ISSN 2070-0288

АГРАРНАЯ СФЕРА


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Акционерная форма организации хозяйственной предпринимательской деятельности в аграрной сфере амурской области

ГОРЛОВ АЛЕКСАНДР

Аграрное предпринимательство представлено множеством форм и видов организации хозяйственной предпринимательской деятельности. Выбор организационно-правовой формы организации является важнейшим управленческим решением на всех этапах ее жизненного цикла. Акционерная форма позволяет расширить экономическое влияние за счет привлечения капитала, консолидации усилий управления. Выбор данной формы определяется не только юридическими и экономическими аспектами, но и зависит от традиций управления, структуры хозяйственного механизма, сложившегося в конкретных условиях на определенной территории. Целью исследования является выявление перспективных параметров функционирования коммерческих организаций в форме акционерных обществ, осуществляющих деятельность в условиях аграрной сферы Амурской области. В работе использованы экономико-статистические методы исследования – сбор, обработка и обобщение информации, расчет показателей, сравнительная оценка. Научная ценность результатов исследования состоит в выявлении эффективности различных акционерных форм организации хозяйственной предпринимательской деятельности в аграрной сфере конкретного региона.


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Размещение производства"

Схема развития и размещения сельского хозяйства страны: чтобы уверенно двигаться вперед, необходимо знать прошлое

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Развиваясь во времени, сельское хозяйство страны не может не размещаться и в пространстве. В советский период пространственное развитие сельского хозяйства имело своей целью выявление, как общих закономерностей его функционирования, так и учета региональных особенностей ведения отрасли со свойственной ей специализацией и участием в межрегиональном обмене для более полного обеспечения населения продовольствием, а перерабатывающей промышленности - сельскохозяйственным сырьем. При этом реализация схемы развития и размещения сельского хозяйства страны способствовала пространственной организации отрасли и представляла собой согласованный по срокам и исполнителям последовательно осуществляемый на основе государственного плана комплексный научно обоснованный прогноз пространственного развития отрасли. Переход сельского хозяйства на рыночные отношения фактически привел к потере управляемости его пространственным развитием в стране, что привело к негативным явлениям в ведении отрасли. Поэтому без разработки научных основ национальной схемы размещения и специализации сельскохозяйственного производства довольно трудно обеспечить эффективное развитие сельского хозяйства. Для этого предстоит оценить сложившиеся и разработать новые методологические положения пространственного развития сельского хозяйства страны и разработать организационные основы по формированию его национальной схемы, а также обосновать направления совершенствования размещения и специализации сельскохозяйственного производства и систему мер по их реализации.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Проблемы актуализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Государственная программа во многом определяет развитие агропромышленного производства и прежде всего его основы - сельского хозяйства. Она является логическим продолжением первой Государственной программы, определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка, финансовое обеспечение и организационно-экономические механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности. Однако применение множества оценочных показателей за ходом и результатами реализации Государственной программы не дает однозначного ответа на выполнение всех ее основных мероприятий и их результативности. Учитывая эти обстоятельства, препятствующие более объективной оценке хода и результатов реализации Государственной программы, целесообразно: уменьшить количественный состав применяемых оценочных показателей; структуризировать Государственную программу, придав ей более логически выверенную структуру; не допускать ежегодной корректировки бюджетов основных мероприятий более чем на 10-15‰; полнее задействовать организационно-экономический механизм, направленный на эффективное использование территориальных конкурентных преимуществ страны; реально отражать заявленные цели через применение основных мероприятий, использование соответствующих показателей; усилить научное обеспечение Государственной программы. Государственная программа является инструментом по адаптации аграрной сферы экономики к требованиям ВТО, Евразийского экономического союза и Союзного государства.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Аграрное образование: проблемы и перспективы

КОРШУНОВА ЛЮДМИЛА

От уровня образованности общества зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировом рынке. Сельское хозяйство Российской Федерации характеризуется самым низким уровнем образованности по сравнению с другими отраслями экономики. В статье рассмотрены проблемы подготовки специалистов для аграрной сферы, проанализированы причины недостатка квалифицированных кадров на сельскохозяйственных предприятиях, отмечен низкий уровень образования у работников данных предприятий. Среди основных причин выделены низкий уровень оплаты труда в отрасли и нежелание выпускников аграрных вузов работать в данной сфере. Рассмотрены также проблемы качества образования выпускников, несоответствие его требованиям современного производства. Причинами невысокого качества образования являются низкий уровень подготовленности абитуриентов аграрных вузов и слабая оснащенность самих вузов. Выделены основные направления решения проблемы качества аграрного образования: повышение престижа профессий аграрного профиля путем увеличения доходов соответствующих специалистов и улучшения уровня жизни сельских жителей; разработка программ подготовки специалистов аграрного профиля, соответствующих современному уровню развития отрасли; реализация этих программ в учебных заведениях с высоким уровнем обеспеченности, как материальными ресурсами, так и кадрами высокой квалификации с обязательным участием потенциальных работодателей в образовательном процессе.


Выпуск № 11, Ноябрь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Парадигма продовольственной безопасности страны в современных условиях

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

На основе оценки современных социально-экономических условий, сложившихся в аграрной сфере экономики, функционирования агропродовольственного рынка, системы продовольственного обеспечения страны и учета внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на надежное снабжение населения продовольствием, даны предложения по импортозамещению продовольствия в связи с введенными зарубежными санкциями против России и формированием Евразийского экономического союза. Введенное продовольственное эмбарго создает дополнительные условия для более активного развития отечественного производства сельскохозяйственной продукции, расширения поставок продовольствия из развивающихся стран, тем не менее, приоритетным направлением следует считать наращивание производства и расширение торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в рамках формирующегося Евразийского экономического союза. Для решения проблем коллективной продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза необходима разработка и реализация системы организационно-экономических мер, которые предложены автором.