ISSN 2070-0288

COOPERATIVE MARKETS


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Кооперативные формы сбыта продукции сельскохозяйственными производителями

ХАРИТОНОВ НИКОЛАЙ

В статье анализируется сложившаяся в России система реализации производимой сельскохозяйственными производителями продукции и ее движение от поля к конечным потребителям. Основной целью работы является выявление альтернативных форм сбыта методом сравнительного сопоставления с известными формами по их важнейшим характеристикам: простоте устройства, массовости охвата производителей, скорости движения, уровню издержек, роли в формировании сбытовых и потребительских цен. В качестве альтернативных форм рассматриваются кооперативные формирования, которые в развитых государствах являются основой системы реализации сельскохозяйственной продукции и готовых продовольственных товаров, но в России используются пока ограниченно. Показаны причины и потери от недооценки роли кооперативных форм реализации в России. Обоснованы предложения по активизации работы в этом направлении. При этом акцентируется внимание на необходимость предпочтения вертикального принципа устройства кооперативных формирований, включающих завершающую стадию движения продукции к потребителям - розничную продажу. Рекомендована новая для России кооперативная форма сбыта продукции – кооператив с аукционной продажей. Более широкое использование кооперативных форм позволит сельскохозяйственным производителям, прежде всего малым, высвободить значительную часть времени, удешевить процедуру реализации, и главное - получать заслуживаемую долю добавленной стоимости за счет эффекта, получаемого на всех стадиях воспроизводственного цикла.