ISSN 2070-0288

Выпуск № 12, Декабрь 2015 г.

16 статей, 2-95 стр.

АГРАРНАЯ НАУКА


1. ПЕТРОВСКАЯ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ И ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ - РОДОНАЧАЛЬНИЦА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ ПО АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

БАУТИН ВЛАДИМИР

Статья посвящена 150-летию со дня основания Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А.Тимирязева. Можно утверждать, что аграрная наука и аграрное образование берут свое начало в стенах Тимирязевки, старейшем и ведущем аграрном вузе России. Здесь за 150 лет сформировалась когорта выдающихся ученых, основателей научно-педагогических школ, направлений и учебных дисциплин, прославивших нашу российскую и советскую науку и образование на весь мир. В статье рассматриваются истоки зарождения научно-педагогических школ по аграрной экономике, имеющих отношение к Петровской земледельческой и лесной академии. Хронологические рамки данного рассмотрения охватывают временный период с 1865 года по 1917 год. Кратко отмечаются также исследования по аграрной экономике, которые проводились в более ранний период в XVII-XVIII столетиях. Показана важная роль преемственности поколений ученых в становлении научно-педагогических школ, основные труды и исследования, рассматриваемых ученых в области аграрной экономики. Отмечено, что творческое наследие многих ученых по достоинству не оценено и не использовано в сегодняшних реалиях, а научные изыскания актуальны и сегодня. Научное наследие экономистов-аграрников настолько значимо для современников, что содержащие в нем идеи и методические подходы требуют проведения новых исследований, их критического переосмысления, активного интереса к личностям ученых, подготовки библиографических материалов по их творчеству и наследию.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОИЗВОДСТВА


2. САНКЦИИ И КОНТРСАНКЦИИ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ СТРАН ЗАПАДА И РОССИИ

КОШЕЛЕВ ВАЛЕРИЙ, ПРИЁМКО ВАЛЕРИЙ

В статье рассмотрены произошедшие изменения на продовольственном рынке России после введения санкционного режима странами Запада и контрсанкций России: сокращение импорта и изменение структуры поставщиков, усложнение условий кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, степень заполнения отечественной продукцией возникших товарных ниш, дифференциация в развитии отдельных отраслей, снижение уровня потребления продуктов питания населением, рост продовольственной инфляции. Периодом исследования выбран 2014г. к 2013г., и январь-июль 2015г. к 2014г. Отмечено, что в связи с инертностью агропродовольственного сектора экономики, не способного к резким структурным изменениям и быстрому росту, необходимо наличие долговременной последовательной и ясной политики для его устойчивого развития. Периода эмбарго будет явно недостаточно для радикального перевооружения агропромышленного комплекса, резкого развития существующих и создания совершенно новых мощностей и даже отраслей. Взятый курс на импортозамещение должен предусматривать государственные меры, которые позволят не сбавлять темпы развития агропромышленного комплекса в случае отмены эмбарго и укрепления курса рубля. В случае отмены всех санкций и контрсанкций Россия вернется к необходимости выполнения условий ВТО, поэтому государственная поддержка мерами «желтой корзины» будет сокращаться.

3. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АПК НА МЕЗОУРОВНЕ

СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Изменение социально-политических условий обуславливает необходимость разработки новых подходов и моделей управления АПК на мезоуровне. На мезоуровне осуществляются процессы модернизации управления, эффективного распределения функций и полномочий, а также качественное кадровое обеспечение в системе управления АПК. Региональными органами во многом потеряна управляемость экономическими процессами в связи с исчезновением ряда функций регулирования аграрной экономикой, административные рычаги воздействия ограничены, отсутствуют конкретные шаги по организации управленческого труда в кризисный период. Система управления АПК на среднесрочную и долгосрочную перспективу должна быть направлена на инновационно-инвестиционный путь развития. Необходимо предусмотреть построение вертикали государственного и хозяйственно-экономического управления в АПК. Основными задачами системы управления АПК на мезоуровне в краткосрочном периоде являются: обеспечение научно-технического прогресса; проведение аграрных и земельных преобразований; руководство федеральной собственностью; усиление государственного участия в сфере АПК.

4. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СЕЛЕ

АДУКОВА АЛЕВТИНА

С точки зрения экономической и социальной эффективности наиболее целесообразной и предпочтительной является модель управления сельской территорией, базирующаяся на принципе «примата общины», в ее основе лежит следующее научное положение: «орган самоуправления поселения должен нести ответственность за все, что происходит на курируемой территории». Местные функции целесообразно классифицировать по содержательному признаку, разделив на 4 группы, направленные на развитие экономики; развитие социальной сферы; развитие личности; защиту личности. Автором предложен перечень показателей оценки эффективности деятельности органов власти сельского поселения, разработанный с учетом этих блоков. В своей деятельности местной власти следует ориентироваться на качественное решение проблем населения, проживающего на подведомственной территории. В связи с этим оценка эффективности органов местного самоуправления должна основываться на мнении населения, а не государственных органов власти.

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК


5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

ТЕЛЕГИНА ЖАННА

В условиях реформирования АПК страны принципиально изменяется подход к обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оказание всемерной помощи сельскому хозяйству ведёт к повышению конкурентоспособности, появлению дополнительных ресурсов, которые создают соответствующую часть спроса на факторы производства, увеличивает привлекательность отрасли для кредитных, инвестиционных и других институтов. Целями осуществления мероприятий по развитию производства молочной продукции является обеспечение импортозамещения и повышение уровня потребления молочных продуктов за счет увеличение объемов производства цельномолочной продукции, сливочного масла и сыра из собственных сырьевых ресурсов, а также увеличение использования молочной сыворотки на пищевые цели. Государственно-частное партнерство способствовало снижению производственных и финансовых рисков, поддержке стабильности ситуации на рынке молочной продукции. Вместе с тем, проблемы по урегулированию рынка остаются не до конца решенными. Так, с наращиванием производства молока сразу снижаются закупочные цены, и весь доход от дополнительно произведенного молока перераспределяется перерабатывающим и торговым предприятиям. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в этих условиях не остается средств не только для расширенного воспроизводства на инновационной основе, но даже и для простого воспроизводства. Решить эти проблемы можно посредством развития в каждом регионе молочных кластеров.

6. ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК

ГОНЧАРОВА НИНА, ТАРАСОВА ОЛЬГА, ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ

В статье рассматриваются особенности ценообразования на мясную продукцию в плановых и рыночных условиях хозяйствования, отмечаются его преимущества и недостатки. В современных условиях закупочные цены на мясное сырье не покрывают производственных издержек, особенно в мясном скотоводстве, где окупаемость затрат не превышает 83‰. Сложившиеся соотношения между ценами производителей, переработчиков и продавцов возникли еще в условиях плановой экономики и еще более обострились в рыночных условиях. Можно сделать вывод о разбалансированности экономических интересов партнеров - смежников. В дореформенный период правительство использовало специальный ценовой механизм, позволявший урегулировать отношения производителей и переработчиков мясного сырья. На основе проведенного анализа цен и затрат на производство мясной продукции за 2000-2012гг. предлагаются меры для разрешения существующих противоречий между партнерами в мясопродуктовом подкомплексе. Сложившаяся ценовая диспропорция между ценами на корма и ценами живую массу крупного рогатого скота может быть решена постепенно, по мере ликвидации главной ценовой диспропорции мясопродуктового подкомплекса АПК - между ценами на переработанное мясо и мясное сырье.

7. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

ФЕДЮШИН ДМИТРИЙ, ЧЕЧЕНОВ ИСЛАМ

Доля инфраструктурных затрат в себестоимости зерна, поставляемого на промышленную переработку, на кормовые цели и на экспорт, составляет более 30‰, что снижает конкурентоспособность произведенных в России продовольственных товаров. Поэтому в статье рассмотрены основные тенденции развития инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки исходя из территориального размещения имеющихся мощностей по хранению зерна хлебопродуктов. Изменение экономической модели российского зернового рынка, связанные с переориентацией импорта на экспорт, выявили несоответствие текущей инфраструктуры и транспортной логистики растущим потребностям. Планируемое увеличение объема производства зерна в России до 115 млн т в год приведет к дефициту элеваторных мощностей в зерноизбыточных регионах, который может составить к 2020 году до 17 млн т. В качестве основных направлений развития инфраструктуры зернового рынка предусматривается строительство и реконструкция элеваторов и зернохранилищ, а также строительство и модернизация морских и речных зерновых терминалов. При реализации мероприятий по развитию инфраструктуры предусмотрена государственная поддержка в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инфраструктурных проектов.

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


8. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЦЕН И ДОХОДОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ГАЙСИН РАФКАТ, МИГУНОВ РИШАТ

Представлена нестабильность динамики, цен, урожайности и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Определены факторы высокой волатильности цен в сельском хозяйстве: неустойчивая динамика роста валовой продукции, что обусловлено колеблемостью урожайности, и конъюнктура рынка. На основании анализа динамики рынка зерновых культур выделены институты, способствующие устойчивому экономическому росту: институты инновационного развития и институты, стабилизирующие конъюнктуру агропродовольственного рынка. Исследованы институты, снижающие волатильность конъюнктуры на рынках сельскохозяйственных культур: политика создания буферных запасов; государственная поддержка цен, направленная на устранение сезонной волатильности; программы компенсационных платежей; методы выравнивания доходности производства по регионам. Учитывая, что российское сельское хозяйство находится на этапе неполного насыщения потребностей в продукции сельского хозяйства, необходимо предусмотреть активное использование институциональных механизмов в России в течение имплементационного (переходного) по условиям ВТО периода.

9. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В ЗЕРНОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ОМСКОГО РЕГИОНА

КОШЕЛЕВ БОРИС, ПЕЦЕВИЧ ВИТАЛИЙ

Природные факторы неравномерно распределены во времени и пространстве, что ориентирует на их дифференцированное использование. Из природных факторов на продуктивность земель наибольшее влияние оказывают климатические, почвенные и ландшафтные условия. Степень влияния природных ресурсов на производительность сельскохозяйственного труда будет определяться рядом условий: сбалансированностью между ресурсами; долей участия основных ресурсов в формировании урожайности зерновых культур. В связи с тем, что они не оптимизируются, то следует в максимально возможной степени приспосабливаться к их совокупному влиянию на зерновое производство путем подбора и разработки таких способов ведения отрасли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям региональных природно - климатических условий, обеспечивая высокий выход продукции с единицы используемых земельных угодий и рост производительности труда в отрасли. В целом влияние природных и климатических условий на зерновое производство выражается в колебаниях продуктивности полей, которые имеют экономические и социальные последствия для локальных и региональных сельскохозяйственных образований.

10. РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РУБАЕВА ОЛЬГА, ЗУБАРЕВА ИРИНА

Исследование показало, что фермерские хозяйства отличаются высокой оперативностью в адаптации к условиям меняющейся внутренней и внешней средам, быстро настраиваются на изменение рыночной ситуации, дают рабочие места значительной части сельского населения. Проведенный в работе SWOT-анализ позволил выделить факторы, сдерживающие эффективное функционирование крестьянских хозяйств, а также условия, дающие возможности для их дальнейшего выживания и развития. В исследовании применена методика расчета показателя стандартизированной выручки для проведения сравнения хозяйственной деятельности различных экономических классов крестьянских хозяйств. Стандартизированная выручка является нормированным показателем потенциального объема реализации всех видов продукции отдельным фермерским хозяйством. Стандартизированная выручка рассчитана исходя из наличия ресурсов, сложившихся в области цен на сельскохозяйственную продукцию и общепринятой технологии производства. В основе методики построения экономической классификации крестьянских хозяйств используются фактические или расчетные данные о хозяйственной деятельности, отражающие многофункциональность хозяйств и потенциал участия в рыночном обмене. Благодаря реализации государственной стратегии, а также активности и многофункциональности крестьянских (фермерских) хозяйств, происходит увеличение производства сельскохозяйственной продукции.

11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

ВОДЯННИКОВ ВЛАДИМИР

В статье раскрывается сущность, значение и формы энергосбережения в аграрном производстве. Основная идея экономии энергии состоит в том, что топливно - энергетические ресурсы следует использовать эффективно за счёт применения экономически обоснованных, технически осуществимых, экологически целесообразных и социально приемлемых мер, при минимальных изменениях привычного образа жизни общества и методов хозяйствования. Для достижения этого необходима грамотная и результативная организация потребления энергоресурсов. Автором раскрыты основные направления экономии топливно-энергетических ресурсов: организационно-экономическое, технологическое, техническое, структурно - энергетическое. Рыночные отношения многократно усугубляют топливно-энергетическую проблему. Из-за этого велика доля в себестоимости производства сельскохозяйственной продукции энергозатрат. Привлечение энергосберегающих технологий и мероприятий призвано стимулировать снижение себестоимости производства сельскохозяйственной продукции, повышение её конкурентоспособности при прочих равных условиях.

12. ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ В АПК РОССИИ

МАКОВЕЦКИЙ ВЛАДИМИР, КРЕСОВА ЛАРИСА, ХРОПАЧЕВА ОЛЬГА

Сельские товаропроизводители нуждаются в квалифицированной помощи при принятии важных решений в своей деятельности. Такую помощь оказывают, в том числе и информационно-консультационные службы, с разной степенью успешности функционирующие в разных регионах страны. В статье показаны основные тенденции развития таких служб: количественный рост, оказание услуг учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, сокращение числа специализированных консультационных организаций, расширение ассортимента предоставляемых услуг, нехватка квалифицированных консультантов, необходимость их профессиональной подготовки, наличие резерва в увеличении количества предоставления услуг. Авторами обоснована необходимость исследования тенденций развития информационно-консультационной системы, поиска методов прогнозирования потребления информационно-консультационных услуг, влияния развития информационно - консультационного обслуживания на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, определение основных направлений реформирования, выработки рекомендаций по реализации реформы применительно к аграрному сектору региона в условиях ориентации на импортозамещение и т.п.

ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


13. АНАЛИЗ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК

ВОЛОДИНА НАТАЛЬЯ, АККАНИНА НАДЕЖДА, МАКАРОВ ИВАН

Эффективность инновационной деятельности в АПК зависит от качества неформальных институтов, их соответствия трансформирующимся формальным институтам и развивающейся рыночной среде. Это побуждает вести постоянный поиск методов их оценки и прогнозирования. Некоторые из неформальных институтов имеют объективную основу, такие как организационная культура, доступность источников знаний, другие формируются исходя из субъективного отношения к явлению - доверие, предрасположенность к инновационной деятельности, есть и такие, которые имеют двойственную природу, например риск. Особенности сельскохозяйственного производства оказывают влияние на характер их проявления. Создание оценочной модели с использованием логистической регрессии делает возможным не только качественно, но и количественно определить степень влияния неформальных институтов на желание сельскохозяйственных товаропроизводителей участвовать в инновационной деятельности. Ранжирование неформальных институтов по силе влияния позволяет установить масштаб проблемы и предложить мероприятия по ее решению. Задача данного исследования сводится к изучению влияния некоторых социально-психологических факторов на желание сельскохозяйственных товаропроизводителей участвовать в инновационной деятельности. Для верификации выдвинутых гипотез была создана и тестирована с помощью специального статистического пакета - программы Statistica логистическая модель. Выполненные исследования показали, что при существующем уровне организационной культуры, анкетируемые низко оценивают свой потенциал в инновационной области и не готовы заниматься данной деятельностью, так как не относятся к риску как к объективному явлению и не умеют управлять им. Неформальные институты требуют более пристального внимания руководителей и специалистов, как организаций, так и органов государственной власти, поскольку их развитие происходит под воздействием социумов разных уровней.

14. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ИНСТРУМЕНТ СГЛАЖИВАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

КОЛОБОВ ДМИТРИЙ

В статье рассматривается вопрос государственной поддержки, как инструмента сглаживания неопределённости при принятии прогнозного решения об объёмах и возможных экономических результатах производства продукции сельского хозяйства. Исследована связь между уровнем неопределённости и уровнем дополнительного финансирования из бюджета для обеспечения предпринимательского интереса в сельском хозяйстве. В качестве объекта исследования выбраны сельскохозяйственные организации Юго-Востока Нижегородской области, которые были разделены на 4 группы по показателю прибыли на 1 рубль вложений. Для изучения влияния факторов на уровень финансирования из бюджета была построена матрица 18 парных корреляций, имеющих связь с распределением финансирования из бюджета. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что увеличение уровня бюджетного финансирования предприятий способствует снижению совокупного уровня неопределённости и сглаживанию неопределённости при принятии предпринимательских решений. В данный момент органы управления в большей степени используют прямые методы поддержки. Данные меры направлены на конкретные группы предприятий. Это не сглаживает общий уровень неопределённости предприятий конкретного региона.

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ


15. РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

ХУДЯКОВА ЕЛЕНА

Удельный вес отечественного мяса и мясных продуктов на 7,5 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности. Основным производителями говядины является мелкотоварный сектор. Одним из путей увеличения производства говядины является кооперация и интеграция. Новые формы кооперации и интеграции в мясном подкомплексе необходимы вследствие сокращения объемов производства, недостатка инвестиций и оборотных средств, как у производителей сырья, так и у переработчиков мяса, сокращения госзаказов, высокорискового характера производства в отрасли. Скоординированное взаимодействие субъектов мясного подкомплекса дает возможность снизить транзакционные издержки и диверсифицировать производство и риски. Целесообразно использовать преимущества крупного и мелкого производства путем их объединения по ряду функций. Взаимодействие крупного и малого бизнеса наиболее экономически целесообразно осуществлять на основе системы субконтрактов и аутсорсинга, экономических кластеров, частно - государственного партнерства. В статье предложена организационная структура кооперативно - интеграционной структуры при откорме КРС и производстве говядины.

16. РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ДРОЖЖЕЙ

КОВАЛЕНКО НИКОЛАЙ, ЛОСЕВА ЕЛЕНА

Взаимодействие предприятий пищевой промышленности с сельскохозяйственными производителями позволяет обеспечить ряд условий устойчивого развития и повышения эффективности деятельности. Рассмотрены условия устойчивого развития и повышение эффективности деятельности ОАО «Комбинат пищевых продуктов» в условиях функционирования кооперации в отрасли. Основными из них являются: надежная защита от дискриминации и нездоровой конкуренции на рынке; экономия на транспортных издержках; внедрение собственной системы контроля качества и организация снабжения мощностей переработки крупными партиями; распределение доходов между участниками кооперации пропорционально вкладу в предприятие. Предполагается создать на базе Комбината межхозяйственное кооперативное предприятие по производству, транспортировке, хранению и реализации хлебопекарных дрожжей. В состав межхозяйственного кооперативного предприятия наряду с ОАО «Комбинат пищевых продуктов» будут включены ОАО «Городейский сахарный завод» и ООО «Планета вкуса». Уточнена методика определения ресурсного потенциала межхозяйственного кооперативного предприятия. Выполнен расчет ресурсного потенциала участников сельскохозяйственного кооперативного предприятия. Взаимодействие подразделений межхозяйственного кооперативного предприятия будет осуществляться в соответствии с уставными документами. Каждый участник имеет право на получение части прибыли: ОАО «Комбинат пищевых продуктов» - 61‰, ОАО «Городейский сахарный завод» - 24‰; ООО «Планета вкуса» - 15‰ от общей суммы полученной прибыли.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 4.520 Мб., формат: *.pdf