ISSN 2070-0288

SUBSIDIES


Выпуск № 6, Июнь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности формирования и оценки региональной программы развития молочно-продуктового подкомплекса

ОВСЯНКО ЛИДИЯ, ПРОСКУРЯКОВ МИХАИЛ

Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает девятое место по производству молока. Однако в условиях свободной конкуренции молочно-продуктовый подкомплекс не в состоянии иметь доходность, сравнимую с вложениями в другие сферы, к тому же в отрасли наблюдается низкий уровень обеспеченности реальными инвестициями и т.п. Сохранение текущей динамики в молочном скотоводстве Красноярского края может привести к снижению производства. Все это свидетельствует о необходимости государственного регулирования развития подкомплекса, чему способствует использование плановых методов, позволяющих определять направления предстоящей деятельности, проектировать возможные изменения на рынке и других сферах деятельности. Действующая в Красноярском крае подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014-2020 годы не является универсальным инструментом, обеспечивающим эффективное развитие отрасли. Поэтому цель и задачи исследования - это теоретическое обоснование механизма формирования краевой программы развития молочно-продуктового подкомплекса, включающего десять этапов от анализа и выявления основных проблем развития до контроля выполнения плановых ориентиров. Неотъемлемым элементом при этом является оценка эффективности программы, основанная на сопоставлении фактических и плановых показателей количественного и качественного характера, методика проведения которой представлена в статье. Методика предполагает определение соотношения индекса прироста продуктивности коров и индекса субсидирования. Практическое применение результатов исследования повысит эффективность функционирования молочно-продуктового подкомплекса региона и сформирует предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности.


Выпуск № 12, Декабрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности государственной поддержки восстановления виноградарства в республике дагестан

КУЛОВ АСЛАН, ОРЛОВА АРИЗА

Виноградарство нуждается в государственной поддержке в связи с необходимостью восстановления этой подотрасли. Государственную поддержку виноградарства авторы рассматривают как систему мер и инструментов обеспечения расширенного воспроизводства столового и технического винограда, которые не противоречат требованиям ВТО. Среди недостатков существующего механизма государственной поддержки виноградарства авторы отмечают сокращение объема выделяемых средств, отсутствие цельности в реализации программы поддержки, дифференцированный подход к оказанию поддержки хозяйствам, недостаточность средств у хозяйствующих субъектов для поддержания процесса закладки новых насаждений и ухода за молодым виноградником. Сделан вывод о необходимости корректировки проводимой политики с многоотраслевого принципа государственной поддержки на сегментарный подход в рамках региона, изменения роли государства в размещении и специализации производства сельскохозяйственной продукции в стране, формирование государственного заказа на производство сельскохозяйственной продукции. Отмечается необходимость софинансирования вложения капитала и средств консолидированного бюджета для восстановления площадей виноградников и обеспечения инновационного развития отрасли. Государственная поддержка в сельском хозяйстве может быть эффективной, когда она сочетается с другими инструментами экономического механизма и применяется с ними в комплексе.


Выпуск № 11, Ноябрь 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Оценка эффективности государственного регулирования системы агрострахования с государственной поддержкой

СЧАСТЛИВЦЕВА ЛЮДМИЛА, ОСИНИНА АЛЕКСАНДРА

Страхование является одним из элементов финансовой инфраструктуры продовольственного рынка, позволяющим восполнить доходы товаропроизводителей в случае их потери из-за природных рисков, восстановить производство, гарантированно наполнить рынок продовольствием. Рассмотрена нормативно-правовая база агрострахования, а также влияние изменений в законодательстве на состояние рынка страховых услуг. Анализ основных экономических параметров страхового рынка показал снижение его ключевых параметров: количества застрахованных хозяйств; удельного веса застрахованных посевов; суммы страховой премии; величины государственных субсидий; выплат страхового возмещения. Для оценки экономической эффективности страхования определялось отношение страхового возмещения к страховой премии. Представлена оценка действующего механизма агрострахования в Российской Федерации. Сделан вывод о неэффективности экономического механизма действующей системы агрострахования с государственной поддержкой, что подтверждается отрицательной динамикой параметров рынка, необоснованностью страховых тарифов, их несоответствием реальным ущербам, снижением мотивации к страхованию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, несоблюдением приоритетности интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и бюджета. На основе проведенного анализа выполнена оценка преимуществ и недостатков действующей модели агрострахования. В целях повышения эффективности государственного регулирования агрострахования разработаны рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке методических подходов по расчету страховых тарифов и страхового возмещения, определения потребности в бюджетных средствах, оценке эффективности мер государственного регулирования модели агрострахования в России.


Выпуск № 5, Май 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Совершенствование финансово-кредитного механизма в апк в челябинской области

РУБАЕВА ОЛЬГА, КАЧУРИНА ЕКАТЕРИНА

Малый и средний бизнес вносит огромный вклад в развитие экономики регионов и страны в целом. Проведенные исследования позволили выделить проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса. По оценке экспертов кризисные процессы в экономике серьезно усугубили проблемы аграрного сектора, среди которых автором выделены: продовольственной инфляция, высокие ставки по кредитам, размер просроченной задолженности, рост стоимости импортной продукции. Попытки сделать предприятия малого и среднего бизнеса успешно развивающимися в аграрном секторе не являются столь эффективными на практике, как планирует государство. Отсутствие адекватных моделей управления и эффективного финансово-кредитного механизма воздействия на малый и средний бизнес усугубляет проблему его развития. Малый и средний бизнес сегодня остро нуждается в доступе к «длинным», обеспеченным государственными гарантиями, деньгам по разумным ставкам не выше 5-8‰ годовых. Только это даст возможность заняться эффективным импортозамещением и перевооружением производства, а также повлияет на совершенствование финансово-кредитного механизма. Требуется комплексный подход к решению вопроса развития малых и средних предприятий, в решении которого должны быть заинтересованы все участники процесса: государство, финансовые организации, сами предприятия малого и среднего бизнеса.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Меры государственного стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства на федеральном уровне

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН

Для полного обеспечения страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и её продовольственной независимости от импорта из-за рубежа необходима техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. В статье приведены данные о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - антикризисном плане Правительства Российской Федерации на 2015 год, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2016 год», постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; поступившие данные от Минсельхоза России, АО «Росагролизинг», Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России» и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Для сохранения темпов кредитования отрасли размер процентной ставки должен колебаться в пределах 5-7‰ в год. В условиях возрастающей нагрузки на сельхозтехнику актуально использование опыта организации машиноиспользования в машинно-технологических станциях. Одним из направлений федеральной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства России является создание равных экономических возможностей с сельскохозяйственными организациями по созданию и использованию получаемой прибыли, что зависит от перечня и размера взимаемых налогов.


Выпуск № 2, Февраль 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Импортозамещение на рынке молока: проблемы и возможные решения

ГРУДКИНА МАРГАРИТА

Введение специальных экономических мер, предоставивших возможность отечественным производителям молока заместить 22‰ молочного рынка, не привело к росту объемов производства молока. В статье раскрыты факторы, определяющие низкую эффективность производства молока и оказывающие негативное влияние на решение задач импортозамещения. Применяемые в настоящее время меры государственного регулирования отрасли, объемы и механизмы государственной поддержки производителей молока недостаточны для повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства и обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителей. Объемы государственной поддержки молочного скотоводства ежегодно сокращаются: с 34367,5 млн руб. в 2013г. до 23219,2 млн руб. в 2015г. Значительный импульс повышению инвестиционной активности в отрасли молочного скотоводства даст возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Отмечена возрастающая роль государства в регулировании рынка молока и молокопродуктов, обеспечении условий добросовестной конкуренции товаропроизводителей, в том числе, ужесточении ответственности за фальсификацию продуктов питания. Определен комплекс мер, реализация которых будет способствовать решению задач по стабилизации ситуации в молочном скотоводстве и импортозамещению молока.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Моделирование агропродовольственной политики региона

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

Проводимая в последние годы аграрная политика слабо влияет на экономический рост в сельском хозяйстве, не создает условий для обеспечения поступательного развития аграрного производства. Зарубежные санкции обострили проблему импортозамещения в АПК и продовольственной безопасности страны. Уровень производства по вилам сельскохозяйственной продукции не отвечает принципу самообеспеченности продовольствием, при этом среди производителей наблюдается акцент на выпуск неконкурентоспособной продукции и игнорирование экономически выгодного производства. Все это не способствует рациональному использованию аграрного потенциала, тормозит наращивание продовольственной мощи страны, а потому требует объединения усилий науки и органов власти по совершенствованию государственного управления в агропромышленной сфере. Для решения задачи применялись методы монографического исследования, комплексного экономического и финансового анализа, экономико-математической и эконометрической оценки, расчетно-конструктивные. Исследование проведено с использованием аналитических данных сводной бухгалтерской отчетности по сельскому хозяйству Пензенской области. В данном изыскании обобщены имеющиеся в науке и применяемые на практике модели прогнозирования развития сельского хозяйства, а также получены модели, позволяющие оценить функциональную зависимость результатов аграрной политики от средств и методов ее реализации. На их основе обоснованы сценарии развития сельского хозяйства. Результаты исследования намечается использовать для подготовки предложений органам управления АПК по совершенствованию методов и моделей механизма прогнозирования и планирования стратегического развития сельскохозяйственного производства. Проведенное исследование показывает, что низкая эффективность аграрной политики регионов связана с недостаточной идентификацией факторов и рисков в сельском хозяйстве, способов их нивелирования. Содержание прогнозных документов стратегического развития отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Они не позволяют координировать механизм государственной политики на селе, адекватный реалиям аграрной экономики. Поэтому повышение качества мероприятий, проводимых в отношении сельского хозяйства, возможно за счет усиления научной обоснованности используемой инструментальной базы прогнозирования.


Выпуск № 10, Октябрь 2015 г., рубрика "За рубежом"

Государственная поддержка свиноводства: мировой опыт, российские реалии и перспективы

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, ЛЕБЕДЕВА ОЛЬГА, КОЛОВОРОТНАЯ ВИКТОРИЯ

В статье рассмотрены механизмы действия государства в области регулирования производства и реализации свинины в России и в мире. На основе этого были предложены меры по совершенствованию системы государственного регулирования свиноводства России, а также определен объем дополнительных инвестиций, необходимых для обеспечения прироста продукции свиноводства. Поддержка свиноводства должна основываться на трех основных принципах: регулирование внутреннего рынка, государственная поддержка АПК и поддержка экспорта продукции. Для того чтобы обеспечить прирост производства 1 млн.т. в живом весе к 2018г. необходимо привлечь в отрасль около 170 млрд. рублей дополнительных инвестиций.


Выпуск № 3, Март 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Несвязанная поддержка сельского хозяйства: дифференцированный аспект

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

В работе проведен анализ механизма реализации современной аграрной политики России. На материалах Пензенской области выявлено, что действующие формы и методы господдержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам условий даже для простого воспроизводства и ведут к их концентрации только в небольшой группе рентабельных хозяйств за счет отсутствия равного доступа к бюджетным субсидиям. В итоге это не позволяет полностью использовать аграрный потенциал региона, не способствует повышению эффективности бюджетных средств и приводит к поляризации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню финансово-экономического состояния. Такое положение обусловливает необходимость введения в практику дополнительных мер, таких как несвязанная поддержка, с одной стороны, обеспечивающая увязку использования выделенных субсидий с объективными природными и экономическими условиями предпринимательской деятельности и создающая равные возможности для расширенного воспроизводства и повышения уровня доходов, с другой стороны, отвечающая требованиям ВТО. Предлагается методика планирования несвязанных субсидий, которая имеет социальную направленность и позволяет дифференцировать поддержку сельскохозяйственных организаций в зависимости от условий аграрного производства.


Выпуск № 4, Апрель 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Возможности развития сельского хозяйства в условиях вто: региональный аспект

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

В работе проведена диагностика Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и отраженных в ней прогнозов развития сельского хозяйства России. Авторами разработаны прогнозы развития отрасли региона с использованием различных моделей, прогнозы ресурсного обеспечения развития отрасли, обоснованы направления развития прямой поддержки, относящейся к «желтой» корзине. Проведенные исследования показали оптимистичность прогнозов и сценариев развития сельского хозяйства Пензенского региона. Однако, диагностика прогнозов развития сельского хозяйства Пензенского субъекта, отраженных в Госпрограмме развития сельского хозяйства, показала необходимость их формирования таким образом, чтобы взаимосвязь результативных показателей и необходимых для их достижения ресурсов была максимальной. Использование положений на практике будет способствовать реализации стратегических целей и повышению сбалансированности развития сельского хозяйства в отраслевом и территориальном аспектах.


Выпуск № 3, Март 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Несвязанная поддержка сельского хозяйства: дифференцированный аспект

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

В работе проведен анализ механизма реализации современной аграрной политики России. На материалах Пензенской области выявлено, что действующие формы и методы господдержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам условий даже для простого воспроизводства и ведут к их концентрации только в небольшой группе рентабельных хозяйств за счет отсутствия равного доступа к бюджетным субсидиям. В итоге это не позволяет полностью использовать аграрный потенциал региона, не способствует повышению эффективности бюджетных средств и приводит к поляризации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню финансово-экономического состояния. Такое положение обусловливает необходимость введения в практику дополнительных мер, таких как несвязанная поддержка, с одной стороны, обеспечивающая увязку использования выделенных субсидий с объективными природными и экономическими условиями предпринимательской деятельности и создающая равные возможности для расширенного воспроизводства и повышения уровня доходов, с другой стороны, отвечающая требованиям ВТО. Предлагается методика планирования несвязанных субсидий, которая имеет социальную направленность и позволяет дифференцировать поддержку сельскохозяйственных организаций в зависимости от условий аграрного производства.


Выпуск № 1, Январь 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Кредитный механизм и пути его совершенствования

СИЛАЕВА ЛИДИЯ

На современном этапе развития наблюдается сокращение доли денежных поступлений от реализованной продукции с одновременным значительным повышением роли привлекаемых средств за счет финансово-кредитной деятельности. Сместился акцент с прямого финансирования и господдержки сельскохозяйственного производства в сторону стимулирования привлечения в аграрный сектор кредитных и инвестиционных ресурсов. На пути вливания банковского капитала в сельское хозяйство стоит низкая доходность отрасли, и как следствие, высокий риск невозврата кредитов. Эти препятствия в значительной мере могут быть устранены созданием взаимодействующих интегрированных структур, основой которых стали бы: союзы сельскохозяйственной кредитной кооперации; фонд поддержки сельскохозяйственного кредита; коммерческие банки, а также использование залоговых схем с отдельными частями двойных складских свидетельств - варрантами.


Выпуск № 12, Декабрь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Обеспечить синергический эффект государственной поддержки

ГРУДКИН АЛЕКСАНДР, БАБЕНКОВА СВЕТЛАНА

Сокращение бюджетных ассигнований на государственную поддержку животноводства до незначительных объемов, не оказывающих существенного влияния на эффективность производства продукции, может привести к демотивированию сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей субсидий, в достижении целевых индикаторов. В условиях сокращения бюджетных ассигнований на государственную поддержку животноводства возникает необходимость разработки и совершенствования механизмов господдержки, которые позволят получить максимальный результат за счет синергии, основанной на комбинировании совместно взаимодействующих и взаимодополняющих факторов и процессов. Авторы рассматривают возможность достижения синергического эффекта на примере совершенствования механизма предоставления субсидии на 1 литр реализованного товарного молока. В условиях нестабильного и непрогнозируемого ценообразования на молоко-сырье даже при получении сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии на 1 литр реализованного товарного молока прогнозировать эффективное развитие отрасли не представляется возможным. Такая ситуация усиливает инвестиционные риски и снижает инвестиционную привлекательность отрасли молочного скотоводства. Авторами предлагается вариант установления закупочной цены на молоко для сельскохозяйственных товаропроизводителей по доле от цены реализации молочной продукции перерабатывающим предприятием.