ISSN 2070-0288

Силко Елена Анатольевна (Silko E.)

Организация: ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: кандидат экономических наук, научный сотрудник, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства». Тел.: 8 (499) 195-60-68


Выпуск № 7, Июль 2017 г., рубрика "За рубежом"

Роль неправительственных организаций и союзов в развитии маркетинга органической продукции

СИЛКО ЕЛЕНА, СЕДОВА НАТАЛЬЯ, СТАВЦЕВ АЛЕКСАНДР, НАТАРОВ ДМИТРИЙ

В статье рассматривается рынок органической продукции в целом, оцениваются перспективы его развития в мире и в России, систематизируются факторы, способствующие развитию органической продукции в нашей стране. Уровень развития органического сельского хозяйства в России отстает от уровня развития органического сельского хозяйства в мире. Принципы органического сельского хозяйства заложены в базовых стандартах Международной Федерации органического сельскохозяйственного движения. Характер развития органического рынка в России будет зависеть в ближайшие годы от общего государственного подхода к органическому сельскому хозяйству и рынку его продукции. Приведены примеры международных и российских неправительственных органических и экологических организаций, пропагандирующих здоровое питание, здоровый образ жизни, анализируется их роль в развитии органического земледелия. Анализируется деятельность активно работающих некоммерческих экологических организаций России - Экологический союз, Национальный органический союз, Союз органического земледелия, которые пропагандируют здоровый образ жизни населения, расширение производства и потребления экологически безопасной продукции, участвуют в создании нормативной базы функционирования органического сельского хозяйства, стандартизации и сертификации продуктов его производства.


Выпуск № 2, Февраль 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Тенденции и проблемы развития рынка подсолнечника и подсолнечного масла в российской федерации

ОСИПОВ АНДРЕЙ, ПРОЛЫГИНА НИНА, СИЛКО ЕЛЕНА

В статье рассматривается рынок подсолнечника и подсолнечного масла, как составная часть рынка масложировой продукции. Анализируется состояние производства маслосемян подсолнечника и подсолнечного масла в России и в мире, а также их среднегодовые цены. Основными производителями подсолнечника являются сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства. В основных регионах производства подсолнечника насыщенность им посевов превышает все агрономические нормы, что ведет к нарушению севооборотов и заражению самого подсолнечника. Во всех регионах наблюдаются диспропорции между сырьевой базой и наличием мощностей по переработке. Повышенная конкуренция между перерабатывающими предприятиями за сырье и резкий рост цен на подсолнечник на рынке маслосемян, рост потребительских цен и рост экспортных цен в рублевом эквиваленте на рынке подсолнечного масла привели к ухудшению положения переработчиков, которые оказались в ценовых ножницах и работают на грани минимальной рентабельности. Поставлен вопрос о конкурентоспособности отечественного подсолнечного масла на мировом рынке при устойчивом росте затрат на производство 1 т подсолнечника в стране. Сложившаяся на рынке ситуация обострила проблемы выбора направлений государственной поддержки отдельных сфер масложирового подкомплекса, участников и этапов его товародвижения, включая экспорт.


Выпуск № 10, Октябрь 2016 г., рубрика "За рубежом"

Развитие рынка масложировой продукции в странах еаэс

ОСИПОВ АНДРЕЙ, ПРОЛЫГИНА НИНА, ЛАНКИН АРТЕМ, СИЛКО ЕЛЕНА, НОВОСЕЛОВ МАКСИМ

В статье представлены основные аспекты формирования единого рынка масложировой продукции в рамках государств ЕАЭС для обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала каждой страны, оптимизации объемов производства продукции, удовлетворения общих внутренних потребностей в ней и наращивания экспортного потенциала. В статье представлен анализ фактического состояния рынка масложировой продукции в каждой стране-участнице и в целом по странам ЕАЭС, выявлены его преимущества и проблемы. Среди стран ЕАЭС основное производство масличных культур приходится на Российскую Федерацию. В расчете на душу населения производство растительного масла 2014г. составило в среднем по ЕАЭС 30,1 кг при общем потреблении 22,3 кг. Все страны-участницы ЕАЭС прогнозируют дальнейшее наращивание производства масличных культур и растительного масла и выход с ними на мировой рынок, чему способствует благоприятная складывающаяся и прогнозируемая его конъюнктура. При достигнутом количественном уровне коллективной безопасности по растительному маслу прирост его производства и производства семян масличных культур может использоваться на повышение объемов внутреннего потребления и на экспорт. Расширению рынков сбыта будет способствовать налаживание отношения ЕАЭС с другими интеграционными формированиями (странами ШОС, АСЕАН), создание зон свободной торговли со странами, не входящими в ВТО (Иран, Вьетнам), сотрудничество в рамках стран-БРИКС. По всем этим направлениям должна строиться и государственная поддержка участников рынка масложировой продукции на наднациональном уровне из общего фонда. Вся деятельность государственных дипломатических торговых представительств за рубежом должна переориентироваться с деятельности по привлечению импорта продукции на деятельность по привлечению технологий и поиску рынков сбыта масложировой продукции.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Маркетинг продукции масложирового подкомплекса в условиях интеграционных процессов

ОСИПОВ АНДРЕЙ, ПРОЛЫГИНА НИНА, СИЛКО ЕЛЕНА

В статье рассматривается состояние рынка масличных культур, структура производства растительных масел, экспорт и импорт. Анализируется состояние производства масличных культур, тенденции развития отраслей масложирового подкомплекса. Изменения в объемах и структуре производства маслосемян были обусловлены возрастающим спросом на них и получением максимальной прибыли от их реализации. До 85,3‰ потребности в растительных маслах при душевом потреблении 13,8 кг удовлетворяется за счет собственного производства. Переориентации товарных потоков маслосемян на внешний рынок способствовало появление на отечественном рынке крупных оптово-торговых структур и транснациональной американской компании «Каргилл», формирование крупных отечественных агропромышленных холдингов. Для развития производства конкурентных видов масложировой продукции имеются огромные потенциальные возможности за счет вовлечения в оборот выведенных и неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, освоения новых земель в более северных и восточных районах возможен двукратный прирост их площади к уровню 2014г. При этом меняется структура посевов масличных культур за счет снижения доли подсолнечника (с 61,7‰ до 29,3‰), сохранения на уровне 17,0‰ доли сои, доведение до такого же уровня рапса и существенного увеличения доли рыжика, горчицы и льна-кудряша. Для устойчивого и пропорционального функционирования масложирового подкомплекса важны вопросы планирования, прогнозирования и координации деятельности всех его участников.


Выпуск № 5, Май 2015 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Развитие рынка продукции птицеводства в россии

ГАЗАЛИЕВ МАЛИК, СИЛКО ЕЛЕНА, ТАРАСЕНКО ДИНА, ЮДИН ЕВГЕНИЙ

Развитие отрасли птицеводства является экономически обусловленным, социально выгодным и наиболее перспективным направлением в достижении продовольственной безопасности России. Авторами выделены следующие тенденции развития рынка продукции птицеводства: стремление к более высокому уровню консолидации, улучшение качества отечественного мяса птицы, повышение продуктивности птицы, сокращение срока откорма бройлеров, снижение затрат корма на единицу продукции на 3,5‰, смещение потребительских предпочтений в пользу охлажденного мяса с более высокой добавленной стоимостью. Основные параметры, формирующие цены на мясо птицы на российском рынке: сезонность, динамика мировых цен на мясо птицы, динамика цен на корма. Несмотря на рост отечественного производства мяса птицы, внутреннее предложение обеспечивает спрос населения только с учетом импорта. Стратегическая тенденция развития яичного птицеводства - глубокая переработка яиц и выпуск широкого ассортимента жидких яйцепродуктов. Отрасль сильно восприимчива к мерам государственного регулирования, которые должны обеспечить оптимальную пропорциональность элементов организационно- экономического механизма функционирования и развития рынка продукции птицеводства.


Выпуск № 9, Сентябрь 2014 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Динамика производства и потребления овощной продукции в россии

СИЛКО ЕЛЕНА, ГУМЕРОВ ВАДИМ, КАРПОВ АНДРЕЙ, ТАРАСЕНКО ДИНА

В статье анализируется состояние рынка овощной продукции в России, его особенности. Рассмотрена роль тепличного хозяйства в производстве овощей закрытого грунта. Анализируется потребительский спрос на овощи. Наряду с развитием фермерского овощеводства в последние годы, посевные площади и валовое производство во всех сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения стабилизировались на уровне 2,4 и 10,2 млн.т, соответственно. Выявленные тенденции свидетельствуют о тесной зависимости динамики объемов товарооборота овощей от доходов населения, изменения ценовой конъюнктуры и объемов производства этой продукции. Выявленные различия между потребительскими предпочтениями и потреблением являются прямым следствием недостаточной экономической и физической доступности многих видов овощей для отдельных доходных и территориальных групп населения