ISSN 2070-0288

STATE REGULATION


Выпуск № 6, Июнь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Аграрная политика китая: современное состояние и тенденции развития

ЧЕРКАСОВА ОЛЬГА

В современных условиях аграрная политика Китая направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей - удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие преимущественно внутреннего производства, поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельской местности. К приоритетным направлениям современной аграрной политики Китая относятся: обеспечение продовольственной безопасности; охрана пахотных земель; повышение производительности сельского хозяйства; реструктуризация отрасли; совершенствование торговли сельскохозяйственной продукцией; повышение доходов фермеров; социальное обеспечение сельских районов; аграрное образование; рост инвестиций в сельскохозяйственное производство и сельские территории; развитие принципа открытости. В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития Китая. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни. Наиболее важными направлениями для России являются совместное решение проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающей базы, особенно в удаленных районах; обмен опытом создания эффективных продовольственных систем и методов ведения агробизнеса, а также государственной поддержки инфраструктурных проектов в агропродовольственной сфере. Представляется необходимым также усиление взаимодействия Китая и России в рамках многосторонней торговой системы, а также обмен опытом использования разрешенных правилами ВТО мер поддержки аграрного сектора.


Выпуск № 6, Июнь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности формирования и оценки региональной программы развития молочно-продуктового подкомплекса

ОВСЯНКО ЛИДИЯ, ПРОСКУРЯКОВ МИХАИЛ

Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает девятое место по производству молока. Однако в условиях свободной конкуренции молочно-продуктовый подкомплекс не в состоянии иметь доходность, сравнимую с вложениями в другие сферы, к тому же в отрасли наблюдается низкий уровень обеспеченности реальными инвестициями и т.п. Сохранение текущей динамики в молочном скотоводстве Красноярского края может привести к снижению производства. Все это свидетельствует о необходимости государственного регулирования развития подкомплекса, чему способствует использование плановых методов, позволяющих определять направления предстоящей деятельности, проектировать возможные изменения на рынке и других сферах деятельности. Действующая в Красноярском крае подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014-2020 годы не является универсальным инструментом, обеспечивающим эффективное развитие отрасли. Поэтому цель и задачи исследования - это теоретическое обоснование механизма формирования краевой программы развития молочно-продуктового подкомплекса, включающего десять этапов от анализа и выявления основных проблем развития до контроля выполнения плановых ориентиров. Неотъемлемым элементом при этом является оценка эффективности программы, основанная на сопоставлении фактических и плановых показателей количественного и качественного характера, методика проведения которой представлена в статье. Методика предполагает определение соотношения индекса прироста продуктивности коров и индекса субсидирования. Практическое применение результатов исследования повысит эффективность функционирования молочно-продуктового подкомплекса региона и сформирует предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности.


Выпуск № 5, Май 2017 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Продовольственная безопасность как основа государственной аграрной политики

БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ, ОСИПОВ ВЛАДИМИР, БУГАЙ ЮРИЙ, МИНЕНКО АЛЕКСЕЙ

Рассмотрена приоритетность целей развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации. Проанализировано содержание категорий «продовольственная безопасность», «продовольственная независимость», «импортозамещение». Рассмотрены промежуточные итоги импортозамещения, выявлен рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, в частности продукции животноводства. Проанализированы данные балансов продовольственных ресурсов, выявлено сокращение общего объема продовольственных ресурсов мяса и мясопродуктов и объема потребления основных продуктов животноводства населением Российской Федерации. Обосновано внедрение организационно-экономических механизмов, способствующих обеспечению доступности пищевых продуктов для всего населения страны, в частности, механизма внутренней продовольственной помощи. Предложено рассматривать продовольственную безопасность в качестве главного целевого ориентира государственной аграрной политики в Российской Федерации.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Ценообразование на рынке мяса и мясопродуктов

КУДРЯВЦЕВ ВАЛЕРИЙ

В условиях экономического спада, уменьшения доходов населения, сокращения объемов производства мясной продукции растут цены не только на сырье, но и на несырьевые компоненты, получаемые по экспорту. Поэтому мясоперерабатывающим предприятиям необходим выбор приоритетов и выработка ценовой стратегии реализации готовой продукции. Для уменьшения затрат на производство и сбыт мясной продукции необходимо усовершенствовать механизм воздействия закупочных цен на улучшение качества мяса, усилить дифференциацию параметров качества и цен в зависимости от степени переработки и направлений использовании мяса. При расчетах в гарантированную целевую цену на мясо и мясопродукты следует включать нормативные издержки по всему производственному циклу получения готовой продукции (производство, переработка, реализация) с учетом движения цен на материально-технические ресурсы и услуги, изменений кредитной и налоговой политики, учитывать средний уровень заработной платы, и норму прибыли, требуемую для расширенного воспроизводства. Комплексный и системный подход к формированию цен в отрасли может обеспечить конкурентоспособность мяса и мясной продукции в России.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Государственное регулирование рыбного хозяйства

МУХАМЕДОВА ТАТЬЯНА, ЮШКОВА ИРИНА

Под государственным регулированием рыбного хозяйства следует понимать сферу практической деятельности органов государственной власти, связанную с водными биологическими ресурсами и сопровождающую их от «моря до прилавка» с целью обеспечения продовольственной безопасности России, активного присутствия страны в Мировом океане (рыболовная флотилия, научно-исследовательские суда, противодействие незаконному, нерегистрируемому, нерегулируемому промыслу). Государственному управлению и регулированию подлежат следующие сферы рыбного хозяйства: водные биологические ресурсы через систему квотирования, продажи квот с аукционов, рыболовные участки, портовое хозяйство и рыбные терминалы в них, научное сопровождение, система подготовки кадров, воспроизводство рыбы посредством рыбоводных заводов и охрана ресурсов, прочее. Инфраструктурные объекты рыбного хозяйства имеют высокую капитальную стоимость, поэтому предприятия рыбохозяйственного комплекса остро нуждаются в участии государства, как в прямой форме, так и в форме частно-государственного партнёрства. Существенную роль играет государство в установлении двухсторонних отношений со странами, в исключительной экономической зоне которых российские суда исторически занимаются рыболовством. Объекты материально-технической базы рыбной промышленности и частично рыбоводства находятся в частной собственности, но рыбное хозяйство является стратегическим объектом регулирования государства. Регулирование производится как прямыми, так и косвенными методами. Особенность государственного управления и регулирования рыбного хозяйства обусловлена спецификой предмета труда отрасли.


Выпуск № 12, Декабрь 2015 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Региональные особенности экономического регулирования молочного скотоводства

ТЕЛЕГИНА ЖАННА

В условиях реформирования АПК страны принципиально изменяется подход к обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оказание всемерной помощи сельскому хозяйству ведёт к повышению конкурентоспособности, появлению дополнительных ресурсов, которые создают соответствующую часть спроса на факторы производства, увеличивает привлекательность отрасли для кредитных, инвестиционных и других институтов. Целями осуществления мероприятий по развитию производства молочной продукции является обеспечение импортозамещения и повышение уровня потребления молочных продуктов за счет увеличение объемов производства цельномолочной продукции, сливочного масла и сыра из собственных сырьевых ресурсов, а также увеличение использования молочной сыворотки на пищевые цели. Государственно-частное партнерство способствовало снижению производственных и финансовых рисков, поддержке стабильности ситуации на рынке молочной продукции. Вместе с тем, проблемы по урегулированию рынка остаются не до конца решенными. Так, с наращиванием производства молока сразу снижаются закупочные цены, и весь доход от дополнительно произведенного молока перераспределяется перерабатывающим и торговым предприятиям. Сельскохозяйственным товаропроизводителям в этих условиях не остается средств не только для расширенного воспроизводства на инновационной основе, но даже и для простого воспроизводства. Решить эти проблемы можно посредством развития в каждом регионе молочных кластеров.


Выпуск № 12, Декабрь 2015 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Проблемы ценообразования в мясном подкомплексе апк

ГОНЧАРОВА НИНА, ТАРАСОВА ОЛЬГА, ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ

В статье рассматриваются особенности ценообразования на мясную продукцию в плановых и рыночных условиях хозяйствования, отмечаются его преимущества и недостатки. В современных условиях закупочные цены на мясное сырье не покрывают производственных издержек, особенно в мясном скотоводстве, где окупаемость затрат не превышает 83‰. Сложившиеся соотношения между ценами производителей, переработчиков и продавцов возникли еще в условиях плановой экономики и еще более обострились в рыночных условиях. Можно сделать вывод о разбалансированности экономических интересов партнеров - смежников. В дореформенный период правительство использовало специальный ценовой механизм, позволявший урегулировать отношения производителей и переработчиков мясного сырья. На основе проведенного анализа цен и затрат на производство мясной продукции за 2000-2012гг. предлагаются меры для разрешения существующих противоречий между партнерами в мясопродуктовом подкомплексе. Сложившаяся ценовая диспропорция между ценами на корма и ценами живую массу крупного рогатого скота может быть решена постепенно, по мере ликвидации главной ценовой диспропорции мясопродуктового подкомплекса АПК - между ценами на переработанное мясо и мясное сырье.


Выпуск № 7, Июль 2015 г., рубрика "Problems of agroeconomic researches"

Методические основы оценки эффективности государственного регулирования сельского хозяйства в условиях крайнего севера

СЫРОМОЛОТОВА НАТАЛЬЯ

Существующие в современной науке подходы к оценке эффективности государственного регулирования сельского хозяйства являются достаточно универсальными, однако они не в полной мере учитывают специфику отдельных регионов. Анализ ряда источников позволяет сделать вывод о том, что системы единых критериев оценки эффективности государственного регулирования не выработано, а наиболее известные в настоящее время методы оценки можно разделить на комплексные и частные. По мнению автора, данные методы не позволяют провести объективную оценку эффективности государственного регулирования на территориях Крайнего Севера, так как не учитывают региональную специфику Севера и игнорируют комплиментарность взаимосвязи функционирования и развития сельского хозяйства с различными сферами жизни общества (науки, образования, социальной сферы, инфраструктуры, информационных технологий и др.). Предложенная в статье усовершенствованная методика комплексной оценки эффективности государственного регулирования сельского хозяйства позволяет учесть особенности районов Крайнего Севера. Для сельского хозяйства, в развитии которого исключительная роль принадлежит государству, оценка сбалансированности, в том числе и на комплиментарном уровне, должна стать неотъемлемой частью достижения устойчивости.


Выпуск № 9, Сентябрь 2014 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Совершенствование методов защиты агропродовольственного рынка

ЮРОВ ГЕННАДИЙ

В статье рассмотрены сущность и особенности функционирования агропродовольственного рынка, формы его государственного регулирования. Составленная группировка по уровню рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций в 2012 году в зависимости от уровня субсидирования производства свидетельствует о влиянии уровня государственной поддержки на экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций регионов, рост инвестиций. Автором предложен механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны сценарии развития агропродовольственного рынка на основе оценки влияния системы основных факторов на результаты деятельности в аграрном производстве.


Выпуск № 6, Июнь 2014 г., рубрика "За рубежом"

Основные направления устойчивого экономического роста апк казахстана

ДОЩАНОВА АЛМА

В статье рассмотрены основные пути повышения устойчивости АПК: индустриализация, модернизация, повышение доходности сельского хозяйства за счет совершенствования государственного регулирования, развитие интеграционных процессов в АПК, развитие рыночной инфраструктуры, создание конкурентных преимуществ, создание конкурентных преимуществ. Автор предлагает меры по совершенствованию элементов организационно-экономического механизма реализации программы Казахстана «Агробизнес-2020».


Выпуск № 5, Май 2014 г., рубрика "За рубежом"

Развитие системы государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации в республике казахстан

ЕСЕНГАЛИЕВА САЛТАНАТ

В статье раскрыты основные проблемы, сдерживающие развитие сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан. Рассмотрены основные направления и формы государственного регулирования развития сельскохозяйственной кооперации. Исходя из анализа мирового и отечественного опыта развития сельскохозяйственной кооперации, сложившихся проблем, сдерживающих ее развитие, автором рекомендуются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, механизма государственной поддержки и регулирования развития сельскохозяйственной кооперации.


Выпуск № 12, Декабрь 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Методология исследования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве россии

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Совершенствование сложившегося территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве является наименее затратным фактором его развития, наращивания производства дефицитных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создания их экспортных ресурсов. Автором предложена методология исследования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве страны, базирующаяся на рациональном размещении, углублении специализации и усилении концентрации сельскохозяйственного производства, создании специализированных зон по производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции. В основу разработки методики совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве следует положить программно-целевой метод, то есть реализацию стратегических и тактических задач при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов и в первую очередь природных условий каждого российского региона и страны в целом. В основу территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве положен принцип приоритета национальных интересов над региональными и местными экономическими интересами.


Выпуск № 11, Ноябрь 2013 г., рубрика "За рубежом"

Экономическая сущность и объективная необходимость государственного регулирования апк казахстана

ДОЩАНОВА АЛМА

В статье рассматривается необходимость государственного регулирования АПК Казахстана, а также механизмы поддержки продовольственного рынка и сельхозтоваропроизводителей. Развитие агропромышленного комплекса Казахстана должно проходить по трем основным направлениям: рост производительности труда, обеспечение продовольственной безопасности страны, реализация экспортного потенциала, в первую очередь это рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Сельское хозяйство во всех крупных странах мира развивается в условиях мощной государственной поддержки. Объем субсидий сельского хозяйства в Казахстане находится на уровне 5‰. На поддержку сельхозпроизводства на 1 га пашни в Казахстане выделяется средств (17,1$) почти в 6 раз меньше, чем в Канаде (83$), в 30 раз меньше, чем в США (412$), в 77 раз меньше, чем в ЕС (1112$). Несмотря на ежегодное увеличение государственной поддержки, сельское хозяйство Казахстана развивается слабыми темпами. Доля сельского хозяйства в общем объёме ВВП снизилась с 8,7 до 5 ‰. Для обеспечения равных условий отечественным товаропроизводителям в свете вступления ВТО, а также членства в Таможенном Союзе уровень государственной поддержки необходимо довести до соответствующих согласованных показателей в рамках интеграционных процессов.


Выпуск № 11, Ноябрь 2013 г., рубрика "Размещение производства"

Территориально-отраслевое разделение труда в скотоводстве российской федерации

СИЛАЕВА ЛИДИЯ, КУЛАЕВ МАКСИМ

Скотоводство страны представляет собой подотрасль сельского хозяйства, развитие которой определяется, прежде всего, тенденциями и параметрами функционирования агропромышленного комплекса. Для решения проблем развития скотоводства и углубления территориально-отраслевого разделения труда необходимо преодолеть тенденцию сокращения производства мяса крупного рогатого скота. Анализируя государственную поддержку отрасли по регионам, автор делает вывод, что в большинстве регионов ее размер в расчете на рубль валовой продукции слишком мал, чтобы оказывать существенное влияние. Там же, где этот показатель значителен, рост производства не может быть большим из-за крайне неблагоприятных биоклиматических условий, хотя поддержка, безусловно, оказывает здесь влияние, сохраняя производство. При формировании государственной поддержки нецелесообразно ориентироваться только на отдачу инвестиций в расчете на единицу продукции.