ISSN 2070-0288

Полулях Юрий Георгиевич (Polulyakh Yu. G.)

Организация: ФГБНУ «Поволжский НИИ экономики и организации АПК»

Другие сведения: доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора информационных технологий в АПК, ФГБНУ «Поволжский НИИ экономики и организации АПК», г. Саратов, Россия, Тел.: (8452) 64-86-70, Е-mail: adadimova@inbox.ru


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Единая субсидия и налоговые льготы как факторы научно-технического развития сельского хозяйства регионов

АДАДИМОВА ЛЮБОВЬ, ПОЛУЛЯХ ЮРИЙ

Отмечается важность новой формы государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, призванной содействовать региональным органам управления в достижении целевых показателей, намеченных в их программах развития АПК. Преимуществом является введение двойственных ставок субсидий - на 1 гектар (голову) и на 1 ц продукции растениеводства и животноводства. Они способствуют научно-техническому развитию сельского хозяйства, реально ориентируя товаропроизводителей на рост урожайности (продуктивности) при одновременном увеличении или хотя бы сохранении в тех же размерах посевных площадей (поголовья животных) и при этом не требуют дифференциации, исключают конфликты, возникающие при дифференцированных одиночных ставках. Вместе с тем, «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» нуждаются в совершенствовании в части упрощения механизма распределения средств между бюджетами субъектов РФ, а также оценки эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником которых являются субсидии. Указывается, что оценку эффективности использования субсидий целесообразно связывать с уровнем рентабельности товаропроизводителей. Подчёркивается значимость Федерального закона от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым субъектам РФ разрешается своими законами устанавливать «дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков. Предлагаются направления дифференциации ставок ЕСХН. Сделан вывод о том, что соединение двух разнонаправленных финансовых потоков может стать серьёзным ресурсом научно-технического развития сельского хозяйства регионов, который необходимо максимально использовать при реализации соответствующих программ и учитывать при моделировании прогноза научно-технического развития.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка уровня научно-технического развития сельского хозяйства региона: методические аспекты

ПОЛУЛЯХ ЮРИЙ, АДАДИМОВА ЛЮБОВЬ

Обсуждается проблема научно-технического развития сельского хозяйства на региональном уровне. Оценивается состояние и уровень развития науки и инноваций, с которого стартовала «Федеральная программа научно-технического развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы». Указывается на позднее введение статистических наблюдений в сельском хозяйстве в рамках раздела «Наука и инновации». Появившаяся в 2016 году информация свидетельствует о том, что эта сфера деятельности заметно уступает отраслям по «добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности и распределения электроэнергии, газа и воды», а также «связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий». Расчёты демонстрируют высокую затрато - и трудоёмкость технологических инноваций сельскохозяйственного производства. Проведен анализ структуры затрат на технологические инновации. Сделан вывод о том, что инновационная активность сельскохозяйственных организаций крайне низка, почти равна инновационности производимой ими продукции, работ, услуг. Корреляционный анализ информации о науке и инновациях в субъектах РФ показал высокую тесноту связи между численностью персонала, внутренними затратами научных организаций и числом разработанных ими передовых производственных технологий при слабом влиянии на инновационную активность организаций. Проведено сопоставление показателей инновационной деятельности в федеральных округах Российской Федерации в 2016 г., а также в регионах Приволжского федерального округа. Тем не менее, в основе исследования и прогнозирования научно-технического развития сельского хозяйства региона должны лежать воспроизводственные процессы и законы научно-технического развития.