ISSN 2070-0288

РЕГИОНЫ


Выпуск № 8, Август 2020 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

К вопросу региональных тенденций роботизации сельского хозяйства

СКВОРЦОВ ЕГОР, НАБОКОВ ВЛАДИМИР

В статье рассматриваются проблемы региональных тенденций роботизации сельского хозяйства. Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых универсальных закономерностей, которые позволят повысить эффективность роботизации сельского хозяйства, учитывая региональные особенности. Цель исследования состоит в выявлении закономерностей роботизации сельского хозяйства регионов во взаимосвязи с динамикой производства продукции отрасли, долей сельского хозяйства в структуре экономики и специализацией аграрного сектора регионов. По результатам запросов в региональные министерства сельского хозяйства и АПК количество применяемой робототехники составило 435 единиц. Приведены результаты исследования динамики внедрения роботов и плотности роботизации сельского хозяйства по федеральным округам. При этом плотность роботизации сельского хозяйства РФ достигает 0,75 роботов на 10 тыс. работников, наибольшее значение этого показателя наблюдается в Уральском ФО (2,16). По регионам наибольшая плотность роботизации наблюдается в Калужской (42,7) Рязанской (14,1) и Свердловской (6,3) областях. Выделено несколько групп регионов по плотности роботизации сельского хозяйства и динамике прироста сельскохозяйственного производства. Предложена авторская типология регионов по показателям плотности роботизации и доли сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости по регионам в зависимости от медианных значений. В регионах с низкой долей сельского хозяйства в структуре экономики наблюдается наиболее высокие значения плотности роботизации производства. Рекомендуется органам исполнительной власти разработать соответствующие меры по ускоренному внедрению робототехники в сельскохозяйственное производство регионов с высокой долей сельского хозяйства (свыше 8,3‰ в валовой добавленной стоимости) для недопущения их технологического отставания.


Выпуск № 6, Июнь 2020 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Территориальные особенности динамики производства молока

НИКОНОВА НАТАЛЬЯ

Актуальность проблемы предопределена, во-первых, значительной ролью молочного скотоводства в достижении установленных параметров Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Во-вторых, важностью тех конкретных изменений, которые будут определять траекторию развития отрасли в региональном аспекте. Причем особое внимание заслуживают регионы, обладающие рядом преимуществ по агробиологическому и природно- климатическому потенциалу. Поэтому цель исследования заключалась в изучении территориальных особенностей динамики производства молока в условиях Северо-Запада, в связи с тем, что данный регион располагает необходимыми площадями земельных ресурсов, пригодных для производства кормов, а также высококачественным племенным стадом коров и современными инновационными технологиями. При проведении исследования проведен анализ динамики объема ресурсов и использования молока и молочных продуктов в субъектах РФ Северо-Западного федерального округа (СЗФО), выявлены тенденции изменения размеров производства и потребления молока и молочных продуктов в расчете на душу населения, определены структура производства молока в регионе, темпы роста объемов производства молока, поголовья и продуктивности коров в территориальном аспекте. Показано, что при сложившемся на продовольственном рынке регионов СЗФО уровне спроса и предложения молока и молочных продуктов за счет местного производства, они не соответствует рекомендованным медицинским нормам в размере 325 кг на душу населения, являясь ниже: по спросу на 20‰, а по предложению – на 59‰.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Рейтинговая оценка социально-экономической эффективности регионов

СЕМЁНОВА ЕЛЕНА

Критерий развития регионов определяется выбором соотношения между экономической и социальной эффективностью. В статье выполнены группировки регионов Российской Федерации по социальным и экономическим показателям. Показано незначительное влияние изменения социальных показателей на уровень валового регионального продукта. Регионы лидеры с наиболее высоким изменением валового регионального продукта за год отличаются высокой рентабельность активов несырьевых отраслей: переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции в Калужской области (94,02‰); производство химических веществ и химических продуктов (51,22‰), строительство автомобильных дорог и автомагистралей (57,12‰), рыболовство (21,05‰) в Магаданской области, высшее образование в Забайкальском крае. Лидерство по изменению валового регионального продукта подтверждается также высоким уровнем фундаментальной эффективности.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Особенности развития сельских территорий: социальные и экономические аспекты

ХУАН ФУЧЖУН

В настоящее время большинство сельских территорий по-прежнему остаются малопривлекательными для молодых специалистов и квалифицированных управленческих кадров. Среди факторов, препятствующих закреплению молодых специалистов на селе, следует выделить два основных – неразвитость социальной инфраструктуры и низкий уровень оплаты труда. Как и прежде уровень благоустройства жилищного фонда значительно отстает от городского, причем даже в индустриально развитых регионах. Среди актуальных проблем устойчивого развития сельских территорий, выделяют четыре их основных блока: экономические, социальные, административно-управленческие, экологические и природоресурсные. Цель исследования – выделить основные факторы, препятствующие устойчивому развитию сельских территорий; предложить научно обоснованные меры по ослаблению и устранению их экстремального и демотивационного воздействия.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка вклада агропродовольственной системы в развитие экономики уральского федерального округа

КРЕМЛЕВ НИКОЛАЙ, ШЕЛОМЕНЦЕВ АНДРЕЙ, МУХИНА ЕЛЕНА

Проблемы развития агропродовольственной системы страны и её вклад в экономику регионов никогда не потеряют своей актуальности. Создание эффективной агропродовольственной системы с высокой добавленной стоимостью - ключ к обеспечению продовольствием населения. В данном исследовании предпринята попытка оценки вклада в экономику регионов Уральского федерального округа потенциала агропродовольственных систем, и предложены новые научные подходы к анализу ситуации в сельском хозяйстве методами национального счетоводства, внедряемыми в практику российской действительности. По результатам оценки агропродовольственной системы за 2017 год Курганская область занять первое место среди регионов Уральского федерального округа. Необходимо принятие государственных мер по ускорению внедрения стратегического планирования и управления потенциалами агропродовольственной системы регионов.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Аграрная наука"

Технопарковые и агрокластерные структуры как базис для научно-технологического развития агропромышленного комплекса

СЁМИН АЛЕКСАНДР, ТРУБА АНАТОЛИЙ

В Российской Федерации за последние 4-5 лет агропромышленный комплекс по своим темпам развития опережает рост промышленного производства. Вместе с тем до настоящего времени не удалось достичь пороговых индикаторов Доктрины продовольственной безопасности по молоку и молочным продуктам, по плодам и ягодам отечественного производства. Аграрный сектор по-прежнему отстает по уровню производительности труда в сравнении с ведущими странами ЕС и США. Выход АПК на заданную траекторию устойчивого и конкурентоспособного развития предпринимается через инновационные технологии, модернизацию, программно-целевое и проектное управление, цифровую и кластерную экономику, а также через другие механизмы и инструменты, включая финансовые. Настоящая статья посвящена развитию технопарковых и агрокластерных структур как базису для научно-технологического развития агропромышленного комплекса страны. На примере двух субъектов Российской Федерации (Свердловской и Тамбовской областей) раскрываются особенности формирования кластерной экономики и функционирования агротехнопарковых структур.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Сельский рынок труда: дифференциация регионов по показателям развития

КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ, НОВИКОВ ВЛАДИМИР, СИМАНОВСКИЙ НИКИТА

В статье приведены результаты диагностики состояния сельского рынка труда субъектов Российской Федерации по основным направлениям, осуществлена интегральная оценка, на основе которой проведена дифференциация регионов по уровню развития сельского рынка труда. Результаты исследования могут быть использованы в разработке концептуальных положений и основных организационно-экономических механизмов регулирования социального развития сельских территорий субъектов России. Дифференциация регионов по уровню занятости значительна: в абсолютном выражении разница составила 28,2 п.п. При ранжировании субъектов РФ по интегральному показателю максимальное значение отмечено в Чукотском авт. округе (11,23), минимальное - в Ульяновской обл. (4,78). Размах значений ИП составляет 2,4 раза.


Выпуск № 2, Февраль 2019 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Методологические подходы к моделированию адаптации сельского хозяйства к долгосрочным климатическим изменениям

ЕВДОКИМОВА НАТАЛЬЯ, РОМАНЕНКО ИРИНА, СИПТИЦ СТАНИСЛАВ

В статье предложена модель оптимизации трансформации структуры региональных агропродовольственных систем с учетом глобального изменения климата. Эта модель реализована на основе нового упрощенного подхода решения задачи размещения сельскохозяйственных культур в регионе при изменении климата. Рассматривались два варианта реализации регионом адаптивных стратегий, отличающихся бюджетными ограничениями и связанными с ними скоростями трансформации отраслей растениеводства. Результаты этих стратегий выражены в виде прироста дисконтированной прибыли. Корректировки отраслевой структуры региональной агропродовольственной системы могут служить основой для формирования элементов аграрной политики.


Выпуск № 4, Апрель 2018 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Развитие мясного скотоводства в регионах и его ресурсное обеспечение

КУДРЯВЦЕВА ЛАРИСА

С принятием Государственных программ развития мясного скотоводства на 2009-2012 годы и на 2013-2020 годы началось постепенное развитие подотрасли мясного скотоводства. Проведен анализ динамики государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов подотрасли по направлениям развития. На фоне положительной динамики господдержки из федерального бюджета отмечено сокращение бюджетных ассигнований из региональных бюджетов. Выделены регионы с наибольшей долей субсидирования из федерального бюджета по направлениям господдержки на развитие мясного скотоводства, представлены результаты ранжирования показателей за 2016 год. Проведен анализ взаимосвязи объема выделенных из федерального бюджета субсидий на примере 5 регионов (Брянской, Воронежской, Ростовской областях, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики) с высокой и средней долей производства скота мясных пород и выполнения целевых показателей госпрограммы. Выяснено, что в общем объеме финансирования и распределения средств на государственную поддержку развития мясного скотоводства за последние годы наибольшую долю из направлений господдержки занимает возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, при этом большая доля субсидий распределяется в пользу крупных сельхозпроизводителей и агрохолдингов. Сделан вывод о необходимости принятия мер по стимулированию кооперации малых форм хозяйствования с крупными холдингами при поддержки субсидированного кредитования банками фермеров, средних и мелких хозяйств.


Выпуск № 2, Февраль 2017 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Концепция методологии оценки эффективности управления аграрным сектором и сельскими территориями

БАКЛАЖЕНКО ГЕННАДИЙ

Развитие требует оценки эффективности управления. Современные проблемы оценки эффективности управления аграрным сектором и сельскими территориями исследованы недостаточно. Значимость исследования возросла в связи с принятием новых нормативных документов, касающихся оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях. Впервые оценка определена в ранге Законов и Указов Президента. Но возникает вопрос, как быть с другими уровнями управления. Необходимо существенное повышение эффективности управления сельскими территориями, в том числе за счет использования усовершенствованных методов оценки. Без решения проблемы управляемости отраслями, подотраслями, организациями, нельзя определить общий уровень управляемости системой. Это сдерживает развитие хозяйственного управления аграрным сектором, сельскими территориями, экономики страны. Предложено включить в перечень оценочных показателей показатели эффективности использования земельных ресурсов, оценку эффективности деятельности руководителей крупных и средних предприятий АПК, расположенных на сельских территориях. Созданная нормативно-правовая база новых трудовых отношений вступила в силу в 2016 году. Это значит, что деятельность работодателей и наемных работников для всех организаций России следует оценивать с учетом профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты должны быть едиными и сопоставимыми при определении квалификации работника, как по форме, так и по содержанию, и в тоже время должны быть понятны и удобны в применении. Возникает проблема увязки оценочных показателей органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципального самоуправления с профессиональными стандартами. На все эти и другие вопросы в настоящей статье представлена версия ответов автора.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка дезинтеграционных тенденций в экономическом пространстве россии и методы их преодоления

БУРАК ПЕТР, АВАРСКИЙ НАБИ, РОСТАНЕЦ ВИКТОР, ТОПИЛИН АНАТОЛИЙ

Обобщены и рассмотрены методы оценки социально-экономической неоднородности и глубины дезинтеграционных тенденций в экономическом пространстве РФ. Определены направления и предложен организационно-экономический механизм интенсификации межрегионального сотрудничества и усиления интеграции экономик субъектов РФ. В последние годы в экономической жизни России обозначилась тенденция к сокращению экономических связей и товарообмена между макрорегионами и регионами страны. Идентификация и изучение этой тенденции, по мнению авторов, возможны на основе анализа долгосрочных трендов таких экономических индикаторов как уровень экономической освоенности территории, коэффициент тесноты межрегионального товарного взаимодействия, коэффициент экономической открытости регионов и ряда других. Приведенные в статье данные и авторские расчеты показывают, что разрывы в уровне социально-экономического развития регионов страны увеличиваются и достигли опасной черты, снизилось значение межрегионального товарооборота в ВВП, уровень экономической открытости экономик субъектов РФ отличается в десятки раз, институты интенсификации экономического развития практически полностью сконцентрированы в Европейской части страны, неуправляемая миграция ведет к депопуляции Дальнего Востока, концентрация инвестиционных ресурсов в г.Москва и нескольких мегаполисах по географической оси запад-восток препятствует развитию прилегающих обширных территорий. Реальными путями преодоления этих опасных в политическом и социальном плане тенденций являются создание системы стратегического планирования межрегиональной интеграции, развитие высокотехнологичной инфраструктуры реализации межрегиональных экономических связей, формирование на уровне макрорегионов и регионов РФ государственных и общественных институтов координации межрегиональных связей и экономической интеграции.


Выпуск № 4, Апрель 2016 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Социальная справедливость и императивы экономической политики региона

ПАНКОВ БОРИС, БУРАК ПЕТР, РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИРИНА, ПЕТРОСЯН ДАВИД

Показана роль социальной справедливости в экономических отношениях в проведении экономической политики региона. Социальная справедливость представлена как фактор социально-экономического развития регионов. Даны рекомендации по повышению уровня социальной справедливости в основных направлениях экономической политики регионов России. Показано содержание экономических и управленческих аспектов обеспечения социальной безопасности региона. В статье региональная экономическая политика определяется как генератор и носитель социальной справедливости в экономических отношениях. Человек, как активный элемент любой социально-экономической системы, обладает таким субъективным свойством, как чувство справедливости вообще и социальной справедливости в экономических отношениях в частности. Это свойство от атомарного элемента - человека мы субъективно переносим на организацию, и таким образом оно трансформируется в системное свойство социальной справедливости или несправедливости экономической системы. Следовательно, мы можем говорить о справедливости или несправедливости в экономических отношениях, рассматривая эти процессы на уровне руководства коллективов, конкретных предприятий, ведомств, административно-территориальных образований, в частности субъектов Российской Федерации и органов власти и государственного управления отдельных стран, а также по действию формальных нормативно-правовых актов и неформальных конвенциональных норм. Чтобы полностью учесть все требования социальной справедливости при практической разработке экономической политики региона, необходимо пересмотреть содержание базисных направлений экономической политики с учетом этих требований. В статье перечислены основные рекомендации по повышению уровня социальной справедливости в базисных направлениях экономической политики регионов России. Эти рекомендации с точки зрения принципов социальной справедливости должны ставить своей целью повышение качества жизни населения, конкурентоспособности региональной экономики, наконец, ее социальной безопасности. В статье показано значение и содержание экономических и управленческих аспектов обеспечения социальной безопасности региона.


Выпуск № 2, Февраль 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Развитие функций государственного и хозяйственно- экономического управления апк россии

СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Совершенствование системы управления в АПК является одним из основных направлений повышения эффективности аграрной экономики и управляемости отраслью. Многообразие различного применения понятия «функция управления» учеными-экономистами заключается в степени их конкретизации. Механизм выполнения функций государственного и хозяйственно-экономического управления является определяющим фактором стабилизации и развития аграрного производства. В статье рассмотрена трансформация функций управления регионом в связи с переходом к рынку, обоснованы теоретические и методические подходы решения актуальных проблем функционального развития государственного и хозяйственно-экономического управления, которые повысят эффективность управляемости производственными, экономическими и социальными процессами в отрасли. В процессе исполнения функций управляющий орган решает весь комплекс поставленных задач по достижению цели и обеспечению эффективного функционирования объекта управления в рамках заданных параметров. Представленный перечень функций органа хозяйственно- экономического управления сельскими территориями в форме ассоциации (союза) продолжает функции объектов управления, расположенных на территории региона. Необходимо отметить, что значительная часть функций в полной мере не выполняется из-за несовершенства системы хозяйственно-экономического управления. По мере социально-экономического развития общества роль контрольных функций усиливается.


Выпуск № 5, Май 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Применение удобрений - важное направление интенсификации зернового производства

ПЕТРОВА ИРИНА

В статье показано, что с переходом на рыночные условия хозяйствования уровень внесения минеральных и органических удобрений снизился как в целом по сельскому хозяйству, так и при возделывании зерновых культур. При росте производства минеральных удобрений их внесение в расчете на 1 га значительно сократилось. Одновременно сократилось внесение органических удобрений. В Приволжском федеральном округе объемы внесения минеральных и органических удобрений имели значительные колебания, как по отдельным периодам, так и в разрезе регионов. В последние годы удельный вес удобренной площади под зерновыми культурами в сельскохозяйственных организациях Приволжского федерального округа был ниже уровня в целом по стране. Для повышения уровня и эффективности интенсификации зернового производства необходимо ресурсное обеспечение, прежде всего для повышения плодородия почвы.


Выпуск № 1, Январь 2014 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка структурных изменений социально-экономического развития аграрного сектора рф

СОКОЛОВА ЛАРИСА, ПУСТОВАЛОВ МАКСИМ

Тенденции социально-экономического развития АПК определяют потребность объективного анализа произошедших преобразований, обусловленную особой значимостью, мультипликативным характером сельскохозяйственной отрасли, определяющей тенденции развития всего народного хозяйства. В статье с позиции отраслевого аспекта выявляются проблемы современной экономики аграрного сектора, акцентируется внимание на развитии Приволжского Федерального округа. Автор проводит индексный анализ валового сбора и приходит к выводу о необходимости расширения зернового клина в зернопроизводящих регионах.


Выпуск № 3, Март 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Региональная аграрная политика в новых условиях хозяйствования

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА

Рассмотрены задачи разработки региональных аспектов государственной аграрной политики, парадигмы подсистем аграрной политики. Выделены базисная и надстроечная подсистемы аграрной политики. Подчеркнуто, что важнейшим условием обеспечения эффективности региональной аграрной политики является разграничение функций между федеральным Центром и субъектами Федерации. Определены основные направления структурной политики в отдельных регионах, необходимость совершенствования механизма субсидирования агропроизводства, земельной политики. Систематизированы основные компоненты программно-целевых принципов управления региональной аграрной политикой.


Выпуск № 2, Февраль 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Сравнительная оценка регионов россии с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства

ДЕМИЧЕВ ВАДИМ, УКОЛОВА АННА, ЗИНЧЕНКО АЛЕКСЕЙ

Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) сделало необходимым разработку мер по выходу из ограничений ВТО в области государственной поддержки сельского хозяйства. В этой связи Минсельхоз России выделил группу субъектов Федерации с неблагоприятными условиями для развития сельского хозяйства. Авторами дана оценка этой группы регионов по сравнению с остальными территориями по ряду показателей. Сделан вывод, что необходим дифференцированный подход к управлению агропромышленным производством с учетом особенностей регионов, углубление их специализации, формирование отраслевых региональных кластеров. Подчеркнута важность расширения и углубления статистического анализа условий и результатов хозяйственной деятельности в субъектах Российской Федерации.


Выпуск № 11, Ноябрь 2012 г., рубрика "Экономическое обозрение"

Ячмень и пшеница в 2012/13 маркетинговом году

Погодный фактор всегда привлекал к себе повышенное внимание в первую очередь аграриев, которые очень сильно от него зависимы. Безусловно, данный аспект также вызывает беспокойство у аналитиков и трейдеров, оценивающих общую ситуацию на рынке и, в определенной степени, «диктующих» ценовую политику. Ведь от того, насколько благоприятными были погодные условия во время проведения необходимых полевых работ, зависит размер посевных площадей под культурой, а также объем собираемого урожая, что напрямую ведет к удорожанию либо удешевлению конкретного агропродукта. Анализируется влияние погодного фактора на объемы мирового производства и экспорта таких культур, как ячмень и пшеница в 2012/13 маркетинговом году (июль-июнь).


Выпуск № 7, Июль 2012 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Современная инвестиционная политика в сфере апк

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА, ЭЛЬДИЕВ МАХМУТ

Рассмотрены основные направления государственной инновационной политики а агропродовольственном комплексе, ее элементы. Отмечена низкая эффективность проводимой инвестиционной и инновационной политики. Анализируется возможное влияние присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации на технико-технологическую модернизацию отечественного агропроизводства. Предложены дифференцированные направления региональной инвестиционной политики.


Выпуск № 11, Ноябрь 2010 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства

БЕСПАХОТНЫЙ ГЕННАДИЙ

Рассмотрены источники финансирования сельского хозяйства, механизмы субсидирования, способы дифференциации государственной поддержки по регионам. Проанализированы организационные формы поддержки инноваций и технико-технологической модернизации. Даны обоснования основных направлений совершенствования господдержки агропроизводства.