ISSN 2070-0288

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия

ОСИПОВ ВЛАДИМИР, БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ

Рассмотрены нормативно-правовые основные положения аграрной политики, цели ее реализации и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации в контексте повышения производительности труда. Цель исследования - обоснование направлений внедрения новых технологий цифровизации в сельском хозяйстве. Цифровая экономика как тренд, набирающий обороты, затронула и сферу АПК, - разработана дорожная карта внедрения технологий интернета вещей в сельском хозяйстве. В статье показаны основные положения дорожной карты, как в части предполагаемых налоговых послаблений, так и расширения практики агрострахования во взаимосвязи с государственными субсидиями на расширение инфраструктуры интернета вещей. Особую тревогу вызывает участие малых сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации предполагаемой дорожной карты. Из-за масштабов своего производства, а также высоких единовременных капитальных затрат на преобразование производственного процесса, малые формы хозяйствования не смогут воспользоваться преимуществами новых производственных технологий. Повышение эффективности производственной деятельности на основе интернета вещей возможно за счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, мониторинга состояния дойного стада или птичников и т.д. Рассмотрен опыт эффективного использования интернета вещей компанией John Deer. В центре процесса создания ценности оказывается потребитель, а компании, их служащие и технологи лишь оказывают ему поддержку. Необходимо государственное вмешательство для создания институциональных условий, которые позволят использовать передовые технологии большему кругу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Внедрение технологий на базе интернета вещей в среднем повышает эффективность сельскохозяйственного производства на 20-30‰ в зависимости от вида деятельности и используемых технологий и культуры агротехники.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Формирование стратегии ввода в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ, ЦВЕТКОВ ВАЛЕРИЙ

В статье сделан анализ содержания нормативных актов по реализации задачи введения в оборот десятков миллионов гектаров заброшенных сельскохозяйственных земель. Раскрыты причины неиспользования земель, вызвавших спад производства продукции земледелия и животноводства, потерю Россией продовольственной независимости. Обоснована важность разработки Федеральной целевой программы ввода в оборот сельскохозяйственных земель, включающей механизм восстановления: корректировку нормативных документов, меры по формированию материально-технической базы, устранение перекосов в финансово-кредитной системе, повышение уровня государственной поддержки села, преодоление недостатков во внешнеторговых отношениях, активизация инновационных процессов, создание приемлемых социальных условий для работников села. Предложены организационно-экономические основы формирования новой более эффективной ресурсно-инновационной модели использования сельскохозяйственных земель. Для решения задач ввода в оборот заброшенных земель сегодня требуется не менее 300 млрд руб. За счет ввода и использования новых земель к 2025 г. при сложившейся урожайности сельскохозяйственных культур можно увеличить производство сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно до 85 млн.т. При этом общее производство возрастет на 20-25‰


Выпуск № 6, Июнь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Аграрная политика китая: современное состояние и тенденции развития

ЧЕРКАСОВА ОЛЬГА

В современных условиях аграрная политика Китая направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей - удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие преимущественно внутреннего производства, поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельской местности. К приоритетным направлениям современной аграрной политики Китая относятся: обеспечение продовольственной безопасности; охрана пахотных земель; повышение производительности сельского хозяйства; реструктуризация отрасли; совершенствование торговли сельскохозяйственной продукцией; повышение доходов фермеров; социальное обеспечение сельских районов; аграрное образование; рост инвестиций в сельскохозяйственное производство и сельские территории; развитие принципа открытости. В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития Китая. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни. Наиболее важными направлениями для России являются совместное решение проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающей базы, особенно в удаленных районах; обмен опытом создания эффективных продовольственных систем и методов ведения агробизнеса, а также государственной поддержки инфраструктурных проектов в агропродовольственной сфере. Представляется необходимым также усиление взаимодействия Китая и России в рамках многосторонней торговой системы, а также обмен опытом использования разрешенных правилами ВТО мер поддержки аграрного сектора.


Выпуск № 8, Август 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Парадигма активизации инновационных процессов в условиях глобализации экономики

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ, ШУТЬКОВ СЕРГЕЙ

В статье дана оценка парадигмы реформ экономики и инновационной сферы. Показаны условия функционирования сельского хозяйства и науки, вызвавших спад производства, деиндустриализацию, снижение уровня использования практикой достижений НТП, ухудшение социального положения крестьян. Определены причины низкого уровня инновационной активности. Рассмотрены проблемы формирования инновационных процессов в условиях глобализации. На основе исследований обоснован механизм и условия разработки и реализации ресурсно- инновационной модели развития сельского хозяйства во взаимной связи с отраслями АПК, направленной на широкое использование достижений науки и передового опыта, интенсификацию производства, решение проблем импортозамещения. Доказана необходимость корректировки Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, разработки новых нормативных документов по активизации инновационных процессов, их воздействия на обеспечение конкурентоспособности, рост эффективности аграрного сектора экономики в новых условиях функционирования отечественной и мировой экономики.


Выпуск № 6, Июнь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

О необходимости определения стратегических приоритетов в развитии апк

ДОЛГУШКИН НИКОЛАЙ

Недооценка в течение многих десятилетий необходимости комплексного развития российского села, оптимального размещения агропромышленного производства, создания социальной инфраструктуры привели к серьезным негативным как социальным, так и экономическим последствиям. На основе анализа состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации, осуществления аграрной политики обосновываются предложения о необходимости смены её парадигмы, выработки стратегических приоритетов по дальнейшему развитию АПК. В качестве приоритетов выделены: переход к полноценному стратегическому планированию развития агропромышленного комплекса, в т.ч. разработка Единой схемы территориально-отраслевого размещения агропромышленного производства с учетом природных, материальных, финансовых и других видов ресурсов и человеческого потенциала; техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства и пищевой промышленности; повышение уровня доходности аграриев, в т.ч. и за счет увеличения размеров государственной поддержки, совершенствования финансово-кредитной политики, государственного регулирования ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; корректировка и увеличение финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства; разработка новой программы научного обеспечения агропромышленного комплекса, программы подготовки и закрепления специалистов.


Выпуск № 5, Май 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Парадоксы развития российского сельского хозяйства

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Раскрыта роль сельского хозяйства в экономике страны, выявлены «узкие» места в его развитии и даны предложения по их преодолению. Для развития сельского хозяйства характерно наличие многочисленных хронических парадоксов, которые усугубляют и без того его сложное положение, связанное, прежде всего, с надежным обеспечением страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства. Рассмотрены вопросы, которые необходимо решить государству, чтобы придать сельскому хозяйству ускоренное развитие для обеспечения населения страны продовольствием, создания необходимых условий для жизнедеятельности сельского населения, для чего предстоит разработать и принять новую государственную аграрную политику, которая должна стать долговременным инструментом государственной поддержки сельского хозяйства. Новая аграрная политика должна быть не только максимально гибкой, учитывать в полной мере конкретную обстановку, но и рассчитана на решение крупномасштабных экономических, организационных, социальных и научно-технических проблем развития сельского хозяйства, исходя из потребностей и объективных возможностей страны. Она должна иметь комплексный характер и опираться на вполне достаточное финансирование, полноценную и стабильную законодательную базу. Только при таких условиях агарная политика перестанет быть ущербной, превратится в консолидирующий и сильнодействующий фактор укрепления государства, повышения его престижа в мире. В условиях недостаточной государственной поддержки сельского хозяйства, слабо регулируемого агропродовольственного рынка сложившиеся диспропорции в отрасли настолько велики, что без крупномасштабной помощи со стороны государства самостоятельно отрасль неспособна их преодолеть даже за счет своих внутренних ресурсов и резервов.


Выпуск № 3, Март 2016 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Изменение плотности населения в районах с различным типом аграрных структур

САРАЙКИН ВАЛЕРИЙ, ГАТАУЛИНА ЕКАТЕРИНА

Статья написана по итогам НИР «Разработать методы оценки влияния аграрных структур на эффективность сельского хозяйства» ФГБНУ «ВИАПИ им. А.А.Никонова» за 2015г. Плотность населения является одним из важнейших показателей статистики населения, по динамике которого можно делать определенные выводы о развитии или деградации конкретных территорий. Плотность сельского населения в районах и сформировавшийся тип аграрной структуры взаимосвязаны. На основе сформированной по данным Росстата базы за 2002 и 2012гг. рассмотрена динамика плотности населения, сельского населения на уровне районов, а также в разрезе типов аграрных структур районов, выделенных на основе ранее проведенных авторских исследований. Сделан вывод о нарастании депопуляции все большей территории страны: за исследуемый десятилетний период на 16‰ увеличилось число районов с очень низкой (менее 2,5 чел. кв. км.) плотностью населения. Особенно быстро убывает сельское население, так если доля районов в 2002г. с плотностью сельского населения менее 11,5 чел/км2 составляла 46‰ от общего числа, то в 2012г. больше половины, - 50,2‰. В 2012г. более половины общего населения РФ (53‰) и 55‰ сельского проживает в районах с преимущественно семейной мелкотоварной формой производства, которая, в сегодняшних условиях скорее отражает способ выживания сельского населения, а не товарное семейное фермерское производство. Рекомендуется добавить показатели группировок плотности населения и плотности сельского населения в перечень показателей, отслеживаемых Росстатом, использовать их динамику в качестве показателей, характеризующих выполнение ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Моделирование агропродовольственной политики региона

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

Проводимая в последние годы аграрная политика слабо влияет на экономический рост в сельском хозяйстве, не создает условий для обеспечения поступательного развития аграрного производства. Зарубежные санкции обострили проблему импортозамещения в АПК и продовольственной безопасности страны. Уровень производства по вилам сельскохозяйственной продукции не отвечает принципу самообеспеченности продовольствием, при этом среди производителей наблюдается акцент на выпуск неконкурентоспособной продукции и игнорирование экономически выгодного производства. Все это не способствует рациональному использованию аграрного потенциала, тормозит наращивание продовольственной мощи страны, а потому требует объединения усилий науки и органов власти по совершенствованию государственного управления в агропромышленной сфере. Для решения задачи применялись методы монографического исследования, комплексного экономического и финансового анализа, экономико-математической и эконометрической оценки, расчетно-конструктивные. Исследование проведено с использованием аналитических данных сводной бухгалтерской отчетности по сельскому хозяйству Пензенской области. В данном изыскании обобщены имеющиеся в науке и применяемые на практике модели прогнозирования развития сельского хозяйства, а также получены модели, позволяющие оценить функциональную зависимость результатов аграрной политики от средств и методов ее реализации. На их основе обоснованы сценарии развития сельского хозяйства. Результаты исследования намечается использовать для подготовки предложений органам управления АПК по совершенствованию методов и моделей механизма прогнозирования и планирования стратегического развития сельскохозяйственного производства. Проведенное исследование показывает, что низкая эффективность аграрной политики регионов связана с недостаточной идентификацией факторов и рисков в сельском хозяйстве, способов их нивелирования. Содержание прогнозных документов стратегического развития отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Они не позволяют координировать механизм государственной политики на селе, адекватный реалиям аграрной экономики. Поэтому повышение качества мероприятий, проводимых в отношении сельского хозяйства, возможно за счет усиления научной обоснованности используемой инструментальной базы прогнозирования.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Ресурсно-инновационная стратегия импортозамещения: проблемы формирования и реализации

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ, ШУТЬКОВ СЕРГЕЙ

В современных условиях бизнеса предлагается разработка и внедрение ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения, обосновано ее содержание. Анализ показывает, что реализуемая Государственная программа развития сельского хозяйства носит в основном декларативный характер с точечной поддержкой отдельных подотраслей. Программа по своим параметрам производства и финансовому обеспечению не направлена на необходимый инновационный путь развития с решением всего комплекса задач обеспечения продовольственной безопасности. Работа по определению путей и способов перехода России от сырьевой модели экономики к инновационно-ресурсной крайне важна в свете довольно откровенной геополитики США. На основе статистических данных и экспертной оценки показана динамика развития агропромышленного производства России: сокращение посевных площадей, низкие темпы развития животноводства, тревожное положение в обеспечении финансовыми и материально-техническими ресурсами, высокий уровень бедности жителей села. Для повышения уровня использования ресурсного потенциала и инновационной активности обосновываются направления, механизмы и условия формирования и реализации ресурсно-инновационной стратегии, предлагается система мер по корректировке аграрной политики, доказывается необходимость разработки новой Программы восстановления и развития агропромышленного производства на основе использования принципов формирования ресурсно - инновационной стратегии импортозамещения. Предлагаемая стратегия обеспечит мультипликационный экономический рост благодаря распространению инноваций в использовании производственных ресурсов. Она не противопоставляет ресурсы и инновации, а объединяет их, приумножая возможности и тех, и других. Справедливые призывы к инновациям должны подкрепляться конкретными масштабными действиями эффективных структурных преобразований основанных на модернизации производства и реструктуризации отраслей АПК и, особенно, сельского хозяйства. Стратегия должна предусматривать синергетическое взаимодействие институциональной среды, инноваций производственной и социальной инфраструктуры.


Выпуск № 11, Ноябрь 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием"

Динамика объемов господдержки сельского хозяйства

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Автор рассматривает показатели, характеризующие величину государственной поддержки сельского хозяйства в их динамике и относительных величинах, что позволило выявить некоторые закономерности, в определенной степени противоречащие декларациям правительства о всемерной поддержке отечественного сельского хозяйства. Результаты исследования позволили выявить явно выраженную тенденцию относительного и нередко абсолютного уменьшения государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства на фоне роста возможностей бюджета и слов о важности сельского хозяйства, необходимости импортозамещения и т.п., а, с другой стороны, достаточно успешные показатели валового роста сельскохозяйственной продукции. Тем самым сельскохозяйственные производители вновь косвенно помогают другим отраслям народного хозяйства, способствуя высвобождению средств бюджета. Одна из причин ошибочности политики относительного сокращения государственной поддержки сельского хозяйства - отказ от изучения и разработки научных рекомендаций по экономической политике, отсутствие данной тематики в фундаментальных исследованиях РАН.


Выпуск № 10, Октябрь 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием производства"

Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности

АВАРСКИЙ НАБИ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ, НУРАЛИЕВ СИРАЖУДИН

Эффективность инновационной системы определяется ее способностью разрабатывать различные комбинации привлекаемых ресурсов, создавать привлекательный образ этой сферы человеческой деятельности с целью поиска всевозможных источников финансирования для создания новых технологий и видов продукции. Формирование кооперационных связей между бизнесом и представителями сектора науки и образования сдерживается различным отношением относительно целей, приоритетов и мотиваций в проведении инновационного сотрудничества. Снимать возникающие ограничения призвано государство, задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития инноваций во всей системе исследований и разработок и внедрении их в производство. Заимствование зарубежного опыта не всегда приводит к достижению намеченных целей. В качестве примера авторы приводят исследования секции «Биотехнологии хранения и переработки агропродовольственной продукции» технологической платформы «БиоТех 2030», организацию взаимодействия ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им.К.Г.Разумовского» с научно-исследовательскими институтами ФАНО и представителями бизнеса по проведению научных исследований и разработке новых технологий производства пищевых продуктов. Для того чтобы инновационная система эффективно работала и могла создавать новые знания, технологии и современную продукцию, государству и бизнесу необходимо больше средств инвестировать в развитие человеческого потенциала и высококвалифицированный рынок труда.


Выпуск № 9, Сентябрь 2015 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Маркетинговые системы на рынке свеклосахарной продукции россии

ШАНИН СЕРГЕЙ, РОЗАНОВА ТАТЬЯНА, ЖУРАВСКАЯ АНАСТАСИЯ, ШАНИНА ЕЛЕНА

Создание интегрированных структур на принципах слияния обеспечивает получение синергетического эффекта, возникающего благодаря экономии на масштабах деятельности, комбинированию взаимодополняющих ресурсов и объединяющих весь цикл работ: от производства свеклы до сбыта готовой продукции. Всего сахарными активами владеют порядка тридцати компаний и агрохолдингов. Четкая маркетинговая стратегия развития стала отличительным признаком их работы: ГК «Продимекс» применяет стратегию максимальной эффективности, ГК «Русагро» формирует вертикально-интегрированную маркетинговую систему и диверсифицирует производство. С углублением интеграционных процессов в сахарной отрасли продолжится концентрация производственных мощностей и отраслевой инфраструктуры в руках крупных сахарных компаний, дальнейшее формирование вертикально-интегрированных маркетинговых систем, развитие государственно-частного партнерства.


Выпуск № 8, Август 2015 г., рубрика "За рубежом"

Составляющие успеха инновационного развития региона (на примере штата индиана, сша)

МАКАРОВА ЕКАТЕРИНА

Не только новые знания и обмен ими обеспечивают инновации. Инновации возникают благодаря научному, технологическому, социально-экономическому, институциональному и организационному партнерству. Высокие экономические результаты, получаемые от создания и развития инновационной системы в сфере АПК в штате Индиана, позволяют рассматривать данную систему как модель регионального инновационного развития. Ключевым элементом модели является наличие партнерства между университетской наукой, бизнесом, властями и общественностью. В среднесрочной перспективе наличие инновационной системы оказывает значительное влияние на экономическое развитие штата в целом: из отсталого штат Индиана перешел в национальные лидеры по производству ряда сельскохозяйственных продуктов. Сельское хозяйство штата Индиана занимает лидирующее положение в США по производству кукурузы, сои и пшеницы, а также свинины, птицы и молочной продукции.


Выпуск № 5, Май 2015 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Влияние типа аграрной структуры на масштабы и эффективность сельскохозяйственного производства

ГАТАУЛИНА ЕКАТЕРИНА

Статья написана по итогам отчета о НИР «Разработать методы оценки влияния аграрных структур на эффективность сельского хозяйства» ФГБНУ «ВИАПИ им. А.А. Никонова» за 2014г. Методами непараметрической оценки гипотез на основе данных 2006 и 2013гг. выявлено, что масштабы и эффективность сельскохозяйственного производства в регионах РФ существенно различны в зависимости от сложившегося типа аграрной структуры региона, выделенного по доле сельскохозяйственных организаций (СХО) в валовой продукции сельского хозяйства. По масштабам сельскохозяйственного производства существенно различны семейный тип аграрной структуры (доля СХО ниже 30‰) и объединенный смешанный и корпоративный типы, формирующие в этом случае одну совокупность. По эффективности, измеренной по показателю производства валовой продукции на гектар сельскохозяйственных угодий, регионы смешанного и семейного типа по существу формируют единую совокупность, в то время как регионы корпоративного типа существенно отличаются от них. Различия в абсолютных и относительных (на гектар сельскохозяйственных угодий) размерах федеральной господдержки отражали имеющиеся различия в производстве. Результаты имеют практическую значимость для формирования аграрной политики федерального и регионального уровня.


Выпуск № 11, Ноябрь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Развитие апк россии в условиях внешнеэкономических рисков

ВАШАНОВ ВЯЧЕСЛАВ, МАСЛОВА ВЛАДА

В результате введенных западных санкций, ограничения доступа российских ведущих банков и финансовых компаний к зарубежным кредитным ресурсам, снижения цен на нефть изменилась экономическая ситуация в стране, прогнозируются негативные макроэкономические показатели: экономический рост составит всего 0,3‰, годовая инфляция может превысить 9‰, ожидается существенное ослабление рубля. Для определения влияния введенного запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции на развитие агропродовольственного рынка России анализируются структурные изменения во внешнеторговом обороте, рассматриваются вопросы совершенствования денежно-кредитной политики, роль инвестиций в условиях импортозамещения, роль кредитования в инвестиционном процессе в аграрном секторе экономики. Сделан вывод, что по многим видам продукции - мясу крупного рогатого скота и свиней, молоку и молочной продукции, овощам закрытого грунта и плодам, нарастить объемы производства, необходимые для импортозамещения за 1 год не получится. В целях нивелирования внешнеэкономических рисков необходимо повышение эффективности производства, финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание равной конкурентной среды отечественным аграриям с зарубежными, изменение денежно-кредитной политики государства со сдерживающей на стимулирующую.


Выпуск № 5, Май 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Системный подход в программно-целевом управлении

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ

Рассмотрена сущность системного подхода в программно-целевом управлении, его содержание в современных условиях хозяйствования. На основе статистических данных дана оценка развития сельского хозяйства России и продовольственной безопасности. Автор раскрывает социально-экономические проблемы села: сокращение производства, посевных площадей, практически ликвидация животноводства, рост уровня бедности на селе. Обоснованы принципы формирования и механизм разработки региональных систем ведения агропромышленного производства. Для устойчивого развития аграрного сектора экономики автор предлагает: пересмотреть аграрную политику, предусматривая серьезную корректировку нормативных документов; активизировать деятельность руководителей и специалистов по использованию внутренних резервов производства на основе совершенствования организационно - экономического механизма хозяйствования, внедрения эффективных технологий; активизировать разработку систем ведения агропромышленного производства в регионах. Только системный подход в программно-целевом управлении обеспечит выход сельского хозяйства и АПК из затянувшегося системного кризиса, позволит преодолеть импортную продовольственную зависимость страны.


Выпуск № 12, Декабрь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Совершенствование экономического механизма в агропромышленном комплексе

УШАЧЕВ ИВАН

Для повышения эффективности деятельности фермерских хозяйств особое значение приобретает совершенствование экономического механизма хозяйствования, Применяемый механизм (система субсидирования, страхования, ценообразования и кредитования) во многом общий как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств. Практика показала, что он далеко несовершенен и не обеспечивает высоких и устойчивых темпов развития сельского хозяйства. Автор предлагает основные изменения в экономическом механизме по следующим направлениям: снижение инфляции и ценовая политика; государственная поддержка развития производства (кредитование, страхование, субсидирование), кооперация, продовольственная помощь, стимулирование экспорта, развитие сельских территорий. Автор надеется, что у исполнительной и законодательной власти найдется достаточно понимания сельских проблем и ресурсов, чтобы принять решение по кардинальному изменению ситуации. Для этого необходимо повышать эффективность имеющегося производственного потенциала и выделяемых ресурсов, а ученым давать более глубокие обоснования по совершенствованию аграрной политики.


Выпуск № 10, Октябрь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства на современном этапе

СТЕПАНЕНКО ЕЛЕНА

В современных условиях продовольственная безопасность является важным элементом экономической и национальной безопасности государства. Для достижения устойчивой продовольственной безопасности страны необходимо обеспечение динамического развития аграрного сектора экономики. Россия с каждым годом все глубже интегрируется в мировую экономику, это неизбежно. Вступление России в ВТО предполагает высокоразвитое конкурентоспособное сельское хозяйство. А потому необходима аграрная политика, ориентированная на долгосрочную защиту интересов отечественного производителя, способная поднять конкурентоспособность АПК Российской Федерации до уровня лучших мировых образцов. Переход на рыночные экономические условия существенно повлиял на эффективность сельскохозяйственного производства. Однако создание конкурентоспособного агропродовольственного производства невозможно без значительной государственной поддержки и регулирования отрасли. Особенности сельскохозяйственного производства обусловливают активное участие государства в функционировании предприятий отрасли, определяют направления государственной финансовой поддержки, охватывающие все сферы деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В статье анализируются основные факторы, обусловившие инертное развитие сельского хозяйства России, и обосновывается необходимость его государственного регулирования. Рассмотрены основные направления и виды государственной поддержки АПК и их трансформация на современном этапе развития экономики.


Выпуск № 7, Июль 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Проблемы стратегического планирования развития сельского хозяйства

БЕСПАХОТНЫЙ ГЕННАДИЙ

В статье рассмотрены этапы в развитии государственного регулирования, обоснована необходимость формирования стратегического планирования сельского хозяйства. Автором проведен анализ принятых и реализуемых государственных программ, выявлены недостатки и предложены направления их совершенствования: создание инвестиционно-инновационных центров, пересмотр сложившейся финансово-кредитной системы, разработка комплексной программы субсидирования и регулирования, формирование системы поддержки доходов, передача функций поддержки доходов на федеральный уровень.


Выпуск № 7, Июль 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Аграрная сфера — приоритет государственной политики

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Ассмотрена экономика агропродовольственного комплекса Российской Федерации, позитивные и негативные тенденции ее развития. Отмечен рост импорта продовольствия, несмотря на меры по его замещению отечественной агропродукцией. В связи с дискуссией на Московском экономическом форуме анализируются пробелы Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 г. В связи с изменениями в глобальной и национальной экономике сделан вывод о необходимости разработки новой государственной аграрной политики, соответствующей инновационному этапу развития АПК.


Выпуск № 7, Июль 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Трансформация аграрной политики в дореволюционной россии

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА, ЭЛЬДИЕВ МАХМУТ

Одной из центральных задач аграрных реформ является формирование аграрной политики. Автором показаны исторические этапы трансформации аграрной политики в дореволюционной России. Сделан вывод о разном типе и последствиях аграрных преобразований и их влиянии на экономическое, социальное и политическое развитие сельского хозяйства страны.


Выпуск № 5, Май 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Грарная политика: проблемы и пути решения

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ

Рассмотрена сущность государственной аграрной политики, ее содержание в современных условиях хозяйствования. Дана оценка состояния агропромышленного производства и продовольственной безопасности. Раскрыты социально-экономические проблемы села. Предложены пути вывода аграрного сектора экономики из кризиса.


Выпуск № 3, Март 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Региональная аграрная политика в новых условиях хозяйствования

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА

Рассмотрены задачи разработки региональных аспектов государственной аграрной политики, парадигмы подсистем аграрной политики. Выделены базисная и надстроечная подсистемы аграрной политики. Подчеркнуто, что важнейшим условием обеспечения эффективности региональной аграрной политики является разграничение функций между федеральным Центром и субъектами Федерации. Определены основные направления структурной политики в отдельных регионах, необходимость совершенствования механизма субсидирования агропроизводства, земельной политики. Систематизированы основные компоненты программно-целевых принципов управления региональной аграрной политикой.


Выпуск № 2, Февраль 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Эффективному функционированию апк - научное обеспечение

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Дан анализ противоречий и тенденций развития АПК, на решение которых были направлены исследования научно-исследовательских учреждений Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии в 2012 г. Рассмотрены и приводятся итоги исследований и разработок.


Выпуск № 1, Январь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Пять лет на независимость. миссия невыполнима?

АБАКУМОВ ИГОРЬ

Рассмотрено насколько возможно реализовать в ближайшие 5 лет поставленную задачу достижения продовольственной независимости России. Подчеркивается, что решение аграрного вопроса прежде всего зависит от кадрового потенциала, осуществления инвестиций, в первую очередь, в развитие инновационной базы на основе зарубежных технологий, приглашения из-за границы агроменеджеров, фермеров-наставников, научных работников и преподавателей.


Выпуск № 10, Октябрь 2012 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Присоединение россии к вто: таможенное регулирование и меры господдержки сельского хозяйства

КАРГИН ЕВГЕНИЙ

Рассмотрены основные аспекты условий присоединения Российской Федерации к ВТО в области сельского хозяйства: изменения таможенного регулирования по основным экспортным и импортным товарным позициям, а также ограничения на государственную поддержку в сравнении с США и Европейским союзом. Обосновывается несущественность изменения таможенной защиты по абсолютному большинству позиций, необходимость специальных мер защиты свиноводства и целесообразность солидаризации с Кернской группой экспортеров агропродукции.


Выпуск № 10, Октябрь 2012 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Развитие инновационных процессов в апк

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ, ВОЛОЩЕНКО ВИТАЛИЙ

Рассмотрены особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве, участие негосударственных организаций в инновационном обеспечении АПК, взаимодействие МСХ России с институтами развития. Анализируется состояние и перспективы развития отечественной биоэнергетики, применение в сельском хозяйстве информационно-новигационных систем на основе ГЛОНАСС. Определены основные направления перевода агропроизводства на инновационный путь развития.


Выпуск № 7, Июль 2012 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Современная инвестиционная политика в сфере апк

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА, ЭЛЬДИЕВ МАХМУТ

Рассмотрены основные направления государственной инновационной политики а агропродовольственном комплексе, ее элементы. Отмечена низкая эффективность проводимой инвестиционной и инновационной политики. Анализируется возможное влияние присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации на технико-технологическую модернизацию отечественного агропроизводства. Предложены дифференцированные направления региональной инвестиционной политики.


Выпуск № 7, Июль 2012 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Другого пути нет

ГОРБУНОВ ГЕННАДИЙ

Рассмотрены обязательства, принятые Российской Федерацией при присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) в части деятельности АПК страны (государственная поддержка сельхозпроизводителей, обеспечение доступа на отечественный агропродовольственный рынок, экспортные субсидии). Отмечены негативные последствия и потенциальные преимущества присоединения к ВТО, которые должны быть учтены на завершающем этапе разработки Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».


Выпуск № 5, Май 2012 г., рубрика "Экономический комментарий"

В чем «макро» и «микро» показатели - рознь

МЕЗЕНЦЕВ КОНСТАНТИН

Рассмотрено освещение в отчете Правительства Российской Федерации Государственной Думе вопросов состояния сельского хозяйства страны. Отмечено, что, по данным Росстата, среднедушевые доходы в аграрной сфере почти вдвое ниже, чем в среднем по России. Подчеркнуто, что темпы дорожного строительства в сельской местности и в перспективе останутся неудовлетворительными. Указывается, что внятная аграрная политика все еще не сформирована.


Выпуск № 8, Август 2011 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Инновационное сельское хозяйство - основа продовольственной безопасности страны

ШАРИПОВ САЛИМЗЯН, ЯКУШКИН НИКОЛАЙ, САФИУЛЛОВ РАМИС

Анализируется современное состояние сельского хозяйства Республики Татарстан, итоги осуществления в регионе приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и ход реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Рассмотрены направления инновационной деятельности экономических субъектов в агропроизводстве республики.


Выпуск № 8, Август 2011 г., рубрика "Экономическое обозрение"

Ситуация на рынке зерна

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ

Рассмотрена государственная политика регулирования зернового рынка в 2010/11 сельскохозяйственном году. Приведены данные о производстве зерна, переходящих его запасах, перспективах возвращения России в число ведущих экспортных держав, а также неоднозначные оценки введения эмбарго на экспорт зерна и возможные последствия его отмены. Анализируются колебания цен на зерновом рынке.


Выпуск № 8, Август 2011 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Использовать колоссальные резервы роста агропроизводства

ЗУБКОВ ВИКТОР

Рассмотрены результаты развития агропроизводства с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», итоги весенних полевых работ 2011 г. Отмечена важность господдержки агропроизводства, подготовки ведомственных программ развития тепличного овощеводства и садоводства, дальнейших мер по повышению качества жизни на селе.


Выпуск № 7, Июль 2011 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Системные проблемы аграрного реформирования в россии

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА

Отмечена узость и односторонность аграрного реформирования 1990-х годов, что привело к катастрофическим результатам. Подчеркнута непосредственная связь аграрных отношений с характером землевладения и землепользования, более широкое содержание дефиниции «аграрная реформа», ущербность выбранной схемы приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены суждения по вопросам реформирования аграрной экономики. Предложена схема взаимодействия факторов реформирования, а также ее основных направлений (земельных, трудовых отношений, ресурсного обеспечения, финансово-кредитной системы).


Выпуск № 7, Июль 2011 г., рубрика "Госпрограмма -пятилетка созидания"

Продовольственная безопасность - национальный приоритет

МАЗАЕВА ТАМАРА, ДОНСКОВА ОЛЬГА

Рассмотрены требования Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, реализуемой в рамках государственной аграрной политики. Проведен анализ динамики сельскохозяйственного производства, а также его структурных сдвигов за последние годы. Выделены некоторые направления государственного управления агропродовольственным комплексом, которые необходимо реализовать на этапе стабилизации продовольственной безопасности страны.


Выпуск № 6, Июнь 2011 г., рубрика "Госпрограмма -пятилетка созидания"

Сохранение и использование сельхозугодий - первоочередная задача

СКРЫННИК ЕЛЕНА

Рассмотрены цели и задачи федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв до 2013 года», мероприятия и этапы ее реализации. Изложены меры, которые будут осуществлены в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 г. с выделением двух приоритетов: обеспечение механизмов повышения плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.


Выпуск № 4, Апрель 2011 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Риски и угрозы продовольственной безопасности

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ

Отмечается, что решение задач по обеспечению продовольственной безопасности зависит от государственной аграрной политики и организации бизнеса хозяйственных институтов. Дана оценка современного состояния продовольственной безопасности, рассмотрены основные риски и угрозы, обосновывается необходимость их предотвращения путем комплексного решения проблем развития АПК и его главного звена - сельского хозяйства.


Выпуск № 3, Март 2011 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Итоги и проблемы агроэкономических исследований

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Рассмотрены итоги деятельности институтов Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии за 2006-2010 гг., задачи агроэкономической науки России по научному сопровождению реализации основных положений государственной аграрной политики. Рассмотрены основные проблемы, которые предстоит решать в ближайшие годы академическим НИИ агроэкономического профиля - совершенствование методологии, использование новых информационных технологий, методов математического моделирования и прогнозирования, интеграция с экономическими кафедрами аграрных вузов и др.


Выпуск № 2, Февраль 2011 г., рубрика "Экономический комментарий"

Общая аграрная политика евросоюза до 2020 г.

Изложено содержание послания Европейской комиссии по вопросам Общей аграрной политики Европейского союза до 2020 г. Ее цели - обеспечение рентабельности производства продовольственных товаров, повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики, уменьшение производственного риска в районах с особыми природными ограничениями; устойчивое использование природных ресурсов и осуществление мер по борьбе с изменчивостью климата; сбалансированное развитие сельских территорий. Рассмотрены основные инструменты осуществления ОАП и принципы их использования.


Выпуск № 2, Февраль 2011 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Тернистый путь системы кредитования сельского хозяйства россии

ПОШКУС БЮЛЮС

Рассмотрена система кредитования сельского хозяйства за рубежом. Разработаны предложения по совершенствованию отечественной кредитной системы с учетом зарубежного опыта (формирование новых институциональных образований, сроки инвестиционных кредитов, страхование кредитов, предоставляемых хозяйствующим субъектам аграрной сферы).


Выпуск № 1, Январь 2011 г., рубрика "Госпрограмма -пятилетка созидания"

Особо значимым аграрным территориям - приоритетную поддержку

ГОРБУНОВ ГЕННАДИЙ

Обоснована необходимость принятия федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации», обеспечивающего создание условий «зон опережающего роста» в субъектах Федерации, обладающих благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства агропродукции в масштабах страны. Названы критерии, позволяющие выделить такие территории. Предложен ряд новых и эффективных механизмов государственной поддержки особо значимых аграрных территорий. Отмечено, что закон будет стимулировать воссоздание зональной специализации, размещения агропроизводства.


Выпуск № 11, Ноябрь 2010 г., рубрика "Экономический комментарий"

Консалтинговые услуги фермерским хозяйствам фрг

ПЛОТНИКОВ ВЛАДИМИР

Рассмотрены основные итоги развития сельского хозяйства ФРГ за последние 50 лет, роль и значение семейных фермерских хозяйств как основных производителей агропродукции в стране. Анализируются основные направления государственной поддержки фермеров, формы информационно-консультационного их обслуживания. подчеркнута необходимость использования немецкого опыта для осуществления модернизации российского сельского хозяйства.


Выпуск № 11, Ноябрь 2010 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства

БЕСПАХОТНЫЙ ГЕННАДИЙ

Рассмотрены источники финансирования сельского хозяйства, механизмы субсидирования, способы дифференциации государственной поддержки по регионам. Проанализированы организационные формы поддержки инноваций и технико-технологической модернизации. Даны обоснования основных направлений совершенствования господдержки агропроизводства.


Выпуск № 10, Октябрь 2010 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Страхование урожая и насаждений в садоводстве: методический и практический аспекты

КУЗИЧЕВА НАТАЛИЯ

Проанализировано современное состояние садоводства и системы страхования урожая многолетних насаждений с государственной поддержкой. Отмечено, что страхование урожая продукции садоводства при поддержке государства является одним из эффективных элементов системы государственного регулирования развития аграрного сектора экономики. Рассмотрены варианты определения средней урожайности при расчете эффективности страхования урожая плодов, стимулирующие и сдерживающие факторы в развитии системы страхования урожая многолетних насаждений.


Выпуск № 10, Октябрь 2010 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Страхование сельскохозяйственной деятельности - элемент аграрной политики

СОКОЛОВА ИРИНА

Рассмотрены роль агрострахования в аграрной политике и обеспечении финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, состояние страхового рынка. Определены меры, необходимые для развития страхового дела в аграрном секторе экономики.