

В статье описываются вызовы, стоящие перед Россией в связи с введением эмбарго на поставку продовольственных товаров из ряда зарубежных стран и её присоединения к Евразийскому экономическому союзу. Введение запрета на поставки продовольственных товаров из стран Европейского союза, США и Австралии ознаменовало новую эру аграрной политики России. Продовольственное эмбарго привело к тому, что цены на продовольствие выросли, а общие объёмы импорта в долларовом выражении упали. В целом импортозависимость России по продовольствию достаточно устойчива по годам: в период с 2002 по 2014гг. она колебалась в интервале 11-13‰. В то же время Россия является крупным экспортером продовольствия. Продовольственное эмбарго повлияло и на изменение целей агропродовольственной политики России. Поставлена задача стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, направленного на импортозамещение и обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции. В последнее время Министерство сельского хозяйства России предприняло ряд конкретных шагов по пересмотру механизмов предоставления поддержки в сторону упразднения наиболее искажающих рынок мер. В целом Россия выдерживает график сокращения ставок импортных пошлин и соблюдает уровень государственной поддержки, предусмотренные её обязательствами перед ВТО. Важным вопросом остается гармонизация агропродовольственных политик стран, объединившихся в ЕЭАС.


Выпуск № 3, Март 2015 г., рубрика "За рубежом"

Поддержка сельского хозяйства в россии и ес: такие ли мы разные?

ЯНБЫХ РЕНАТА

В статье рассматриваются основные направления финансирования и поддержки сельского хозяйства в странах Европейского Союза и России, проводится их сравнение. Считается, что в России высокий уровень поддержки, в которой преобладают искажающие рынок меры, относящиеся к желтой корзине по классификации ВТО. Однако по расчетам ОЭСР основной показатель поддержки сельского хозяйства, - эквивалент субсидий производителям - в России (17‰) меньше и европейского, и многих развивающихся экономик. Доля мер, наиболее искажающих условия торговли, в России равна 78‰, что довольно много, но соответствует уровню Бразилии, Китая, Японии, Кореи. К 2018 году Россия должна будет снизить объем агрегированного показателя поддержки до 4,4 млрд.долл., что с учетом текущей тенденции падения рубля выполнить нетрудно. В рамках существующей Государственной программы есть большой потенциал возможностей адаптации к условиям ВТО как за счет применения правила «Де-минимус», так и изменения формулировок и механизма поддержки.


Выпуск № 3, Март 2014 г., рубрика "За рубежом"

Поддержка сельского хозяйства в россии и ес: такие ли мы разные?

ЯНБЫХ РЕНАТА

В статье рассматриваются основные направления финансирования и поддержки сельского хозяйства в странах Европейского Союза и России, проводится их сравнение. Считается, что в России высокий уровень поддержки, в которой преобладают искажающие рынок меры, относящиеся к желтой корзине по классификации ВТО. Однако по расчетам ОЭСР основной показатель поддержки сельского хозяйства, - эквивалент субсидий производителям - в России (17‰) меньше и европейского, и многих развивающихся экономик. Доля мер, наиболее искажающих условия торговли, в России равна 78‰, что довольно много, но соответствует уровню Бразилии, Китая, Японии, Кореи. К 2018 году Россия должна будет снизить объем агрегированного показателя поддержки до 4,4 млрд.долл., что с учетом текущей тенденции падения рубля выполнить нетрудно. В рамках существующей Государственной программы есть большой потенциал возможностей адаптации к условиям ВТО как за счет применения правила «Де-минимус», так и изменения формулировок и механизма поддержки.


Выпуск № 3, Март 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Как устроить агропроизводство в россии

БАБКИН КОНСТАНТИН

Анализируются данные о господдержке сельского хозяйства в России и зарубежных странах, потенциал агропроизводства Российской Федерации. Предложена "Дорожная карта" развития сельского хозяйства России, которая будет обсуждена на Московском экономическом форуме, и возможные итоги ее реализации.


Выпуск № 9, Сентябрь 2012 г., рубрика "Экономическое обозрение"

Влияние засухи на рынок зерновых и масличных культур в россии

Лето 2012 г. стало одним из самых сложных и неблагоприятных для зерновых и масличных культур в России. Причиной тому стала засуха, которая охватила значительную территорию страны. В силу экстримальных погодных условий уборочная кампания началась раньше положенных сроков, при этом урожайность зерновых и масличных культур уступает прошлогодним показателям. Приведены прогнозы по валовым сборам зерновых и масличных культур экспертов ИА «АПК-Информ».


Выпуск № 8, Август 2012 г., рубрика "Экономический комментарий"

Снижение урожая-2012

Приведены варианты прогнозов валовых сборов зерна в Российской Федерации в 2012 г. Дана оценка экономического состояния зернового хозяйства, цен на зерно, экспортного потенциала.


Выпуск № 8, Август 2012 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Оценка последствий присоединения россии к вто для производителей агропродукции

УЗУН ВАСИЛИЙ

В связи с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» рассмотрены возможные последствия членства России в ВТО для российских производителей отдельных видов агропродукции (свинины, молока, говядины, мяса птицы, сахарной свеклы (фабричной), пшеницы и кукурузы), если постепенно это приведет к унификации уровней защиты российских агропродуцентов и потребителей с другими членами ВТО.