ISSN 2070-0288

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА


Выпуск № 11, Ноябрь 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Проблемы создания сети оптово-распределительных центров

ОНЕЖКИНА ОЛЬГА

Функционирование агропродовольственного рынка затрудняется проблемами, возникающими на всех стадиях цепочки товародвижения от производителей к конечным потребителям. На стадии производства это высокий удельный вес продукции, производимой мелкотоварными производителями, которые испытывают недостаток мощностей хранения и трудности сбыта продукции, потери составляют до 40‰. Неразвитая логистика приводит к существенным потерям продукции на всех стадиях товародвижения от производителя к потребителю. Эти потери достигают 40-50‰ в процессе хранения, транспортировки и переработки. Одним из путей решения этих проблем может стать строительство сети оптово- распределительных центров, для которых разработана государственная программа поддержки. Появление на рынке оптово-распределительных центров не разрушит сложившуюся структуру рынка, а будет способствовать ее совершенствованию, позволит сократить наценку посредников, что в конечном итоге уменьшит цену продукции и увеличит объемы потребления свежего продовольствия. Однако возможность ее реализация подвергается сомнению из-за жестких требований, которые мелкотоварные производители не в состоянии выполнить, ориентации программы на масштабные инфраструктурные проекты. Существуют опасения, что закупки продукции фермеров будут осуществляться по демпинговым ценам, а стоимость услуг по хранению и подработке будет высокой. Предложена формула расчета оптимальной мощности единовременного хранения продукции в распределительном центре с привязкой к конкретному месту локации, основанная на фактическом потреблении продукции и уже имеющихся мощностях оптовых баз.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Меры государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН

Для полного обеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и её продовольственной независимости от импорта из-за рубежа необходима техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. В статье приведены данные о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - антикризисном плане Правительства Российской Федерации на 2015 год, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2016 год», постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; поступившие данные от Минсельхоза России, АО «Росагролизинг», Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России» и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Для сохранения темпов кредитования отрасли размер процентной ставки должен колебаться в пределах 5-7‰ в год. В условиях возрастающей нагрузки на сельхозтехнику актуально использование опыта организации машиноиспользования в машинно-технологических станциях. Одним из направлений федеральной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства России является создание равных экономических возможностей с сельскохозяйственными организациями по созданию и использованию получаемой прибыли, что зависит от перечня и размера взимаемых налогов.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Проблемы актуализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Государственная программа во многом определяет развитие агропромышленного производства и прежде всего его основы - сельского хозяйства. Она является логическим продолжением первой Государственной программы, определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка, финансовое обеспечение и организационно-экономические механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности. Однако применение множества оценочных показателей за ходом и результатами реализации Государственной программы не дает однозначного ответа на выполнение всех ее основных мероприятий и их результативности. Учитывая эти обстоятельства, препятствующие более объективной оценке хода и результатов реализации Государственной программы, целесообразно: уменьшить количественный состав применяемых оценочных показателей; структуризировать Государственную программу, придав ей более логически выверенную структуру; не допускать ежегодной корректировки бюджетов основных мероприятий более чем на 10-15‰; полнее задействовать организационно-экономический механизм, направленный на эффективное использование территориальных конкурентных преимуществ страны; реально отражать заявленные цели через применение основных мероприятий, использование соответствующих показателей; усилить научное обеспечение Государственной программы. Государственная программа является инструментом по адаптации аграрной сферы экономики к требованиям ВТО, Евразийского экономического союза и Союзного государства.


Выпуск № 6, Июнь 2015 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Инструментарий сценарного прогнозирования в системе принятия управленческих решений в аграрной экономике ставропольского края

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ, ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, СКРИПНИЧЕНКО ЮРИЙ

В статье осуществлен расчет прогнозных значений основных показателей развития отдельных подотраслей сельского хозяйства Ставропольского края на основе построения пространственно-динамических эконометрических моделей. Предложенные эконометрические модели были использованы для прогнозирования производства, реализации и цены на зерновые культуры и семена подсолнечника в Ставропольском крае на период 2015-2030 гг. Применяемый авторами эконометрический подход к моделированию и прогнозированию основных показателей состояния и развития растениеводства позволяет выбрать оптимальный вариант управленческого решения и обеспечивает наивысшую эффективность данного решения в определенный момент времени. В процессе исследования выявлены прогнозные траектории целевых индикаторов государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства», получены варианты (инерционный, пессимистический, оптимистический) оценок их значений на период до 2025 года, проведен анализ соответствия значений основных целевых индикаторов полученным вариантам прогноза. Построение эконометрических моделей целевых индикаторов государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» и использование результатов их сценарного прогнозирования следует рассматривать как инструментально-методическую основу разработки программ социально-экономического развития отраслей и территорий. Внедрение в практику управления инструментов моделирования и прогнозирования позволит существенно повысить результативность реализуемых программных мероприятий.


Выпуск № 4, Апрель 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Оценка реализации государственной программы ставропольского края «развитие сельского хозяйства»

ГЕРАСИМОВ АЛЕКСЕЙ, ГРОМОВ ЕВГЕНИЙ, СКРИПНИЧЕНКО ЮРИЙ

Обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития регионов требует совершенствования инструментария стратегического планирования и прогнозирования. Авторами обоснована необходимость дополнения системы стратегического планирования социально-экономического развития отдельных отраслей экономики региона практикой применения методов перспективной экстраполяции. В процессе исследования выявлены прогнозные траектории целевых индикаторов государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства», получены варианты (инертный, пессимистический, оптимистический) оценок их значений на период до 2025 года, проведен анализ соответствия значений основных целевых индикаторов полученным вариантам прогноза. Построение эконометрических моделей целевых индикаторов государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» и использование результатов их сценарного прогнозирования следует рассматривать как инструментально-методическую основу разработки программ социально - экономического развития отраслей и территорий. Апробированный алгоритм прогнозирования имеет широкие возможности в решении прикладных задач разработки, мониторинга и коррекции целевых индикаторов стратегических программ социально-экономического развития региона.


Выпуск № 6, Июнь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Региональные аспекты осуществления несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства

ПЛАЕВА АЛЬБИНА

В статье анализируется новый механизм государственного финансирования - несвязанная поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции растениеводства, его отличие от ранее практиковавшейся системы компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Автор рассматривает структуру государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Северная Осетия - Алании, вновь введенные на региональном уровне правила получения субсидии, недостатки методики ее расчета и административные препятствия. Проведен сравнительный анализ выделяемых средств на один гектар посевной площади в России и странах Европейского Союза, позволивший сделать вывод о недостаточности финансирования и необходимости изыскания резервов в бюджетах всех уровней. Сформулированы предложения по приведению механизма несвязанной поддержки в соответствие требованиям Соглашения ВТО по сельскому хозяйству, в том числе, пересмотр критерия результативности субсидирования. Для оптимизации системы субсидирования предлагается изыскать резервы для увеличения возможностей софинансирования за счет регионального бюджета, упростить процедуру получения субсидии, в том числе сократить перечень документов и пересмотреть методику расчета, обеспечить максимально эффективную деятельность уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, минимизировав бюрократические проволочки.


Выпуск № 12, Декабрь 2013 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Экономические аспекты развития отечественного рисоводства в новых экономических условиях

САНДУ ИВАН, БЕЛОВА ИРИНА

В статье рассматриваются экономические аспекты развития отечественного рисоводства в новых экономических условиях, и обосновывается необходимость государственного регулирования рисоводческой отрасли. Авторами представлен анализ состояния рисоводческой отрасли в аграрном секторе экономики Российской Федерации, характеризующийся следующими тенденциями: рост спроса, посевных площадей под рисом, урожайности; эффективность селекционной работы; ежегодное производство риса - сырца составило более 1 млн. т. Наиболее приемлемым вариантом решения задачи по увеличению производства конкурентоспособного зерна риса авторы считают поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов


Выпуск № 11, Ноябрь 2013 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Развитие потребительской кооперации в молочном скотоводстве ульяновской области

ДЕМИШКЕВИЧ ГАЛИНА, ПЕТРОВ АЛЕКСЕЙ

Исследован уровень и динамика развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в молочном подкомплексе Ульяновской области в 2008-2012 годы. Причиной сокращения производства молока в Ульяновской области стало снижение производства в хозяйствах населения. Поддержать малые формы хозяйствования на селе можно за счет развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в молочной отрасли Ульяновской области авторы оценили как недостаточный, рассчитав удельный вес молока, реализованного через систему потребительской кооперации, в общем объеме его производства. Через систему потребительской кооперации проходило в 2012 году только 8,2‰ от произведенного в области молока, в том числе 10,1‰ - от молока, производимого в хозяйствах населения. Для хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств отсутствие или слабое развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации существенно затрудняет возможности реализации молока.


Выпуск № 7, Июль 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Проблемы стратегического планирования развития сельского хозяйства

БЕСПАХОТНЫЙ ГЕННАДИЙ

В статье рассмотрены этапы в развитии государственного регулирования, обоснована необходимость формирования стратегического планирования сельского хозяйства. Автором проведен анализ принятых и реализуемых государственных программ, выявлены недостатки и предложены направления их совершенствования: создание инвестиционно-инновационных центров, пересмотр сложившейся финансово-кредитной системы, разработка комплексной программы субсидирования и регулирования, формирование системы поддержки доходов, передача функций поддержки доходов на федеральный уровень.


Выпуск № 6, Июнь 2013 г., рубрика "Размещение производства"

Современное состояние скотоводства в ставропольском крае

ХАПАЕВ ИЛЬЯС

Рассмотрено состояние мясного скотоводства в Ставропольском крае. Отмечены определенные успехи в его развитии, резервы дальнейшего роста, основные инновационные программы, осуществление которых сформирует материально-техническую базу скотоводства. Определены основные факторы, влияющие на эффективное ведение скотоводства.


Выпуск № 8, Август 2010 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Обеспечить дальнейшее устойчивое развитие агропроизводства и сельских территорий

СКРЫННИК ЕЛЕНА

Приведены основные данные о развитии сельского хозяйства Российской Федерации за последние пять лет. Рассмотрены перспективы агропромышленного комплекса России на 2011-2013 гг., основные направления государственной поддержки аграрной сферы, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Изложены нововведения в части агрострахования. Обоснована необходимость программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Анализируются приоритетные направления развития мясного животноводства до 2020 г., основные факторы обеспечения его конкурентоспособности в условиях глобального агропродовольственного рынка.


Выпуск № 8, Август 2010 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Мониторинг деятельности сельскохозяйственных консультационных служб

МАКОВЕЦКИЙ ВЛАДИМИР, ПРИЕМКО ВАЛЕРИЙ, ГУРЕЕВ АНТОН

Рассмотрены итоги мониторинга деятельности информационно-консультационных служб (ИКС) 30 регионов Российской Федерации в 2008-2009 гг., проведенного в рамках реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Проанализированы состав респондентов, организационно-правовые формы ИКС, их финансирование, объемы услуг служб, проблемы в их деятельности, оценка хода реализации Госпрограммы и т. п. Сформулированы выводы и разработаны предложения по усилению роли ИКС в осуществлении инновационной деятельности госорганов и хозяйствующих субъектов.