ISSN 2070-0288

РЕГИОНЫ


Выпуск № 2, Февраль 2017 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Концепция методологии оценки эффективности управления аграрным сектором и сельскими территориями

БАКЛАЖЕНКО ГЕННАДИЙ

Развитие требует оценки эффективности управления. Современные проблемы оценки эффективности управления аграрным сектором и сельскими территориями исследованы недостаточно. Значимость исследования возросла в связи с принятием новых нормативных документов, касающихся оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях. Впервые оценка определена в ранге Законов и Указов Президента. Но возникает вопрос, как быть с другими уровнями управления. Необходимо существенное повышение эффективности управления сельскими территориями, в том числе за счет использования усовершенствованных методов оценки. Без решения проблемы управляемости отраслями, подотраслями, организациями, нельзя определить общий уровень управляемости системой. Это сдерживает развитие хозяйственного управления аграрным сектором, сельскими территориями, экономики страны. Предложено включить в перечень оценочных показателей показатели эффективности использования земельных ресурсов, оценку эффективности деятельности руководителей крупных и средних предприятий АПК, расположенных на сельских территориях. Созданная нормативно-правовая база новых трудовых отношений вступила в силу в 2016 году. Это значит, что деятельность работодателей и наемных работников для всех организаций России следует оценивать с учетом профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты должны быть едиными и сопоставимыми при определении квалификации работника, как по форме, так и по содержанию, и в тоже время должны быть понятны и удобны в применении. Возникает проблема увязки оценочных показателей органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципального самоуправления с профессиональными стандартами. На все эти и другие вопросы в настоящей статье представлена версия ответов автора.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка дезинтеграционных тенденций в экономическом пространстве россии и методы их преодоления

БУРАК ПЕТР, АВАРСКИЙ НАБИ, РОСТАНЕЦ ВИКТОР, ТОПИЛИН АНАТОЛИЙ

Обобщены и рассмотрены методы оценки социально-экономической неоднородности и глубины дезинтеграционных тенденций в экономическом пространстве РФ. Определены направления и предложен организационно-экономический механизм интенсификации межрегионального сотрудничества и усиления интеграции экономик субъектов РФ. В последние годы в экономической жизни России обозначилась тенденция к сокращению экономических связей и товарообмена между макрорегионами и регионами страны. Идентификация и изучение этой тенденции, по мнению авторов, возможны на основе анализа долгосрочных трендов таких экономических индикаторов как уровень экономической освоенности территории, коэффициент тесноты межрегионального товарного взаимодействия, коэффициент экономической открытости регионов и ряда других. Приведенные в статье данные и авторские расчеты показывают, что разрывы в уровне социально-экономического развития регионов страны увеличиваются и достигли опасной черты, снизилось значение межрегионального товарооборота в ВВП, уровень экономической открытости экономик субъектов РФ отличается в десятки раз, институты интенсификации экономического развития практически полностью сконцентрированы в Европейской части страны, неуправляемая миграция ведет к депопуляции Дальнего Востока, концентрация инвестиционных ресурсов в г.Москва и нескольких мегаполисах по географической оси запад-восток препятствует развитию прилегающих обширных территорий. Реальными путями преодоления этих опасных в политическом и социальном плане тенденций являются создание системы стратегического планирования межрегиональной интеграции, развитие высокотехнологичной инфраструктуры реализации межрегиональных экономических связей, формирование на уровне макрорегионов и регионов РФ государственных и общественных институтов координации межрегиональных связей и экономической интеграции.


Выпуск № 4, Апрель 2016 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Социальная справедливость и императивы экономической политики региона

ПАНКОВ БОРИС, БУРАК ПЕТР, РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИРИНА, ПЕТРОСЯН ДАВИД

Показана роль социальной справедливости в экономических отношениях в проведении экономической политики региона. Социальная справедливость представлена как фактор социально-экономического развития регионов. Даны рекомендации по повышению уровня социальной справедливости в основных направлениях экономической политики регионов России. Показано содержание экономических и управленческих аспектов обеспечения социальной безопасности региона. В статье региональная экономическая политика определяется как генератор и носитель социальной справедливости в экономических отношениях. Человек, как активный элемент любой социально-экономической системы, обладает таким субъективным свойством, как чувство справедливости вообще и социальной справедливости в экономических отношениях в частности. Это свойство от атомарного элемента - человека мы субъективно переносим на организацию, и таким образом оно трансформируется в системное свойство социальной справедливости или несправедливости экономической системы. Следовательно, мы можем говорить о справедливости или несправедливости в экономических отношениях, рассматривая эти процессы на уровне руководства коллективов, конкретных предприятий, ведомств, административно-территориальных образований, в частности субъектов Российской Федерации и органов власти и государственного управления отдельных стран, а также по действию формальных нормативно-правовых актов и неформальных конвенциональных норм. Чтобы полностью учесть все требования социальной справедливости при практической разработке экономической политики региона, необходимо пересмотреть содержание базисных направлений экономической политики с учетом этих требований. В статье перечислены основные рекомендации по повышению уровня социальной справедливости в базисных направлениях экономической политики регионов России. Эти рекомендации с точки зрения принципов социальной справедливости должны ставить своей целью повышение качества жизни населения, конкурентоспособности региональной экономики, наконец, ее социальной безопасности. В статье показано значение и содержание экономических и управленческих аспектов обеспечения социальной безопасности региона.


Выпуск № 2, Февраль 2016 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Развитие функций государственного и хозяйственно- экономического управления апк россии

СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Совершенствование системы управления в АПК является одним из основных направлений повышения эффективности аграрной экономики и управляемости отраслью. Многообразие различного применения понятия «функция управления» учеными-экономистами заключается в степени их конкретизации. Механизм выполнения функций государственного и хозяйственно-экономического управления является определяющим фактором стабилизации и развития аграрного производства. В статье рассмотрена трансформация функций управления регионом в связи с переходом к рынку, обоснованы теоретические и методические подходы решения актуальных проблем функционального развития государственного и хозяйственно-экономического управления, которые повысят эффективность управляемости производственными, экономическими и социальными процессами в отрасли. В процессе исполнения функций управляющий орган решает весь комплекс поставленных задач по достижению цели и обеспечению эффективного функционирования объекта управления в рамках заданных параметров. Представленный перечень функций органа хозяйственно- экономического управления сельскими территориями в форме ассоциации (союза) продолжает функции объектов управления, расположенных на территории региона. Необходимо отметить, что значительная часть функций в полной мере не выполняется из-за несовершенства системы хозяйственно-экономического управления. По мере социально-экономического развития общества роль контрольных функций усиливается.


Выпуск № 5, Май 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Применение удобрений - важное направление интенсификации зернового производства

ПЕТРОВА ИРИНА

В статье показано, что с переходом на рыночные условия хозяйствования уровень внесения минеральных и органических удобрений снизился как в целом по сельскому хозяйству, так и при возделывании зерновых культур. При росте производства минеральных удобрений их внесение в расчете на 1 га значительно сократилось. Одновременно сократилось внесение органических удобрений. В Приволжском федеральном округе объемы внесения минеральных и органических удобрений имели значительные колебания, как по отдельным периодам, так и в разрезе регионов. В последние годы удельный вес удобренной площади под зерновыми культурами в сельскохозяйственных организациях Приволжского федерального округа был ниже уровня в целом по стране. Для повышения уровня и эффективности интенсификации зернового производства необходимо ресурсное обеспечение, прежде всего для повышения плодородия почвы.


Выпуск № 1, Январь 2014 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Оценка структурных изменений социально-экономического развития аграрного сектора рф

СОКОЛОВА ЛАРИСА, ПУСТОВАЛОВ МАКСИМ

Тенденции социально-экономического развития АПК определяют потребность объективного анализа произошедших преобразований, обусловленную особой значимостью, мультипликативным характером сельскохозяйственной отрасли, определяющей тенденции развития всего народного хозяйства. В статье с позиции отраслевого аспекта выявляются проблемы современной экономики аграрного сектора, акцентируется внимание на развитии Приволжского Федерального округа. Автор проводит индексный анализ валового сбора и приходит к выводу о необходимости расширения зернового клина в зернопроизводящих регионах.


Выпуск № 3, Март 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Региональная аграрная политика в новых условиях хозяйствования

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА

Рассмотрены задачи разработки региональных аспектов государственной аграрной политики, парадигмы подсистем аграрной политики. Выделены базисная и надстроечная подсистемы аграрной политики. Подчеркнуто, что важнейшим условием обеспечения эффективности региональной аграрной политики является разграничение функций между федеральным Центром и субъектами Федерации. Определены основные направления структурной политики в отдельных регионах, необходимость совершенствования механизма субсидирования агропроизводства, земельной политики. Систематизированы основные компоненты программно-целевых принципов управления региональной аграрной политикой.


Выпуск № 2, Февраль 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Сравнительная оценка регионов россии с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства

ДЕМИЧЕВ ВАДИМ, УКОЛОВА АННА, ЗИНЧЕНКО АЛЕКСЕЙ

Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) сделало необходимым разработку мер по выходу из ограничений ВТО в области государственной поддержки сельского хозяйства. В этой связи Минсельхоз России выделил группу субъектов Федерации с неблагоприятными условиями для развития сельского хозяйства. Авторами дана оценка этой группы регионов по сравнению с остальными территориями по ряду показателей. Сделан вывод, что необходим дифференцированный подход к управлению агропромышленным производством с учетом особенностей регионов, углубление их специализации, формирование отраслевых региональных кластеров. Подчеркнута важность расширения и углубления статистического анализа условий и результатов хозяйственной деятельности в субъектах Российской Федерации.


Выпуск № 11, Ноябрь 2012 г., рубрика "Экономическое обозрение"

Ячмень и пшеница в 2012/13 маркетинговом году

Погодный фактор всегда привлекал к себе повышенное внимание в первую очередь аграриев, которые очень сильно от него зависимы. Безусловно, данный аспект также вызывает беспокойство у аналитиков и трейдеров, оценивающих общую ситуацию на рынке и, в определенной степени, «диктующих» ценовую политику. Ведь от того, насколько благоприятными были погодные условия во время проведения необходимых полевых работ, зависит размер посевных площадей под культурой, а также объем собираемого урожая, что напрямую ведет к удорожанию либо удешевлению конкретного агропродукта. Анализируется влияние погодного фактора на объемы мирового производства и экспорта таких культур, как ячмень и пшеница в 2012/13 маркетинговом году (июль-июнь).


Выпуск № 7, Июль 2012 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Современная инвестиционная политика в сфере апк

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА, ЭЛЬДИЕВ МАХМУТ

Рассмотрены основные направления государственной инновационной политики а агропродовольственном комплексе, ее элементы. Отмечена низкая эффективность проводимой инвестиционной и инновационной политики. Анализируется возможное влияние присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации на технико-технологическую модернизацию отечественного агропроизводства. Предложены дифференцированные направления региональной инвестиционной политики.


Выпуск № 11, Ноябрь 2010 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства

БЕСПАХОТНЫЙ ГЕННАДИЙ

Рассмотрены источники финансирования сельского хозяйства, механизмы субсидирования, способы дифференциации государственной поддержки по регионам. Проанализированы организационные формы поддержки инноваций и технико-технологической модернизации. Даны обоснования основных направлений совершенствования господдержки агропроизводства.