ISSN 2070-0288

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Потенциал публично - частного партнерства на селе

АДУКОВА АЛЕВТИНА

В статье показана сущность публично-частного партнерства, дана оценка его современного состояния, сформулированы отличительные признаки договорных отношений в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства и концессионных соглашений. Обоснована необходимость совершенствования и более широкого применения на практике этой формы сотрудничества. Выделены основные причины, препятствующие данному процессу, как в целом по стране, так и в сельской местности, предположен комплекс мер, направленных на их устранение и превращение рассматриваемого партнерства в эффективный инструмент развития села. В этих целях, в частности, обоснована необходимость устранения нестыковок в законодательной базе; повышения финансовой самостоятельности сельских муниципальных образований; создания механизма, обеспечивающего повышение заинтересованности органов власти в развитии этой формы сотрудничества; внесения уточнений в методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; усиления внимания к данной проблеме в программах подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся развитием сельских территорий.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Государственно-частное партнерство в системе инвестирования в социальную инфраструктуру сельских территорий

КУЛОВ АСЛАН

Одной из ключевых проблем современного этапа развития общества выступает диспропорция в притоке долгосрочного капитала в социальную инфраструктуру сельских территорий. И перспективным направлением разрешения этой проблемы выступает государственно-частное партнерство, выступающее как институт, способствующий притоку инвестиций в эту важнейшую сферу жизнеобеспечения населения сельских территорий страны. В статье делается акцент на необходимости смещения политики финансирования от кредитования к системе инвестирования развития социальных объектов инфраструктуры села, в т.ч. за счет ресурсов привлечения квалифицированных инвесторов на принципах государственно-частного партнерства. Выявлена тенденция более быстрого роста заимствования на рынке субъектов Российской Федерации. На 01.01.2017 г. объем заимствований достиг 2,35 трлн руб. В структуре заимствований существенную долю занимают кредитные ресурсы от кредитных организаций и международных финансовых институтов, а также бюджетные кредиты от вышестоящих бюджетов. Механизм реализации государственно-частного партнерства в системе инвестирования в социальную инфраструктуру сельских территорий может быть реализован в виде долевого участия частного капитала в государственных и муниципальных предприятиях. Для стимулирования вложений в долговые обязательства регионов на федеральном, региональном и муниципальном уровне предлагается создать льготный налоговый режим для инвесторов.


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Развитие экспорта российской сельскохозяйственной продукции на основе сетевого сотрудничества в апк

КОТЛЯРОВ ИВАН

Цель статьи - разработка рекомендаций по использованию сетевых форм для развития экспорта продукции отечественного АПК. В статье дано описание ряда форм сетевого сотрудничества между предприятиями агропромышленного комплекса, логистическими компаниями и государством, которые могут быть использованы для развития экспорта сельскохозяйственной продукции. К таким формам относятся: кооперация, государственно-частное партнерство, стратегические альянсы и аутсорсинг. Показаны основные направления применения сетевого сотрудничества для развития экспорта. Описаны возможные модели организации и функционирования сетевых партнерств. Результатом статьи можно считать то, что, несмотря на доминирование в отечественном АПК вертикально интегрированных предприятий, применение сетевых форм сотрудничества для развития экспорта вполне целесообразно. Кроме того, в АПК рекомендуется применять такие нетипичные (для сельского хозяйства) формы сетевого партнерства, как стратегические альянсы и аутсорсинг. Роль сетевого сотрудничества заключается в объединении усилий независимых предприятий для формирования необходимой для экспорта транспортно-логистической инфраструктуры и продвижения отечественной продукции на иностранных рынках.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Проблемы и возможности развития мясного скотоводства россии

ХАЙРУЛЛИНА ОЛЬГА

Развитие мясного скотоводства обусловлено необходимостью достижения, с одной стороны, показателей Доктрины продовольственной безопасности, а с другой - медицинскими нормами питания населения. Выявлен дефицит потребления говядины - 29‰ при одновременном сокращении объемов производства мяса крупного рогатого скота в РФ. Основная причина - сокращение численности поголовья скота молочного направления при недостаточных темпах развития специализированного мясного скотоводства. Доля продукции, полученной от мясного и помесного скота, составляет 15,4‰. Обзор рынка свидетельствует о том, что акцент потребителей направлен на более дешевый вид - мясо птицы. Однако существует объективная необходимость рационального питания населения в рамках продовольственной безопасности страны. Для этого надлежит наладить индустриальное производство говядины с использованием интенсивных ресурсосберегающих технологий. Доказано, что при таком выращивании молодняка увеличивается живая масса и улучшается качественный состав мяса. Требуется учитывать локализацию данной подотрасли, что тесно связано с наличием и размещением кормовой базы. Сокращение удельного веса пастбищного корма в кормовом балансе приводит к снижению рентабельности производства говядины. Увеличение уровня концентрации поголовья КРС оказывает положительное влияние на рентабельность производства. Выявлены проблемы, препятствующие развитию мясного скотоводства: высокая доля ЛПХ населения, неразвитость материальной и институциональной инфраструктуры рынков сбыта, низкий уровень доходности, импортозависимость от ключевых ресурсов, высокая степень изношенности основных фондов, низкий уровень государственной поддержки, нерациональное использование естественных кормовых угодий. Необходима государственная поддержка для развития инвестиционных процессов. Предложено использовать государственно-частное партнерство в различных формах, в зависимости от финансовых возможностей. Долгосрочная основа сотрудничества создаст необходимые условия расширенного воспроизводства подотрасли. Для стимулирования потребления, что не менее важно, внедрять механизмы внутренней продовольственной помощи на федеральном уровне.


Выпуск № 4, Апрель 2017 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка конкурентоспособности региона для реализации государственно-частного партнерства в животноводстве

КОЛОМЕЕВА ЕЛЕНА

Цель работы - совершенствование взаимоотношений между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями на базе государственно-частного партнерства. Предлагается методический подход к оценке конкурентоспособности субъектов Российской Федерации для реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере животноводства. Предлагается использование метода оценки единичной полезности товара. Оценка производится с помощью модели, характеризующейся тремя компонентами: структурой модели, отражающей взаимосвязи; весовыми коэффициентами; способом оценки. Предложен способ определения полезности региона, основанный на оценке степени близости реальных значений показателей эффективности рассматриваемого субъекта к желаемому на государственном уровне значению этих показателей. Апробация методики выполнена на примере субъектов Центрального федерального округа. В качестве основы для позиционирования субъектов Российской Федерации используются два параметра: 1) единичная полезность региона; 2) расстояние рассматриваемого региона от идеального. Были выделены регионы, характеристики которых в наибольшей степени удовлетворяют потребности государства, которые обладают наибольшей эффективностью производства и реализации продукции животноводства, а также инвестиционной привлекательностью: Белгородская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Наиболее перспективной для реализации предложенного механизма государственно-частного партнерства является средняя группа регионов с единичной полезностью 0,5-0,9. В данную группу входят Московская, Ярославская, Рязанская, Воронежская, Брянская, Калужская, Орловская области. Эти субъекты обладают развитой институциональной средой в сфере государственно-частного партнерства, опытом реализации соответствующих проектов, а также высокой инвестиционной привлекательностью. Описанный методический подход позволяет дать точную количественную оценку несоответствия каждого фактора, влияющего на общий показатель эффективности (полезности), что позволит определять направления улучшения конкурентной позиции субъектов Российской Федерации.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Развитие инновационных процессов в растениеводстве россии

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ, МИХАЙЛУШКИН ПАВЕЛ, СЛЕПНЕВА ТАТЬЯНА

В статье рассмотрены проблемы инновационного развития российского АПК на примере подотрасли растениеводства, показано значение государственной инновационной политики как основного фактора эффективности функционирования отрасли. Современное положение подотрасли растениеводства можно охарактеризовать как этап заимствования инноваций. Сельскохозяйственное производство России без использования биотехнологических инноваций будет оставаться высокозатратным и проигрывать в конкурентоспособности ведущим западным державам. В то же время следует усилить контроль над производством, оборотом и перемещением генно-инженерно-модифицированных растений, животных и микроорганизмов на территории Российской Федерации. В связи с этим особенно важна государственная поддержка развития селекции и семеноводства, формирования эффективной сети селекционно-семеноводческих и генетических центров, импортозамещения высокопродуктивных сортов и гибридов полевых культур. Повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей в растениеводстве и спроса на инновации со стороны бизнеса - главная задача сегодняшнего дня. Основными организационными формами этого партнерства будет формирование технологических платформ и региональных кластеров.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Государственно-частное партнерство как модель развития инновационной экономики страны

ГНЕЗДОВА ЮЛИЯ, ОСИПОВ АНДРЕЙ, КУЗИН ДМИТРИЙ, РУКИНА ИРИНА, ЦАГОЛОВ ГЕОРГИЙ

Современное развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется рядом факторов, влияющих на увеличение масштабов и видов взаимодействия бизнеса и власти. Проекты государственно-частного партнерства разрабатываются более чем в 50 странах мира. ГЧП дает возможность использовать ресурсы частного бизнеса в различных отраслях и сферах, которые являются собственностью государства, для увеличения эффективности расходования бюджетных средств. Образовательные учреждения, медицинские центры и больницы, социальное жилье - основные объекты программы ГЧП, главным образом на основе модели управления (концессия) и заключения контрактов на управление. Сложность проектов государственно-частного партнерства, недостаточность институциональной среды, отсутствие опыта и компетенции соответствующих властей, комплексный характер контрактов и их долгий срок реализации определяют основные проблемы развития и использования ГЧП. Государственная инновационная политика зависит от использования конкретных мер, которые направлены на ускоренное инновационное развитие (различные льготы, финансовая поддержка, меры по улучшению взаимодействия науки и бизнеса), а также от распределения ролей государства и частного сектора в данных процессах. Региональные законы об участии в ГЧП имеют 70 из 83 субъектов РФ. В 2014 году при реализации всех проектов были использованы следующие формы: концессия - 53‰; региональный закон - 35‰; формы, близкие к ГЧП - 12‰. При осуществлении инновационных, рискованных, но столь актуальных для развития российской экономики проектов использование инструментов ГЧП может обеспечить более эффективное взаимодействие бизнеса и государства.


Выпуск № 12, Декабрь 2015 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Региональные особенности экономического регулирования молочного скотоводства

ТЕЛЕГИНА ЖАННА

В условиях реформирования АПК страны принципиально изменяется подход к обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оказание всемерной помощи сельскому хозяйству ведёт к повышению конкурентоспособности, появлению дополнительных ресурсов, которые создают соответствующую часть спроса на факторы производства, увеличивает привлекательность отрасли для кредитных, инвестиционных и других институтов. Целями осуществления мероприятий по развитию производства молочной продукции является обеспечение импортозамещения и повышение уровня потребления молочных продуктов за счет увеличение объемов производства цельномолочной продукции, сливочного масла и сыра из собственных сырьевых ресурсов, а также увеличение использования молочной сыворотки на пищевые цели. Государственно-частное партнерство способствовало снижению производственных и финансовых рисков, поддержке стабильности ситуации на рынке молочной продукции. Вместе с тем, проблемы по урегулированию рынка остаются не до конца решенными. Так, с наращиванием производства молока сразу снижаются закупочные цены, и весь доход от дополнительно произведенного молока перераспределяется перерабатывающим и торговым предприятиям. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в этих условиях не остается средств не только для расширенного воспроизводства на инновационной основе, но даже и для простого воспроизводства. Решить эти проблемы можно посредством развития в каждом регионе молочных кластеров.


Выпуск № 8, Август 2015 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Внебюджетные источники финансирования как инструмент развития сельских муниципальных районов

КОСЕНКО ОКСАНА

Вопросы социального развития села упираются в недостаточное финансирование за счет средств консолидированного бюджета. Автор предлагает использовать механизм государственно-частного партнерства в виде системы фондов муниципальных облигаций для развития сельских территорий посредством структурирования и объединения инвестиционных фондов облигаций. Механизм финансирования инвестиций в социальные объекты села посредством использования инструментов долгового рынка является наиболее перспективным вариантом, который распределяет риски между участниками партнерства - государством и множеством частных институциональных инвесторов. Роль государства может состоять в применении инструментов компенсации или стимулирования из бюджетов различных уровней соответственно затрат или доходов инвесторов.


Выпуск № 9, Сентябрь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Государственно-частное партнерство как инвестиционный ресурс социально-экономического развития апк

ИШМУРАТОВ МИННИРАИС, ЛАРЦЕВА СВЕТЛАНА, БОНДАРЕНКО ТАТЬЯНА

Анализ состояния и динамики развития агропромышленного комплекса и сельских территорий показал, что аграрный сектор продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности финансами, средствами механизации, высокой степени их износа и нехватки трудовых ресурсов необходимой квалификации. Низкой остается заработная плата работников занятых в сельскохозяйственном производстве. Признаки неблагополучия наблюдаются в социальной и инженерной инфраструктуре села, уровне и качестве жизни сельского населения. Выход сельского хозяйства из кризиса, устойчивое развитие сельских территорий как свидетельствует опыт развитых стран, возможны путем ориентации агропромышленного комплекса на инновационное развитие на основе инструментов государственно-частного партнерства.


Выпуск № 10, Октябрь 2013 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Некоторые проблемы развития агропромышленной интеграции на основе кластерного подхода

СЕМЕНОВИЧ ВАЛЕРИЙ, ГУСЕЙНОВ ЭМИН

Кластерная политика является теперь и на перспективу основой инновационного развития национальной экономики. Для создания и развития агропромышленного кластера необходимы тесные долговременные экономические связи предприятий одного региона, использующих инновационные достижения в растениеводстве, животноводстве и в переработке сельскохозяйственной продукции. Проведенный анализ показывает, что в большинстве случаев кластеры в АПК развиваются на базе крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий в районах, где традиционно освоено то или иное направление или определенная отрасль. Проведен анализ развития агропромышленных объединений и территориальных кластеров в 17 областях Центрального Федерального округа за период 2000-2012 гг. Главными направлениями агропромышленной интеграции в ЦФо являются: свеклосахарное, молочное, мясное, молочно-мясное, свиноводческое, птицеводческое, зерновое, овощеводство открытого грунта, овощеводство закрытого грунта (теплицы), цветоводческое, садоводческое и плодово-ягодное и др. На базе проведенного анализа показаны основные направления развития агропромышленной интеграции и пути решения ее проблем на основе кластерного подхода.


Выпуск № 11, Ноябрь 2012 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Механизмы инновационного развития апк россии

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ

Обоснована объективная необходимость инновационного развития АПК России. Анализируются меры государственной поддержки технико-технологической модернизации сельского хозяйства. Отмечена низкая эффективность российской аграрной науки, отсутствие четкой системы трансферта инновационных продуктов хозяйствующим субъектам. Рассмотрены ассигнования на инновационное развитие агропроизводства, предусмотренные в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», институты инвестиционного развития, меры совершенствования взаимоотношений с Россельхозакадемией.