ISSN 2070-0288

AGRARIAN SECTOR


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Акционерная форма организации хозяйственной предпринимательской деятельности в аграрной сфере амурской области

ГОРЛОВ АЛЕКСАНДР

Аграрное предпринимательство представлено множеством форм и видов организации хозяйственной предпринимательской деятельности. Выбор организационно-правовой формы организации является важнейшим управленческим решением на всех этапах ее жизненного цикла. Акционерная форма позволяет расширить экономическое влияние за счет привлечения капитала, консолидации усилий управления. Выбор данной формы определяется не только юридическими и экономическими аспектами, но и зависит от традиций управления, структуры хозяйственного механизма, сложившегося в конкретных условиях на определенной территории. Целью исследования является выявление перспективных параметров функционирования коммерческих организаций в форме акционерных обществ, осуществляющих деятельность в условиях аграрной сферы Амурской области. В работе использованы экономико-статистические методы исследования – сбор, обработка и обобщение информации, расчет показателей, сравнительная оценка. Научная ценность результатов исследования состоит в выявлении эффективности различных акционерных форм организации хозяйственной предпринимательской деятельности в аграрной сфере конкретного региона.


Выпуск № 11, Ноябрь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Модель распределения аграрных субсидий регионам

САМЫГИН ДЕНИС, КЕЛЕЙНИКОВА СВЕТЛАНА, ЧЕТАЙКИНА ЮЛИЯ

Поднимаются методологические вопросы распределения федеральных субсидий регионам на поддержку сельского хозяйства, возникающие при формировании и развитии механизма распределения. Выявлено, что проблемы связаны с выбором ключевых критериев распределения, в основу которых положены доли регионов в производственных и экономических результатах по сельскому хозяйству. Обосновано и доказано аналитическими расчетами, что преобладание удельного веса субъекта РФ в структуре какого-либо параметра еще не свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности и результативном влиянии на это господдержки. На основе обобщения современных научных исследований по данной проблеме и модельных расчетов с использованием инструментов эконометрического анализа сделан вывод о том, что рациональное распределение финансовых ресурсов федерального бюджета регионам целесообразно организовать через механизм взаимоувязки ассигнований с показателями развития сельхозпроизводства (объем валовой продукции и реализованной прибыли) для целей обеспечения продовольственной самодостаточности и показателями эффективности (уровень рентабельности) для создания условий воспроизводства, где диагностирована наиболее сильная функциональная связь с поддержкой сельского хозяйства. Аргументировано, что применение такого подхода создаст условия повышения отдачи от использования субсидий в сельском хозяйстве, будет способствовать развитию наиболее результативных отраслей с точки зрения аграрного потенциала регионов.


Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Инновационно-инвестиционный потенциал аграрного сектора: сущность и специфика формирования

ПЕТРОВА-ШАТОХИНА ТАТЬЯНА

Модель инновационного развития представляет собой способ организации взаимодействия субъектов инновационного процесса, реализующих функции генерации инноваций, их трансляции, внедрения, сопровождения, использования и стимулирования инновационной деятельности. Экономические системы могут ориентироваться на выбор как типовых, так и уникальных моделей инновационного развития, учитывающих их масштаб, территориально-отраслевую специфику, стратегию развития, уровень инновационно-инвестиционного потенциала и другие факторы и условия. Под инновационно-инвестиционным потенциалом предлагается понимать способность системы к модернизации и переходу в новое качественное состояние с учетом инвестиционной привлекательности системы в целом и ее отдельных элементов и к адекватному финансовому обеспечению инновационной деятельности. Аграрный сектор как часть системы общественного производства, обладающая собственной спецификой, требует наличия адекватного механизма формирования и использования инновационно-инвестиционного потенциала, учитывающего: особенности сельского хозяйства как отрасли; ограниченные возможности внедрения товарных инноваций; существенную долю в структуре аграрного сектора субъектов, относящихся к малым формам хозяйствования, слабовосприимчивых к инновациям; низкий уровень платежеспособного спроса на инновации и коммерциализации инновационных разработок; ограниченные финансовые возможности значительной части сельскохозяйственных производителей; существенный уровень дифференциации отраслей аграрного производства по уровню доходности; образовательную и моральную неготовность многих работников сельского хозяйства к внедрению инноваций. Возможности наращивания инновационно-инвестиционного потенциала существенно ограничиваются: качеством и несбалансированностью инновационной системы, уровнем финансового состояния экономических субъектов; доступностью инвестиционных ресурсов; способностью экономических субъектов управлять инновационными рисками с учетом уровня развития соответствующих экономических институтов; доступностью информации о предложении инноваций, уровнем государственного стимулирования спроса на инновации и государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности агропродовольственного комплекса как объекта управления

СЕВЕРИНА ЮЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ

Агропродовольственные комплексы различного уровня являются классической формой территориально-отраслевого разделения труда, рациональность которого в значительной степени определяет качество системы продовольственного обеспечения, а также эффективность системы межрегиональных взаимодействий и экспортно-импортной деятельности. Специфика управления любой социально-экономической системой определяется качеством институциональной среды и уровнем развития отдельных институтов. Как объект государственного управления, агропродовольственный комплекс является естественным элементом системы государственной поддержки, объемы и направления которой оказывают существенное влияние на эффективность системы управления территориально-отраслевым образованием. Организация системы управления многоуровневыми территориально-отраслевыми образованиями осуществляется исходя из совокупности реализуемых функций с учетом его организационно-системных, территориальных и отраслевых особенностей, а также совокупности решаемых системой управленческих задач. Объективный характер функций управления делает их универсальными для социально-экономических систем различного типа и уровней, но механизмы реализации этих функций могут отличаться довольно существенно в соответствии со спецификой самих систем, проявляющейся в различной целевой ориентацией, уровне и масштабах. В качестве основных проблем, ограничивающих потенциал развития агропродовольственного комплекса, выделяются: деформированная структура аграрного сектора, высокая значимость нетоварных форм хозяйствования в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции, слабая структурированность системы общественного разделения труда, неразвитость институциональной среды, фрагментарность инновационной системы агропродовольственного комплекса и относительно невысокий инновационный потенциал его элементов, несовпадение административных границ регионов и экономических пространств, контролируемых крупными бизнес-структурами, практически неограниченный рост концентрации капитала и масштабов агропромышленного производства, ведущий к монополизации аграрных рынков и разрушению естественной конкурентной среды, наличие серьезных диспропорций в развитии отдельных территорий, критически низкий уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры и др.


Выпуск № 3, Март 2017 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Развитие агрострахования в современных условиях

БРАТЦЕВ ВАЛЕРИЙ

Действовавшая до 2012 года система сельскохозяйственного страхования не позволяла осуществлять эффективную защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, их защиту от крупномасштабных природных рисков. Система сельскохозяйственного страхования не позволяла обеспечить сохранность инвестиций, вложенных в производство, и гарантировать своевременные выплаты в результате наступления страховых событий. В статье обоснована необходимость совершенствования нормативно правовых актов, регулирующих предоставление государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования. Отмечено, что, несмотря на проделанную работу по совершенствованию нормативно правовой базы, в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой наблюдается отрицательная динамика показателей, характеризующих ее состояние. Низкая доля страховых выплат по сравнению с уплаченными страховыми премиями в сочетании со сложностью и длительностью получения страховых выплат отрицательно влияет на мотивацию сельхозпроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования. Для совершенствования агрострахования предлагается увеличение уровня страховых выплат по сравнению с уплаченными страховыми премиями; использование количественных значений целевых показателей развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой; совершенствование механизма выполнения установленных сроков утверждения Планов сельскохозяйственного страхования; полное и своевременное исполнение уполномоченными органами исполнения обязательств по перечислению страховой организации части страховой премии, покрываемой за счет субсидии.


Выпуск № 4, Апрель 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Инновационный путь обновления основных средств аграрного сектора

МАНЖОСОВА ИННА, ЖУКОВА ВИКТОРИЯ, ЦЫПЛАКОВА ОКСАНА

Authors gave an assessment of development of technical innovations in agrarian sector; the maintenance of the state innovative policy as consecutive and steady orientation to complex process of creation, distribution and use of new scientific ideas, technologies and new equipment adequate to them is characterized; the analysis of use to more perfect, corresponding modern level of equipment and technologies in agricultural production is carried out; the main directions of the state financial support of innovative activity of agricultural producers are defined; the priority directions of innovative development of agro-industrial complex (agrarian and industrial complex) including production of import-substituting agricultural production are designated; production of energy saving, high-performance innovative equipment and development of new progressive, resource-saving technologies; the basic researches and applied research and developmental works embodying opening at the level of world achievements; the innovative solutions carried to the so-called "breakthrough" directions of development of agrarian science and equipment - bioengineering and biotechnology.


Выпуск № 2, Февраль 2015 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Методика расчета премии за риск по фермерскому кредиту в условиях транзитивной экономики

КОНДЮКОВА ЕЛЕНА, ШЕРШНЕВА ЕЛЕНА

В статье рассматривается авторская методика расчета премии за риск по фермерскому кредиту. В качестве основы принята трехвариантная система расчета с учетом особенностей аграрного менеджмента, а также общеотраслевых и индивидуальных рисков фермера-заемщика. В качестве объекта расчетной части рассматривается целевой единовременный кредит владельцу картофелеводческого хозяйства на пополнение оборотных средств. Премия за риск дифференцируется в зависимости от срока кредита, ликвидности и достаточности залога, конструктивности отношений банка и заемщика и производится оценка банковского риска в случае невозврата кредита. Для определения рисковой зоны предлагается шкала оценки риска потери финансовой устойчивости, рассчитывается индекс рыночной эффективности (ИРЭ) бизнес-проекта. Представленная методика может быть дополнена иными показателями в составе промежуточных коэффициентов риска.


Выпуск № 12, Декабрь 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Трансформация структуры собственности на землю и воспроизводственный процесс в аграрном секторе

КОСТЯЕВ АЛЕКСАНДР, НИКОНОВА ГАЛИНА, ТРАФИМОВ АЛЕКСАНДР, ДЖАБРАИЛОВА БАРИЯТ

В статье изложены результаты исследования трансформации структуры собственности на землю и ее влияния на воспроизводственный процесс в аграрном секторе регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) в условиях сложившейся модели земельных отношений. Выявлено место СЗФО и его отдельных регионов относительно общероссийских показателей, характеризующих аграрное производство, факторы воспроизводства, землепользование и собственность на землю, рентный потенциал сельскохозяйственных угодий. Сделан вывод, что интенсивно развивающиеся инновационно-активные сельскохозяйственные организации испытывают недостаток земли для дальнейшего роста производства, что выступает сдерживающим фактором обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. Установлено негативное влияние на воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве отсутствия земли в собственности у сельскохозяйственных организаций при массовом использовании ими в производстве земельных долей граждан. Дана оценка кредитной обеспеченности субъектов Федерации Северо-Запада Российской Федерации и причин ее межрегиональной дифференциации. Отражены результаты проведенных социологических исследований путем анкетного опроса руководителей и специалистов органов управления АПК, сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области. Они позволяют охарактеризовать современные условия воспроизводственного процесса в аграрном секторе и определить тенденции развития потенциала спроса на сельскохозяйственные угодья в перспективе.


Выпуск № 11, Ноябрь 2013 г., рубрика "За рубежом"

Экономическая сущность и объективная необходимость государственного регулирования апк казахстана

ДОЩАНОВА АЛМА

В статье рассматривается необходимость государственного регулирования АПК Казахстана, а также механизмы поддержки продовольственного рынка и сельхозтоваропроизводителей. Развитие агропромышленного комплекса Казахстана должно проходить по трем основным направлениям: рост производительности труда, обеспечение продовольственной безопасности страны, реализация экспортного потенциала, в первую очередь это рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Сельское хозяйство во всех крупных странах мира развивается в условиях мощной государственной поддержки. Объем субсидий сельского хозяйства в Казахстане находится на уровне 5‰. На поддержку сельхозпроизводства на 1 га пашни в Казахстане выделяется средств (17,1$) почти в 6 раз меньше, чем в Канаде (83$), в 30 раз меньше, чем в США (412$), в 77 раз меньше, чем в ЕС (1112$). Несмотря на ежегодное увеличение государственной поддержки, сельское хозяйство Казахстана развивается слабыми темпами. Доля сельского хозяйства в общем объёме ВВП снизилась с 8,7 до 5 ‰. Для обеспечения равных условий отечественным товаропроизводителям в свете вступления ВТО, а также членства в Таможенном Союзе уровень государственной поддержки необходимо довести до соответствующих согласованных показателей в рамках интеграционных процессов.