ISSN 2070-0288

SUBSIDIES


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Совершенствование механизма распределения бюджетной поддержки на основе стоимостного подхода

ЛОГИНОВ АЛЕКСАНДР

На основании Стратегии развития агропромышленного комплекса Свердловской области определены основные цели государственной поддержки сельского хозяйства. Предложен альтернативный подход к распределению бюджетных средств и проведена его адаптация к существующему механизму размещения государственной поддержки между сельхозтоваропроизводителями. Более высокий уровень государственной поддержки может быть обеспечен за счет экстенсивного роста (увеличение посевных площадей, поголовья), при относительно неизменном уровне стоимости бизнеса, либо за счет повышения внутренней эффективности предприятия (интенсификации производства, оптимизации хозяйственных цепочек и т.д.), вызывающей повышение стоимости бизнеса. Внедрение предлагаемого механизма распределения бюджетной поддержки, основанного на стоимостном подходе, перераспределит существующие потоки в пользу эффективного бизнеса.


Выпуск № 10, Октябрь 2020 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Участие государства в финансировании инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей региона

ОВСЯНКО ЛИДИЯ

В агропромышленном комплексе наблюдается сокращение как объемов государственной поддержки в целом, так и финансирования инвестиций в основной капитал. При этом определяющими для сельхозтоваропроизводителей выступают реальные инвестиции, которые являются основой для их производственной деятельности. На сегодняшний день государством реализуется ряд мер по поддержке технической и технологической модернизации и инвестиционной деятельности в АПК. В этой связи, на примере Красноярского края поведен анализ осуществляемых инвестиционных проектов, а также предложен показатель для оценки государственного участия в их финансировании.


Выпуск № 9, Сентябрь 2020 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Совершенствование механизма государственной поддержки развития интенсивного садоводства

МИНАКОВ ИВАН

Основными направлениями государственной поддержки развития садоводства и питомниководства, создания производственной инфраструктуры по хранению плодов и их переработке являются льготное краткосрочное и долгосрочное кредитование; компенсация части затрат на создание селекционно-питомниководческих центров, строительство плодохранилищ и линий по товарной подработке плодово-ягодной продукции; возмещение части затрат на закладку садов и ягодников, создание системы орошения, установку противоградовой сетки, шпалеры, уход за молодыми насаждениями и раскорчевку плодовых насаждений старше 20 лет; использование ввозной таможенной пошлины. На основе анализа капитальных затрат в садоводстве определено, что сельскохозяйственные товаропроизводители 62,9‰ инвестиций направляют на закладку интенсивных садов и 24,9‰ - обычных насаждений. Установлено положительное влияние роста размера государственной поддержки на увеличение площади закладки интенсивных садов и производства плодов в них. Для достижения продовольственной независимости – уровня самообеспечения фруктами и ягодами не менее 60‰, предусмотренного в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации необходимо площадь закладки садов увеличить почти в два раза. Дальнейшему развитию садоводства будет способствовать совершенствование и увеличение государственной поддержки отрасли, ее дифференциация в зависимости от типа сада и плотности посадок растений на 1 га, возмещение 30-35‰ прямых понесенных затрат на строительство производственной инфраструктуры садоводства. Государственная поддержка должна стимулировать развитие интенсивного садоводства.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Экономический потенциал лизинга в условиях модернизации апк

КИРИЦА АЛЕКСЕЙ

В статье рассматривается роль лизинга в модернизации АПК Московской области. Опираясь на историческую ретроспективу и современное состояние сельских территорий Подмосковья, определен уровень развития сельского хозяйства в регионе. Автором сделан вывод о высокой конкурентоспособности сельского хозяйства Московской области, о чем свидетельствуют высокие показатели производства сельскохозяйственной продукции и устойчивый рост посевных площадей сельскохозяйственных культур. По состоянию на 2018 г. Московская область по производству сельскохозяйственной продукции занимает 13 место в России и 6 место среди регионов Центрального федерального округа. Одновременно с этим, анализ состояния материально - технической обеспеченности сельского хозяйства в Московской области свидетельствует о недостаточной технической оснащенности функционирующих в регионе сельскохозяйственных организаций, высокой степени физического и морального износа основных фондов, низкой степени внедрения новых технологий в сельскохозяйственную деятельность предприятий. Стимулировать сельхозпроизводителей к модернизации парка сельскохозяйственной техники и внедрению цифровых инноваций в условиях дефицита финансовых ресурсов призван федеральный лизинг. Осуществлен сравнительный анализ условий предоставления в лизинг сельскохозяйственной техники в лидирующих лизинговых компаниях. Рассмотрены существующие субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в Московской области, обозначены основные направления модернизации льготной лизинговой системы в АПК.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Инструменты налогового планирования для субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе

МОИСЕЕВА ОЛЬГА

Налоговое планирование предполагает оптимизацию размера налогов и страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе. Применение инструментов, которые позволяют минимизировать размер обязательных платежей, ограничивается действующим налоговым законодательством. Положительный эффект от применяемых инструментов необходимо соотносить с налоговыми рисками. Налоговое планирование необходимо осуществлять до регистрации субъекта предпринимательства. Инструменты налогового планирования должны учитывать масштабы и виды деятельности, регион, а также перспективы развития субъекта. Общая система налогообложения предполагает уплату налога на прибыль организаций (ставка для сельскохозяйственных производителей – 0‰), налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций. Применение специальных налоговых режимов предполагает уплату единого налога, который заменяет уплату налога прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций. Также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право использовать пониженные тарифы страховых взносов. Инструменты налогового планирования необходимо применять также с учетом текущей экономической ситуации. Субсидии, освобождения, отсрочка и рассрочка позволят наиболее пострадавшим субъектам малого и среднего предпринимательства направить финансовые средства на развитие своей деятельности.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "За рубежом"

Прямые инвестиции в сельском хозяйстве россии в условиях еаэс

КУЛОВ АСЛАН

В статье рассматриваются вопросы прямых инвестиций и выявлены диспропорции в движении притока-оттока капитала при инвестировании в страны-члены ЕАЭС. Анализируется видовая структура прямых инвестиций в России и аграрном секторе экономики. Выявлены диспропорции в распределении прямых инвестиций в сельском хозяйстве на региональном уровне, не связанные с наличием производственных ресурсов (на примере площадей сельскохозяйственных угодий). Отмечается необходимость расширения государственной поддержки прямых инвестиций в сельском хозяйстве.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Использование инструментов государственной поддержки для обеспечения продовольственной безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы

НАПРИС ЖАННА, ТОКАРЕВА ВАЛЕНТИНА

Актуальность исследования обусловлена проблемами обеспечения продовольственной безопасности. Одним из основных направлений развития сельскохозяйственного и аграрного производства на базе учреждений уголовно-исполнительной системы выступает стремление к самообеспечению за счет производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Использование дополнительных государственных рычагов воздействия позволит увеличить посевные площади и объемы производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, добиться высоких показателей эффективности работы и достичь стабильного уровня продовольственной безопасности исправительных учреждений. В рамках подготовки данной работы, авторами были изучены теоретические аспекты реализации программ поддержки сельхозтоваропроизводителей в России, проанализированы статистические данные исследуемых проблемных секторов, находящиеся в открытых источниках и на официальных сайтах, а также материалы данных секторов, представленные автору по официальным запросам, проводимым в рамках выполнения заявок Управления тылового обеспечения ФСИН России, сформулированы выводы и предложения. В качестве результата исследования показано, что основным препятствием для включения подсобных хозяйств и предприятий УИС сельскохозяйственного профиля в государственные программы поддержки является отсутствие узкой сельскохозяйственной специализации, позволяющей получать доход по данному направлению не менее 70‰ в год.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

О необходимости совершенствования механизма оценки эффективности системы государственной поддержки апк

СЁМИН АЛЕКСАНДР, МАЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ, ЛОГИНОВ АЛЕКСАНДР

В силу своих особенностей отрасль сельского хозяйства нуждается в государственной поддержке. Очевидно, что существующий механизм распределения бюджетных средств демонстрирует низкую эффективность и зачастую направлен не на создание общественных благ, а на лоббирование частных интересов. Финансирование субъектов АПК осуществляется без четкой привязки к экономической эффективности организаций. В статье проводится анализ распределения средств государственной поддержки АПК на региональном уровне. Обоснована необходимость в совершенствовании методик отбора предприятий для субсидирования и последующей оценки эффективности бюджетных вложений.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Эффективность государственной поддержки агарного малого бизнеса

СТАРКОВА ОЛЬГА

Государственная поддержка агарного производства включает и стимулирование малого предпринимательства на селе. Ограниченность бюджетных ресурсов требует эффективного и рационального их использования. Целью исследования является анализ государственной поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве. В работе нашли применение экономические и статистические приемы и методы. Обоснована необходимость совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в аграрной сфере. Уточнены функции малого бизнеса. Выявлена доля сельского малого предпринимательства в общем количестве малого бизнеса в Пермском крае. Проведен анализ численности занятых и оборот производства на малых предприятиях. Сделан вывод об увеличении производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. Определена структура финансирования государственной поддержки развития малого бизнеса в сельской местности Пермского края. Сделан вывод о неполном использовании бюджетных средств, предназначенных на стимулирование малого бизнеса. Предложено ужесточить ответственность кредитных организаций за несвоевременное предоставление сведений по используемым кредитам, что ограничивает возможность малых предприятий воспользоваться субсидированием части процентной ставки по банковским кредитам.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "За рубежом"

Субсидирование инвестиций в молочной отрасли стран европейского союза

КУЛОВ АСЛАН

В статье рассматривается субсидирование инвестиций на примере молочных ферм стран-членов Европейского союза. Проанализированы тенденции валовых и чистых инвестиций фермерских хозяйств, выявлены взаимосвязи между доходностью фермы и объемами её государственной поддержки в виде субсидий на инвестиции и несвязанной поддержки. Отмечается наблюдаемый процесс роста капитала молочных ферм, сопровождаемый снижением количества фермерских хозяйств. На основе проведенного анализа предлагается применение механизма субсидирования инвестиций товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Российской Федерации наряду с другими мерами государственной поддержки.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Совершенствование организационно-экономических основ инновационной деятельности в агропромышленном комплексе региона

СЁМИН АЛЕКСАНДР, МАЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ

В статье рассматриваются организационно-экономические вопросы целесообразности и необходимости развития методических положений оценки крупных инновационно-инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе региона, составляющих основу долгосрочной стратегии функционирования региональной отраслевой технической и технологической политики, основанной на инновационной деятельности. В работе выдвинуто предположение, что дискретно-динамическое балансовое моделирование способствует системному подходу к оценке вариантов региональных отраслевых стратегий технической и технологической политики, основанных на инновационной деятельности. Дискретно-динамическое балансовое моделирование позволяет дать реальное представление о необходимых финансовых ресурсах для реализации крупных инновационно-инвестиционных проектов на различных временных участках с учетом особенностей развития всех важнейших институциональных структур, окружающих агропромышленный комплекс. В статье рекомендуется совершенствовать существующие правовые и методические подходы к оценке инновационно-инвестиционной деятельности в рамках формирования концепции и долгосрочной стратегии развития региональной отраслевой технической и технологической политики при предоставлении субсидий и кредитов.


Выпуск № 8, Август 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Тенденции и проблемы государственной поддержки в аграрном секторе кабардино-балкарской республики

РАХАЕВ ХАДИС, МАКИТОВА ЗАИДАТ

Рост народонаселения и уровня жизни требует увеличения объема продовольствия, в чем важное место принадлежит сельскому хозяйству. Эти объективные условия стимулируют переход сельского хозяйства на новую модель развития, в которой важное место занимают инновации и инвестиции. В то же время следует иметь в виду, что у самого сельского хозяйства нет достаточного объема инвестиций, который необходим для запуска и развития инвестиционной модели. Государство, с одной стороны, формирует базисные конструкции инвестиционной модели, а с другой, создает привлекательный климат для инвесторов. В то же время следует учитывать разный уровень развития сельского хозяйства в различных регионах страны, разные возможности государства в плане инвестиций. Все это в совокупности предполагает формирование специфической не только инвестиционной модели регионального сельского хозяйства, но и специфической формы (механизма) государственной помощи и поддержки. В статье делается попытка на основе анализа динамики объемов и инструментов государственной поддержки сельского хозяйства Кабардино-Балкарии выявить основные тенденции механизма государственной поддержки в региональном сельском хозяйстве, наметить мероприятия по дальнейшему развитию формирующейся инвестиционной модели регионального сельского хозяйства.


Выпуск № 9, Сентябрь 2018 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Субсидии на развитие мясного скотоводства: методические подходы к распределению средств федерального бюджета

МЕТЕЛЬКОВА ЕЛЕНА

Цель исследования - выявление способов и формулирование предложений по повышению эффективности предоставления субсидий на развитие мясного скотоводства из федерального бюджета бюджетам субъектов. Для проведения исследования были применены экономико-статистический методы, метод корреляционного анализа, а также метод сравнения. Оценка государственной поддержки за 2012-2016 годы в части субсидирования показала недостатки определения объемов финансирования на развитие мясного скотоводства и несовершенство способов определения перечня получателей бюджетных средств: объемы субсидий на поддержку экономически значимых программ развития мясного скотоводства субъектов выросли на 13‰ до 372,4 млн рублей, низкая связь объемов субсидий с объемами производства, ВВП и расходами на продовольствие («0,08», «0,08», «0,5» соответственно), несоответствие изменения объемов предоставляемых средств и результатов производства (рост на 21‰ и 51‰ соответственно) - сокращение и рост объемов происходят в разные периоды. В целях совершенствования предоставления субсидий в связи с необходимостью повышения эффективности их распределения представлены рекомендации по доработке подходов к определению объемов софинансирования расходных обязательств субъектов из средств федерального бюджета и формирования списков получателей средств.


Выпуск № 6, Июнь 2018 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Совершенствование механизмов государственной поддержки животноводства

ТИХОМИРОВ АЛЕКСЕЙ

Проанализировано современное состояние государственной поддержки животноводства и дана оценка ее влияния на развитие отрасли в современных условиях хозяйствования. Определены тенденции развития отрасли и факторы конкурентоспособности производства животноводческой продукции, определяющие инвестиционную привлекательность отрасли. Отражены изменения и рассмотрены новые механизмы оказания государственной поддержки животноводческих предприятий. Дана оценка эффективности действующих и введенных мер государственной поддержки отрасли. Установлены риски и угрозы для дальнейшего устойчивого развития животноводства, возникшие в результате изменения механизмы оказания государственной поддержки сельского хозяйства. На основании проведенного анализа предложены направления по развитию инструментов и мер бюджетной поддержки животноводства.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Механизм обеспечения инновационного воспроизводства в сельском хозяйстве новосибирской области

ПЕТУХОВА МАРИНА

Ускорение темпов развития науки и технологий в последние десятилетия требует изменения походов к формированию и реализации государственной инновационной политики. В развитых странах более 80‰ экономического роста обеспечивается за счет инновационного развития отраслей экономики. Поступательное развитие сельскохозяйственного производства также обуславливается реализацией научно-технических достижений посредством их апробации и освоения в производстве. В современных условиях повышение эффективности отечественного сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции невозможно на базе морально и физически устаревших технологий. Необходима комплексная модернизация отрасли на инновационной основе. В статье уточнены теоретические основы инновационного воспроизводства в сельском хозяйстве, а также дополнен механизм государственной поддержки перехода сельхозпроизводителей к инновационному воспроизводству. Сельхозпроизводителям должна компенсироваться часть затрат на весь комплекс мероприятий для перехода к инновационному воспроизводству, то есть предоставляться комплексная межведомственная субсидия.


Выпуск № 5, Май 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Государственное субсидирование как механизм стимулирования притока долгосрочного капитала в агропромышленное производство

ХАИРБЕКОВ АЛИХАН

Стимулирование инвестиций в АПК способствует достижению конечных целей Государственной программы путем модернизации сельского хозяйства, наращивания темпов роста производства и решения вопроса продовольственной безопасности страны. Объем выданных краткосрочных кредитов на развитие агропромышленного комплекса в 2016 г. составил 1163,3 млрд руб. Большую часть государственной поддержки по компенсации процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие агропромышленного комплекса в 2016 г. получили производители Центрального (37‰) и Приволжского (26‰) федеральных округов. Распределение субсидируемых долгосрочных и краткосрочных кредитных ресурсов необходимо производить с учетом дифференциальной ренты I. Наибольший удельный вес в структуре заемных субсидируемых ресурсов должны занимать те федеральные округа, которые находятся в более худших условиях, с точки зрения плодородия почвы и местоположения.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Развитие агрострахования в россии: реалии и перспективы

КЛИШИНА ЮЛИЯ, УГЛИЦКИХ ОЛЬГА

Проблема финансовой защиты своих имущественных интересов остро стоит перед сельхозтоваропроизводителями в силу высокой зависимости аграрного производства от стихийных сил природы. Одним из наиболее эффективных инструментов защиты и управления рисками в сельскохозяйственном производстве выступает агрострахование, или сельскохозяйственное страхование, которое обеспечивает стабильные условия производственно-хозяйственной деятельности независимо от влияния различных факторов как природно-климатического, так и биологического характера. На эффективность страховой защиты оказывают влияние уровень развития экономики страны в целом и системы страхования сельскохозяйственных рисков в частности. Сельскохозяйственное страхование способствует восстановлению и развитию производительных сил при возникающих технических и экономических проблемах, сокращает непредвиденные расходы государства, снижает действие инфляционного фактора, оптимизирует соотношение спроса и предложения. В мировой практике агрострахование - неотъемлемый атрибут успешного функционирования финансовой основы сельскохозяйственной отрасли. В то же время, практическая задача организации агрострахования сопряжена с рядом сложностей, без преодоления которых ее решение невозможно вне зависимости от формы организации и формы собственности организаций, предоставляющих страховую услугу. В статье рассматриваются динамика и проблемы развития рынка сельхозстрахования, осуществляемого с господдержкой, как важнейшего условия устойчивого развития аграрной сферы экономики России. Представлены проблемы сельскохозяйственного страхования, возникшие в результате включения государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в сфере агрострахования в состав «единой региональной субсидии». Проведен анализ обозначенного круга проблем, определены направления совершенствования системы государственной поддержки при страховании сельхозрисков, требующие первоочередного внимания со стороны органов власти.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Субсидии на развитие мясного скотоводства: методология оказания государственной поддержки на федеральном уровне

МЕТЕЛЬКОВА ЕЛЕНА

Развитие мясного скотоводства, в том числе посредством предоставления субсидий, является одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства России. Особенно актуально развитие субсидирования посредством повышения его эффективности как механизма, что связанно с консолидацией направлений субсидирования в сельском хозяйстве и постоянном росте их объемов. Целью исследования является разработка методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность субсидирования. Для проведения анализа применялись корреляционный анализ, метод сравнения, экономико-математический и статистический методы. Результаты исследования показали, что при предоставлении субсидий не учитываются экономические особенности сельского хозяйства; разница в ранге субъектов при определении предельного уровня финансирования, разрыв в уровнях расчетной бюджетной обеспеченности; отсутствие заметных изменений в объемах производства при очевидном увеличении средств государственной поддержки. Это позволяет сделать вывод о неэффективном расходовании бюджетных средств. Контроль на федеральном уровне за предоставлением достоверной отчетности недостаточен; недостаточно определена ответственность за невыполнение условий предоставления и обязательств; велика вероятность коррупционных рисков. Условия предоставления бюджетных средств могут быть определены различными показателями, между которыми нет закрепленной связи, что приводит к дисбалансу между поддержкой товаропроизводителей и организаций, занимающихся переработкой продукции.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Эффективность форм государственной поддержки и инструментов финансирования инвестиционных проектов в отраслях сельского хозяйства

СУРОВЦЕВ ВЛАДИМИР, НИКУЛИНА ЮЛИЯ, ПАЮРОВА ЕЛЕНА

В отраслях сельскохозяйственного производства России, начиная с 2014 года, наметилось замедление темпов инновационно-инвестиционного развития, в том числе по причинам несоответствия форм государственной поддержки аграрного производства изменениям макроэкономической среды и стоящими перед АПК задачами. Анализ тенденций инвестиционных процессов в отраслях АПК и сравнительной эффективности инструментов финансирования и форм государственной поддержки инвестиционных проектов, проведенный с позиции теории общественного благосостояния, выявил существенные различия между ними по рискам, широте охвата, ограничениям и эффективности для сельхозпроизводителей, нагрузке на бюджет. Расчеты совокупных затрат при реализации проектов сельскохозяйственных товаропроизводителей и общества в лице государства, выплачивающего субсидии, позволили сравнить общую финансовую нагрузку на производителей сельскохозяйственной продукции, федеральный и региональные бюджеты. Моделирование финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей при различных условиях финансирования и формах поддержки выполнено в расчете на условный проект. Новые формы господдержки инвестиционного процесса - льготное кредитование и возмещение капитальных затрат - высоко эффективны для их получателей, однако отличаются избирательностью и низкой доступностью для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обоснована необходимость корректировки распределения средств господдержки в пользу форм и инструментов, обеспечивающих достижение оптимума с позиций теории общественного благосостояния. На основе реализации «принципа наилучшего обеспечения» предложен механизм ограничения рыночной власти кредитных организаций, уполномоченных для работы с организациями АПК. Расширение возможностей для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей получения кредитных ресурсов по льготным ставкам с частичной компенсацией инвестиционных затрат особенно актуально для активизации инновационно-инвестиционного процесса в молочном скотоводстве, где средние по размеру хозяйства составляют основу отрасли.


Выпуск № 6, Июнь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности формирования и оценки региональной программы развития молочно-продуктового подкомплекса

ОВСЯНКО ЛИДИЯ, ПРОСКУРЯКОВ МИХАИЛ

Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает девятое место по производству молока. Однако в условиях свободной конкуренции молочно-продуктовый подкомплекс не в состоянии иметь доходность, сравнимую с вложениями в другие сферы, к тому же в отрасли наблюдается низкий уровень обеспеченности реальными инвестициями и т.п. Сохранение текущей динамики в молочном скотоводстве Красноярского края может привести к снижению производства. Все это свидетельствует о необходимости государственного регулирования развития подкомплекса, чему способствует использование плановых методов, позволяющих определять направления предстоящей деятельности, проектировать возможные изменения на рынке и других сферах деятельности. Действующая в Красноярском крае подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014-2020 годы не является универсальным инструментом, обеспечивающим эффективное развитие отрасли. Поэтому цель и задачи исследования - это теоретическое обоснование механизма формирования краевой программы развития молочно-продуктового подкомплекса, включающего десять этапов от анализа и выявления основных проблем развития до контроля выполнения плановых ориентиров. Неотъемлемым элементом при этом является оценка эффективности программы, основанная на сопоставлении фактических и плановых показателей количественного и качественного характера, методика проведения которой представлена в статье. Методика предполагает определение соотношения индекса прироста продуктивности коров и индекса субсидирования. Практическое применение результатов исследования повысит эффективность функционирования молочно-продуктового подкомплекса региона и сформирует предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности.


Выпуск № 12, Декабрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности государственной поддержки восстановления виноградарства в республике дагестан

КУЛОВ АСЛАН, ОРЛОВА АРИЗА

Виноградарство нуждается в государственной поддержке в связи с необходимостью восстановления этой подотрасли. Государственную поддержку виноградарства авторы рассматривают как систему мер и инструментов обеспечения расширенного воспроизводства столового и технического винограда, которые не противоречат требованиям ВТО. Среди недостатков существующего механизма государственной поддержки виноградарства авторы отмечают сокращение объема выделяемых средств, отсутствие цельности в реализации программы поддержки, дифференцированный подход к оказанию поддержки хозяйствам, недостаточность средств у хозяйствующих субъектов для поддержания процесса закладки новых насаждений и ухода за молодым виноградником. Сделан вывод о необходимости корректировки проводимой политики с многоотраслевого принципа государственной поддержки на сегментарный подход в рамках региона, изменения роли государства в размещении и специализации производства сельскохозяйственной продукции в стране, формирование государственного заказа на производство сельскохозяйственной продукции. Отмечается необходимость софинансирования вложения капитала и средств консолидированного бюджета для восстановления площадей виноградников и обеспечения инновационного развития отрасли. Государственная поддержка в сельском хозяйстве может быть эффективной, когда она сочетается с другими инструментами экономического механизма и применяется с ними в комплексе.


Выпуск № 11, Ноябрь 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Оценка эффективности государственного регулирования системы агрострахования с государственной поддержкой

СЧАСТЛИВЦЕВА ЛЮДМИЛА, ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

Страхование является одним из элементов финансовой инфраструктуры продовольственного рынка, позволяющим восполнить доходы товаропроизводителей в случае их потери из-за природных рисков, восстановить производство, гарантированно наполнить рынок продовольствием. Рассмотрена нормативно-правовая база агрострахования, а также влияние изменений в законодательстве на состояние рынка страховых услуг. Анализ основных экономических параметров страхового рынка показал снижение его ключевых параметров: количества застрахованных хозяйств; удельного веса застрахованных посевов; суммы страховой премии; величины государственных субсидий; выплат страхового возмещения. Для оценки экономической эффективности страхования определялось отношение страхового возмещения к страховой премии. Представлена оценка действующего механизма агрострахования в Российской Федерации. Сделан вывод о неэффективности экономического механизма действующей системы агрострахования с государственной поддержкой, что подтверждается отрицательной динамикой параметров рынка, необоснованностью страховых тарифов, их несоответствием реальным ущербам, снижением мотивации к страхованию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, несоблюдением приоритетности интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и бюджета. На основе проведенного анализа выполнена оценка преимуществ и недостатков действующей модели агрострахования. В целях повышения эффективности государственного регулирования агрострахования разработаны рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке методических подходов по расчету страховых тарифов и страхового возмещения, определения потребности в бюджетных средствах, оценке эффективности мер государственного регулирования модели агрострахования в России.


Выпуск № 5, Май 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Совершенствование финансово-кредитного механизма в апк в челябинской области

РУБАЕВА ОЛЬГА, КАЧУРИНА ЕКАТЕРИНА

Малый и средний бизнес вносит огромный вклад в развитие экономики регионов и страны в целом. Проведенные исследования позволили выделить проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса. По оценке экспертов кризисные процессы в экономике серьезно усугубили проблемы аграрного сектора, среди которых автором выделены: продовольственной инфляция, высокие ставки по кредитам, размер просроченной задолженности, рост стоимости импортной продукции. Попытки сделать предприятия малого и среднего бизнеса успешно развивающимися в аграрном секторе не являются столь эффективными на практике, как планирует государство. Отсутствие адекватных моделей управления и эффективного финансово-кредитного механизма воздействия на малый и средний бизнес усугубляет проблему его развития. Малый и средний бизнес сегодня остро нуждается в доступе к «длинным», обеспеченным государственными гарантиями, деньгам по разумным ставкам не выше 5-8‰ годовых. Только это даст возможность заняться эффективным импортозамещением и перевооружением производства, а также повлияет на совершенствование финансово-кредитного механизма. Требуется комплексный подход к решению вопроса развития малых и средних предприятий, в решении которого должны быть заинтересованы все участники процесса: государство, финансовые организации, сами предприятия малого и среднего бизнеса.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Меры государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН

Для полного обеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и её продовольственной независимости от импорта из-за рубежа необходима техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. В статье приведены данные о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - антикризисном плане Правительства Российской Федерации на 2015 год, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2016 год», постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; поступившие данные от Минсельхоза России, АО «Росагролизинг», Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России» и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Для сохранения темпов кредитования отрасли размер процентной ставки должен колебаться в пределах 5-7‰ в год. В условиях возрастающей нагрузки на сельхозтехнику актуально использование опыта организации машиноиспользования в машинно-технологических станциях. Одним из направлений федеральной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства России является создание равных экономических возможностей с сельскохозяйственными организациями по созданию и использованию получаемой прибыли, что зависит от перечня и размера взимаемых налогов.


Выпуск № 2, Февраль 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Импортозамещение на рынке молока: проблемы и возможные решения

ГРУДКИНА МАРГАРИТА

Введение специальных экономических мер, предоставивших возможность отечественным производителям молока заместить 22‰ молочного рынка, не привело к росту объемов производства молока. В статье раскрыты факторы, определяющие низкую эффективность производства молока и оказывающие негативное влияние на решение задач импортозамещения. Применяемые в настоящее время меры государственного регулирования отрасли, объемы и механизмы государственной поддержки производителей молока недостаточны для повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителей. Объемы государственной поддержки молочного скотоводства ежегодно сокращаются: с 34367,5 млн руб. в 2013г. до 23219,2 млн руб. в 2015г. Значительный импульс повышению инвестиционной активности в отрасли молочного скотоводства даст возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Отмечена возрастающая роль государства в регулировании рынка молока и молокопродуктов, обеспечении условий добросовестной конкуренции товаропроизводителей, в том числе, ужесточении ответственности за фальсификацию продуктов питания. Определен комплекс мер, реализация которых будет способствовать решению задач по стабилизации ситуации в молочном скотоводстве и импортозамещению молока.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Моделирование агропродовольственной политики региона

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

Проводимая в последние годы аграрная политика слабо влияет на экономический рост в сельском хозяйстве, не создает условий для обеспечения поступательного развития аграрного производства. Зарубежные санкции обострили проблему импортозамещения в АПК и продовольственной безопасности страны. Уровень производства по вилам сельскохозяйственной продукции не отвечает принципу самообеспеченности продовольствием, при этом среди производителей наблюдается акцент на выпуск неконкурентоспособной продукции и игнорирование экономически выгодного производства. Все это не способствует рациональному использованию аграрного потенциала, тормозит наращивание продовольственной мощи страны, а потому требует объединения усилий науки и органов власти по совершенствованию государственного управления в агропромышленной сфере. Для решения задачи применялись методы монографического исследования, комплексного экономического и финансового анализа, экономико-математической и эконометрической оценки, расчетно-конструктивные. Исследование проведено с использованием аналитических данных сводной бухгалтерской отчетности по сельскому хозяйству Пензенской области. В данном изыскании обобщены имеющиеся в науке и применяемые на практике модели прогнозирования развития сельского хозяйства, а также получены модели, позволяющие оценить функциональную зависимость результатов аграрной политики от средств и методов ее реализации. На их основе обоснованы сценарии развития сельского хозяйства. Результаты исследования намечается использовать для подготовки предложений органам управления АПК по совершенствованию методов и моделей механизма прогнозирования и планирования стратегического развития сельскохозяйственного производства. Проведенное исследование показывает, что низкая эффективность аграрной политики регионов связана с недостаточной идентификацией факторов и рисков в сельском хозяйстве, способов их нивелирования. Содержание прогнозных документов стратегического развития отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Они не позволяют координировать механизм государственной политики на селе, адекватный реалиям аграрной экономики. Поэтому повышение качества мероприятий, проводимых в отношении сельского хозяйства, возможно за счет усиления научной обоснованности используемой инструментальной базы прогнозирования.


Выпуск № 10, Октябрь 2015 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка свиноводства: мировой опыт, российские реалии и перспективы

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, ЛЕБЕДЕВА ОЛЬГА, КОЛОВОРОТНАЯ ВИКТОРИЯ

В статье рассмотрены механизмы действия государства в области регулирования производства и реализации свинины в России и в мире. На основе этого были предложены меры по совершенствованию системы государственного регулирования свиноводства России, а также определен объем дополнительных инвестиций, необходимых для обеспечения прироста продукции свиноводства. Поддержка свиноводства должна основываться на трех основных принципах: регулирование внутреннего рынка, государственная поддержка АПК и поддержка экспорта продукции. Для того чтобы обеспечить прирост производства 1 млн.т. в живом весе к 2018г. необходимо привлечь в отрасль около 170 млрд. рублей дополнительных инвестиций.


Выпуск № 3, Март 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Несвязанная поддержка сельского хозяйства: дифференцированный аспект

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

В работе проведен анализ механизма реализации современной аграрной политики России. На материалах Пензенской области выявлено, что действующие формы и методы господдержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам условий даже для простого воспроизводства и ведут к их концентрации только в небольшой группе рентабельных хозяйств за счет отсутствия равного доступа к бюджетным субсидиям. В итоге это не позволяет полностью использовать аграрный потенциал региона, не способствует повышению эффективности бюджетных средств и приводит к поляризации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню финансово-экономического состояния. Такое положение обусловливает необходимость введения в практику дополнительных мер, таких как несвязанная поддержка, с одной стороны, обеспечивающая увязку использования выделенных субсидий с объективными природными и экономическими условиями предпринимательской деятельности и создающая равные возможности для расширенного воспроизводства и повышения уровня доходов, с другой стороны, отвечающая требованиям ВТО. Предлагается методика планирования несвязанных субсидий, которая имеет социальную направленность и позволяет дифференцировать поддержку сельскохозяйственных организаций в зависимости от условий аграрного производства.


Выпуск № 4, Апрель 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Возможности развития сельского хозяйства в условиях вто: региональный аспект

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

В работе проведена диагностика Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и отраженных в ней прогнозов развития сельского хозяйства России. Авторами разработаны прогнозы развития отрасли региона с использованием различных моделей, прогнозы ресурсного обеспечения развития отрасли, обоснованы направления развития прямой поддержки, относящейся к «желтой» корзине. Проведенные исследования показали оптимистичность прогнозов и сценариев развития сельского хозяйства Пензенского региона. Однако, диагностика прогнозов развития сельского хозяйства Пензенского субъекта, отраженных в Госпрограмме развития сельского хозяйства, показала необходимость их формирования таким образом, чтобы взаимосвязь результативных показателей и необходимых для их достижения ресурсов была максимальной. Использование положений на практике будет способствовать реализации стратегических целей и повышению сбалансированности развития сельского хозяйства в отраслевом и территориальном аспектах.


Выпуск № 3, Март 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Несвязанная поддержка сельского хозяйства: дифференцированный аспект

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

В работе проведен анализ механизма реализации современной аграрной политики России. На материалах Пензенской области выявлено, что действующие формы и методы господдержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам условий даже для простого воспроизводства и ведут к их концентрации только в небольшой группе рентабельных хозяйств за счет отсутствия равного доступа к бюджетным субсидиям. В итоге это не позволяет полностью использовать аграрный потенциал региона, не способствует повышению эффективности бюджетных средств и приводит к поляризации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню финансово-экономического состояния. Такое положение обусловливает необходимость введения в практику дополнительных мер, таких как несвязанная поддержка, с одной стороны, обеспечивающая увязку использования выделенных субсидий с объективными природными и экономическими условиями предпринимательской деятельности и создающая равные возможности для расширенного воспроизводства и повышения уровня доходов, с другой стороны, отвечающая требованиям ВТО. Предлагается методика планирования несвязанных субсидий, которая имеет социальную направленность и позволяет дифференцировать поддержку сельскохозяйственных организаций в зависимости от условий аграрного производства.


Выпуск № 1, Январь 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Кредитный механизм и пути его совершенствования

СИЛАЕВА ЛИДИЯ

На современном этапе развития наблюдается сокращение доли денежных поступлений от реализованной продукции с одновременным значительным повышением роли привлекаемых средств за счет финансово-кредитной деятельности. Сместился акцент с прямого финансирования и господдержки сельскохозяйственного производства в сторону стимулирования привлечения в аграрный сектор кредитных и инвестиционных ресурсов. На пути вливания банковского капитала в сельское хозяйство стоит низкая доходность отрасли, и как следствие, высокий риск невозврата кредитов. Эти препятствия в значительной мере могут быть устранены созданием взаимодействующих интегрированных структур, основой которых стали бы: союзы сельскохозяйственной кредитной кооперации; фонд поддержки сельскохозяйственного кредита; коммерческие банки, а также использование залоговых схем с отдельными частями двойных складских свидетельств - варрантами.


Выпуск № 12, Декабрь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Обеспечить синергический эффект государственной поддержки

ГРУДКИН АЛЕКСАНДР, БАБЕНКОВА СВЕТЛАНА

Сокращение бюджетных ассигнований на государственную поддержку животноводства до незначительных объемов, не оказывающих существенного влияния на эффективность производства продукции, может привести к демотивированию сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей субсидий, в достижении целевых индикаторов. В условиях сокращения бюджетных ассигнований на государственную поддержку животноводства возникает необходимость разработки и совершенствования механизмов господдержки, которые позволят получить максимальный результат за счет синергии, основанной на комбинировании совместно взаимодействующих и взаимодополняющих факторов и процессов. Авторы рассматривают возможность достижения синергического эффекта на примере совершенствования механизма предоставления субсидии на 1 литр реализованного товарного молока. В условиях нестабильного и непрогнозируемого ценообразования на молоко-сырье даже при получении сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии на 1 литр реализованного товарного молока прогнозировать эффективное развитие отрасли не представляется возможным. Такая ситуация усиливает инвестиционные риски и снижает инвестиционную привлекательность отрасли молочного скотоводства. Авторами предлагается вариант установления закупочной цены на молоко для сельскохозяйственных товаропроизводителей по доле от цены реализации молочной продукции перерабатывающим предприятием.