ISSN 2070-0288

Семёнов Александр Владимирович (Semenov A.V.)

Организация: ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ


Выпуск № 1, Январь 2021 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

О формировании сельских агломераций

СЕМЕНОВА ЕЛЕНА, СЕМЁНОВ АЛЕКСАНДР

В Государственной программе комплексного развития сельских территорий введено понятие сельских агломераций, которые в настоящее время не являются объектом статистического наблюдения. Формальный подход субъектов Российской Федерации к определению границ агломераций и входящих в их состав поселений и малых городов не обеспечивает ожидаемые эффекты от их создания. В статье систематизированы подходы отечественных и зарубежных авторов к данной проблеме. Предложен показатель миграционного прироста для определения центров агломераций на сельских территориях. Миграционный прирост в расчете на 10 тыс. чел. населения был рассчитан для 1764 муниципальных районов Российской Федерации, показатель положителен для 253 муниципальных образований (14,3‰). Для расчетов по муниципальным районам Российской Федерации были разработаны автоматизированные методы обработки информации базы данных Росстата по муниципальным образованиям. Для оценки развития сельских территорий предлагается использовать коэффициент развитости сельских территорий и коэффициент агломеративности сельских территорий по аналогии с применяемыми для городских территорий, учитывающий протяженность дорог в муниципальном районе, так как сельские территории имеют пространственное распределение в отличие от городов. Результаты расчетов показаны на картограмме на примере Курской области.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Стратегия развития рынка продукции органического сельского хозяйства россии

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, СЕМЁНОВ АЛЕКСАНДР

В России органическое сельское хозяйство находит все больше сторонников, однако из-за более позднего развития рынка органической продукции страна отстает по производству и потреблению от многих стран мира. В России нет стратегии развития органического сельского хозяйства и рынков органической продукции. Так как отечественное органическое производство - молодой сектор экономики, то стратегическое планирование и управление рынками органических продуктов имеет важное значение как на уровне страны и регионов, так и на уровне отдельных организаций, решивших заняться производством органической продукции. Авторы суммировали взгляды отдельных ученых, занимающихся проблемами стратегического планирования, а также провели анализ отечественной законодательной базы, касающейся стратегий в различных сферах экономики России и ее регионов, используя общенаучные методы исследования: аналогия и абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и сравнение. При разработке стратегии развития рынка органической продукции в России необходимо заложить основу для сбалансированного развития сектора с учетом ожидаемого национального и мирового производства и потребления. В статье авторы предлагают поддерживать развитие сектора органического производства по четырем основным стратегическим направлениям: 1) эффективные и устойчивые органические институты; 2) коммуникация и продвижение; 3) содействие инновациям; 4) благоприятная политическая обстановка. В результате исследования сделан вывод, что только согласованная политика, основанная на четкой стратегии, может дать толчок для быстрого развития органического сектора в России.