ISSN 2070-0288

Выпуск № 7, Июль 2016 г.

14 статей, 2-97 стр.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОИЗВОДСТВА


1. ОБ АКТУАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ АПК И МЕХАНИЗМАХ ИХ РЕШЕНИЯ

УШАЧЕВ ИВАН, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ, МАСЛОВА ВЛАДА

В статье обоснована необходимость стратегического подхода в развитии АПК, ориентации на долгосрочные цели, на возможные риски и угрозы. Рассмотрены основные экономические проблемы, связанные с устойчивым развитием АПК: рост инфляции и цен на продовольствие, существенное снижение доходов населения, сокращение инвестиций, неудовлетворительные условия банковского кредитования, несовершенство налоговой политики и системы агрострахования, проблемы технико-технологического обеспечения, неэффективное использование земельных ресурсов. Нельзя откладывать решение насущных проблем отрасли и села на последующие годы, так как это приведет в будущем к усилению системных негативных последствий, к потребности в изыскании в будущем несравненно больших средств для развития отрасли. Перспективы развития сельского хозяйства рассмотрены в нескольких сценарных вариантах - инерционном, оптимистичном. Можно прогнозировать среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства на период до 2020г. в размере 2-3‰, а к 2030г. она увеличится за десятилетие примерно ещё в 1,5 раза. Реализация поставленных целей представляется возможной лишь в условиях благоприятной макроэкономической ситуации в стране, существенного улучшения «климата» в международном сотрудничестве.

2. РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫХ СТРАТЕГИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

АМОСОВ АЛЕКСАНДР

В результате сырьевой ориентации экономики сложился замкнутый круг: для перехода к стратегическому планированию требуется увеличить объемы бюджетных средств, выделяемых на реализацию масштабных целевых программ, в то время как доходы бюджета от экспорта сырьевых товаров недостаточны для решения стратегических задач развития сельского хозяйства и связанных с ним видов деятельности. Эффективным средством для выхода из ситуации замкнутого круга является долгосрочное планирование. Статья посвящена теоретическим, методическим и практическим аспектам разработки и согласования механизмов реализации долгосрочных стратегий и целевых программ в агропромышленной сфере. В ней обоснована необходимость переориентации макроэкономической бюджетной, налоговой и ценовой политики на создание условий для реализации долгосрочных стратегий и целевых программ сельского хозяйства и связанных с ним отраслей и видов деятельности. Методологически важным вопросом стратегического планирования является конкретизация целевых показателей, характеризующих воспроизводство и рост населения. Региональная демографическая политика призвана обеспечить необходимые условия для воспроизводства всех коренных народов Российской Федерации. В число первоочередных документов стратегического планирования следует включить целевые программы по образованию, подготовке кадров и занятости на селе. В статье предлагаются первоочередные меры, обеспечивающие рост налогооблагаемой базы и увеличение финансовых ресурсов для развития агропромышленного и агропродовольственного комплексов.

3. О РЕАЛИЗАЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

БОГДАНОВА ОЛЬГА

Раскрыта роль финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края. В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении, в Ставропольском крае с 2002 года реализуется программа финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, участие в которой позволяет улучшить финансовое состояние до применения процедур банкротства, сократить накопившуюся сумму задолженности и предоставить возможность должнику восстановить утраченную платежеспособность. Согласно Федеральному закону реструктуризация предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Оздоровление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей - задача не только Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, а всех органов государственной власти и местного самоуправления. Учитывая важность и эффективность проводимых в крае мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, им должно быть, уделено больше внимания. Проводимые мероприятия позволяют не только обеспечить доходную базу бюджетов всех уровней, но и решать проблемы занятости и повышения благосостояния сельского населения.

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


4. ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ

ПЕТРОВА ИРИНА, СВЕШНИКОВА ИРИНА

Присоединение России к ВТО, мировые продовольственный, финансовый и экономические кризисы, высокая продовольственная зависимость страны от импорта требуют не только повышения конкурентоспособности ее сельскохозяйственной продукции, применения более эффективного механизма защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и перехода сельского хозяйства вообще и зернового в частности к инновационно-инвестиционной модели развития. Спад производства сельскохозяйственной продукции, слабая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений, невосприимчивость большинства российских сельскохозяйственных товаропроизводителей к отечественным и зарубежным научно-техническим достижениям не позволяют развивать инновационную деятельность. Значительный рост инвестиций в сельское хозяйство без базисных инноваций может стать неэффективным. Инновации носят ограниченный характер и, как правило, доступны лишь незначительной части крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Инновационный потенциал сельского хозяйства используется на 4-5‰ против 50‰ и более в сравнении с экономически развитыми странами. Развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве в целом можно характеризовать как вялотекущий процесс. Результативность влияния инновационной деятельности на эффективность зернового производства весома. Для того чтобы инновационная деятельность в зерновом хозяйстве была активной и эффективной, необходимо задействовать четыре группы факторов: экономические и технологические; правовые и политические; организационно-управленческие; социально-психологические и культурные. Необходима система освоения достижений научно - технического прогресса, эффективный организационно-экономический механизм, который бы способствовал более активному восприятию инноваций зернопроизводящими хозяйствами и их массовому тиражированию.

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

БЛИНОВА ЛЮДМИЛА

Чтобы создать инновационную аграрную экономику необходимо осваивать и активно применять достижения науки и техники, использовать мировой опыт. Целью внедрения инноваций в АПК является совершенствование агропромышленного производства, и как следствие повышение экономической эффективности производства продукции сельского хозяйства. В современных условиях возросла актуальность организации научно-технической и инновационной деятельности с ориентацией на региональные особенности, а также необходимость разработки теоретических и практических положений оценки научно-технических достижений в АПК. В статье рассматриваются понятия инноваций, инновационного процесса и его особенности в АПК, анализируются основные применяемые показатели экономической эффективности и предлагается оценка эффективности нововведений через сравнение производительности труда и фондоемкости продукции. Инновационный процесс в сельском хозяйстве рассматривается как постоянный и непрерывный поток преобразования определенных технических или технологических идей в новые технологии на основе научных разработок. Анализ развития отрасли за последние 10 лет периода реализации программ государственной поддержки показал положительные тенденции в росте производства продуктов сельского хозяйства, товарности, финансовых результатах. Для достижения высоких финансовых результатов необходимо соблюдение технологии производства продукции сельского хозяйства, внедрение новых технологий, введение в оборот заброшенных земель, сохранение плодородия возделываемых земель.

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК


6. РАЗВИТИЕ РИСОВОДСТВА ТРЕБУЕТ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ, ПОЛУТИНА ТАТЬЯНА

Надежное обеспечение потребности страны в рисе и наращивание его экспортных ресурсов может быть достигнуто при рациональном использовании производственных ресурсов рисосеющих хозяйств на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования организационно-экономического механизма ведения подотрасли. Развитие рисоводства происходило в сложной и противоречивой ситуации, которая оказала неоднозначное влияние на зерновое хозяйство вообще и производство риса в частности. Российский рисоводческий комплекс является самым северным в мире и по своей продуктивности и эффективности уступает основным странам-экспортерам и производителям риса. Особенность российского рынка риса связана с тем, что этот пищевой продукт не является традиционным для населения страны, его потребление повышается с увеличением доходов населения. Рассмотрены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма развития рисоводства в стране, связанные с разработкой государственной подпрограммы его развития в рамках действующей Государственной программы, предусматривающей увеличение государственной поддержки подотрасли, основным инструментом предоставления которой являются субсидии, поскольку выделяемые бюджетные средства достаточны лишь для поддержания достигнутого уровня производства риса. Доказана необходимость привлечения инвестиций для обеспечения перевода рисоводства на инновационно-инвестиционную модель развития, совершенствования организационно-экономического механизма размещения и специализации рисоводства на основе использования программно-целевого метода, а также коренного улучшения налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей, рационализации системы сельскохозяйственного страхования и введения государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

7. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОВОЩЕВОДСТВА РОССИИ

РАЗИН АНАТОЛИЙ, ИВАНОВА МАРИЯ, МЕЩЕРЯКОВА РАИСА, РАЗИН ОЛЕГ

Овощи имеют огромное значение в поддержании жизненных сил человека, являются действенным лечебным средством. Среднегодовая физиологическая норма потребления овощей в России в зависимости от климатических условий и национальных особенностей колеблется от 100 до 150 кг на человека в год. Даны итоги развития отрасли овощеводства России в 2015г. Отрасль за годы реформ не снизила темпов своего развития. Посевные площади под овощебахчевыми культурами в течение последних пяти лет (2011-2015гг.) по всем категориям хозяйств колебались в пределах 831-892 тыс.га, занимая в среднем 1,1‰ в структуре всей посевной площади сельскохозяйственных культур в стране. Овощные культуры занимали 0,9‰, бахчевые продовольственные - 0,2‰ от всей посевной площади. Валовой сбор овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий в 2015г. составил 16,1 млн т или 104,2‰ к уровню 2014г., в т.ч. овощей открытого грунта - 14,7 млн т или 103,9‰ к 2014г. В 2015г. урожайность овощных культур открытого грунта по отношению к 2014г. возросла на 3,4‰ и составила 225,1 ц/га. Средняя урожайность тепличных овощей в зимних теплицах сельскохозяйственных организаций была на уровне 31,8 кг/м, малых предприятий - 18,3 кг/м. Предложены основные направления стабилизации и повышения эффективности овощеводства. Площади овощепригодных орошаемых земель в России довольно ограничены. Поэтому достичь увеличения валового производства овощей можно преимущественно за счет повышения урожайности. Одним из главных факторов повышения урожайности овощных культур является научно-обоснованная система применения удобрений. Комплексный подход к развитию производства овощеводческой продукции сделает возможным обеспечение населения страны свежими овощами отечественного производства.

ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


8. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ ПО ЭКСПОРТУ ЗЕРНА В РФ

ШИБАЛКИН АЛЕКСАНДР, ДЕДОВ АНТОН

Для оценки уровня развития экспортных операций по регионам были рассмотрены следующие показатели: стоимость экспорта зерна на 1 га посевной площади, доля экспорта зерна в валовом сборе, экспортная цена 1 ц зерна, экспортная маржа 1 ц зерна. Выделяются приграничные регионы с высокой долей экспорта и интенсивностью продаж, но не производящие зерно. Различия в представляемых статистических данных требуют тесной координации программ наблюдения между Федеральной службой статистики и таможенными органами. Результаты расчета «экспортной маржи» и группировка регионов по ее величине показали, что основная часть экспорта приходится на регионы, в которых «экспортная маржа» близка к среднему значению. Повышенные значения маржи имеют место в регионах с более высокой экспортной ценой и посевов твердых сортов пшеницы. Сделан вывод, что вместе с экспортируемым зерном за рубеж вывозятся запасы элементов естественного плодородия почв. В статье ставится вопрос о необходимости создания фонда сохранения естественного плодородия почв, в том числе за счёт экспортных операций. Рассматриваются возможные алгоритмы формирования и механизмы функционирования фонда сохранения естественного плодородия.

9. ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ДАВЛЕТШИН АРТУР, ФЕДЮШИН ДМИТРИЙ, НОВОСЕЛОВ МАКСИМ, ТАЗЕТДИНОВ РОДИОН

Упорядочение и оптимизация товародвижения произведенной продукции до конечного потребителя направлено на снижение трудовых издержек производителя и является важным направлением повышения конкурентоспособности продукции зернового рынка. Социально-экономическая блокада Крыма и политическое давление со стороны третьих стран привели к нарушению устоявшихся в регионе схем товародвижения. Различия в расположении и мощности действующих элеваторов на территории Крымского федерального округа определяют необходимость перемещения больших объемов зерновой продукции, что ведет к дополнительным трудозатратам на предприятиях зернопродуктового подкомплекса. В статье проанализирована возможность применения методов линейного программирования для оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры. Рассмотрены пути повышения производительности труда на предприятиях зернопродуктового подкомплекса за счет оптимизации транспортно-логистической инфраструктуры. Применена экономико-математическая модель оптимизации товародвижения для повышения производительности труда предприятий зернопродуктового подкомплекса. Оптимизация логистической системы перевозки зерна в Крымском федеральном округе позволит снизить трудозатраты на 50,21 тыс. чел. час. (или на 12,4‰) по сравнению с фактическим уровнем. Внедрение системы логистики должно происходить с сохранением пропорциональности в отдельных звеньях товародвижения: объемы производимой продукции - мощности для ее хранения - емкость рынка сбыта.

10. МНОГОВАРИАНТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

КОЛОБОВ ДМИТРИЙ

Для принятия решения о выборе направления своей деятельности необходим научно-обоснованный прогноз, который позволил бы сопоставить имеющиеся в распоряжении хозяйства ресурсы и создать условия эффективного их использования. В статье применен метод экономико-математического моделирования для прогнозирования эффективного ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Экономико-математическая моделирование позволяет количественно оценить связь элементов и различных систем. Предложенный многовариантный подход к построению экономико-математической модели позволяет предпринимателям разработать прогноз ведения и развития бизнеса в условиях неопределённости. При прогнозировании были рассмотрены три варианта: лучший, оптимальный, пессимистический, различающиеся размером получаемой прибыли (убытка). Прогноз предполагает получение максимальной прибыли при изменении размера вложений на 100 га сельскохозяйственных угодий. Наименьшие совокупные потери прибыли в среднем за год приходятся на типичное хозяйство первой группы - 258,7 тыс. руб. Наибольшие совокупные потери в среднем за год приходятся на типичное хозяйство второй группы, потери которого составили 676 тыс. руб. за счет высокого финансового левериджа. На основе полученных результатов предприниматель может определить, какой уровень вложений приемлем для дальнейшего ведения бизнеса, каков при этом будет предпринимательский эффект и вероятность прогноза.

11. МЕТОДИКА ВЫБОРА МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЧЕРНЫШ АНАТОЛИЙ

Цель таможенного регулирования импорта товаров состоит в создании условий для установления рациональных уровней импортозависимости государства с позиции экономической безопасности и эффективности экономики. Экономическая безопасность достигается, если объемы собственного производства достаточны для полного удовлетворения потребностей государства. В ряде ситуаций это ведет к снижению эффективности экономики, поскольку требует отвлечения имеющихся ограниченных ресурсов на производство товаров определенного вида вместо их использования для производства других, более выгодных. Поэтому при формировании мер таможенного регулирования импорта ставится задача создания условий для установления уровня импортозависимости по товарам этого вида, определенного на основе компромисса между эффективностью и безопасностью. Уровни эффективности безопасности зависят от конкретно сложившейся экономической и политической обстановки. Экономическая обстановка характеризуется потребностью в товарах определенного вида, их запасах, и возможностях по наращиванию производства при резком сокращении импорта. Политическая обстановка характеризуется возможностью применения со стороны иностранных государств тех или иных мер, ведущих к сокращению импорта. Цель таможенного регулирования импорта товаров достигается применением широкого спектра таможенных мер, позволяющих установить объем товаров данного вида отечественного производства во внутреннем потреблении на необходимом уровне. В основу научно-методического аппарата положена модель определения рациональных уровней импортозависимости государства и модель формирования системы мер таможенного регулирования, обеспечивающих условия установления рациональных уровней импортозависимости. В целом предлагаемый научно-методический аппарат и разработанные на его основе методические рекомендации позволяют обеспечить экономическую безопасность государства с позиций рациональных уровней импортозависимости по конкретным видам товаров.

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ


12. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ СКПК И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТУП К ФИНАНСОВЫМ РЕСУРСАМ

СТЕПАНОВ АРСЕН

Расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам является важным компонентом устойчивого развития сельских территорий. Цель работы - исследование доступности финансовых услуг сельскому населению Республики Саха (Якутия). Республика Саха (Якутия) имеет обширную территорию с низкой численностью населения. Плотность населения составляет 0,3 человека на 1 км. Существующая транспортная сеть слаборазвита. Единственный способ берегового соединения это паромные переправы. Специфика региона делает особо важным развитие в сельской местности телефонной и интернет-связи. Анализ технической оснащенности, идентификации организаций приема платежей и глубины присутствия финансовых организаций на селе проводился путем анкетирования. Проведен анализ 23 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов первого уровня из 13 районов Республики Саха (Якутия). Исследования показали, что при росте удаленности от административных центров присутствие СКПК уменьшается, но растет роль агентов СКПК. Вне зависимости от удаленности СКПК, в основном, имеют достаточный уровень технической оснащенности, но низкое качество интернет-связи. Транспортная труднодоступность в регионе означает и сетевую (интернет) труднодоступность. Банки открывают свои отделения в городах и административных центрах, но крайне редко проникают вглубь сельских районов. Эта особенность и является преимуществом сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации перед банками. Анкетирование выявило желание и готовность руководителей СКПК предоставлять дополнительные услуги на базе кооперативов. Наиболее интересные и стоящие внимания предложения - это предоставление услуг по проводке платежей безналичным способом и страхование членов кооператива. Поддержка развития СКПК может и должна способствовать устойчивому развитию сельских территорий Республики Саха (Якутия).

ЗА РУБЕЖОМ


13. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АПК СТРАН БРИКС

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

Инновационная деятельность является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности сельского хозяйства и АПК в целом на мировом агропродовольственном рынке. Сегодня для РФ одним из приоритетных направлений интеграции в аграрной сфере является взаимодействие и сотрудничество со странами БРИКС в научно-технической и технологической области. На долю стран объединения приходится около 30‰ мировой территории, в этих странах проживает более 43‰ населения земного шара, что позволяет говорить о потенциально самом большом по емкости рынке продовольствия. Повышение производительности труда в аграрном секторе стран БРИКС является весьма актуальной задачей, так как без этого трудно рассчитывать на значительный рост эффективности аграрного сектора экономики. В мире результаты инновационной деятельности стран оцениваются по целому ряду показателей (качество институтов, человеческий капитал, инфраструктура, бизнес-среда, технологическое развитие и др.) в системе «Глобальный Индекс Инноваций». Страны БРИКС, оцененные в 2014 году по данной системе, показали как высокие, так и довольно низкие показатели по конкретным направлениям. Взаимное сотрудничество и взаимодополняемость в сфере науки и инноваций будет способствовать более полной реализации потенциала каждой из стран объединения. В 2015 году странами БРИКС был подписан Меморандум в сфере науки, технологий и инноваций и разработан Рабочий план его реализации. Координация деятельности в основных областях сотрудничества будет осуществляться на основе Исследовательской и инновационной сетевой платформы, призванной содействовать продвижению научно - исследовательского сотрудничества. Несмотря на наметившийся прогресс в развитии научно - технологического сотрудничества между странами БРИКС, практические механизмы его реализации ещё окончательно не выработаны, а темпы их разработки в настоящее время недостаточны.

14. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИИ

ПАНТЕЛЕЕВА ОЛЬГА, ВОРОНЦОВА НАТАЛЬЯ

На основе исследования европейского и российского опыта в области развития сельских территорий предложены направления адаптации европейского опыта к российским условиям. В настоящее время развитие сельских территорий является стратегической задачей, стоящей практически во всех странах мира на первом месте. Интересен опыт Европейского Союза в области политики развития сельских территорий, которая находится в постоянном развитии в зависимости от вызовов, стоящими перед сельскими территориями. Политика развития сельских территорий Евросоюза за период ее существования изменилась от ориентации на сельском хозяйстве и обеспечении продуктами питания до развития сельских территорий, поддержки местных инициатив, сохранения сельского культурно-исторического и природного наследия в настоящее время. В Российской Федерации создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важных стратегических целей государственной политики. Законодательно развитие сельской местности закрепилось с принятием в 2010 году Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация Концепции возложена на Министерство сельского хозяйства России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Учет опыта Европейского Союза в области политики развития сельских территорий и адаптация его к российским условиям могли бы оказать позитивное воздействие на дальнейшую политику развития сельских территорий Российской Федерации, что позволит вывести сельские территории нашей страны на качественно новый уровень.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 3.967 Мб., формат: *.pdf