ISSN 2070-0288

AGRICULTURAL PRODUCERS


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "За рубежом"

Международный опыт страхования сельскохозяйственных рисков: перспективы для россии

КЛИШИНА ЮЛИЯ, УГЛИЦКИХ ОЛЬГА

Аграрное производство ежегодно несет большие убытки от рискованных событий. Экономический ущерб, наносимый сельскохозяйственным организациям, может быть, не только сопоставим с финансовыми результатами их деятельности, но и превышать их в несколько раз. Мировая практика показывает, что страхование является одним из наиболее эффективных инструментов снижения финансовых потерь в результате отрицательного воздействия на сельскохозяйственное производство различных неблагоприятных факторов. Страхование аграрных рисков для России является относительно новым явлением. Его становление в нашей стране претерпевает изменения методологического, организационно-правового, экономического и финансового характера. В статье анализируется зарубежный опыт организации системы агрострахования, выявлены положительные и отрицательные стороны применяемых за рубежом моделей страхования сельскохозяйственных рисков, рассмотрены возможности применения зарубежного опыта в России. Обосновывается актуальность использования инновационных моделей управления в системе агрострахования, а также необходимость комплексной проработки системы мер государственной поддержки и защиты сельхозпроизводителей от различных климатических рисков, подчеркивается, что данные мероприятия приведут к созданию устойчивой системы функционирования бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства. Сделан вывод о том, что сельское хозяйство - отрасль, наиболее подверженная влиянию чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут нанести ущерб не только отдельным хозяйствам, но и продовольственной безопасности всей страны. При этом необходимы дальнейшие действия по развитию единого стратегического планирования системы агрострахования, отвечающей масштабным задачам всего агропромышленного комплекса страны.


Выпуск № 1, Январь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Организация информационно - консультационного обеспечения апк: опыт республики казахстан

ЧЕПИК ДЕНИС, БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ

Актуален обмен опытом организации информационно- консультационного обеспечения агропромышленного комплекса между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В статье проанализирован опыт организации информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Казахстан, выявлены подходы и особенности развития информационно-консультационных служб в Казахстане и России, обозначены приоритетные направления согласованного развития информационно- консультационного обеспечения агропромышленного комплекса обеих стран, а также других государств-членов Евразийского экономического союза.


Выпуск № 7, Июль 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

О реализации в ставропольском крае государственных мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей

БОГДАНОВА ОЛЬГА

Раскрыта роль финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края. В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении, в Ставропольском крае с 2002 года реализуется программа финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, участие в которой позволяет улучшить финансовое состояние до применения процедур банкротства, сократить накопившуюся сумму задолженности и предоставить возможность должнику восстановить утраченную платежеспособность. Согласно Федеральному закону реструктуризация предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Оздоровление финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей - задача не только Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, а всех органов государственной власти и местного самоуправления. Учитывая важность и эффективность проводимых в крае мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, им должно быть, уделено больше внимания. Проводимые мероприятия позволяют не только обеспечить доходную базу бюджетов всех уровней, но и решать проблемы занятости и повышения благосостояния сельского населения.


Выпуск № 4, Апрель 2016 г., рубрика "Агропродовольст-венный рынок"

Направления развития инфраструктуры продовольственного рынка

БОНДА ДЕНИС, ПАВЛИЧЕНКО АНАСТАСИЯ

Основным принципом функционирования рынка является доведение произведенного товара до потребителя. Торговля относится к ключевым элементам всей рыночной инфраструктуры, поскольку обеспечивает непосредственный доступ покупателя к товару. В 2014г. состояние потребительского рынка Амурской области оставалось стабильным и характеризовалось ростом розничных продаж по отношению к предыдущему году. За 2014 год оборот розничной торговли области составил 132,8 млрд. рублей и на 3,7‰ превысил уровень 2013 года. Острой проблемой для сельскохозяйственных товаропроизводителей является возможность сбыта продукции. В настоящее время сбыт осуществляется предприятиям и организациям, на рынке, через собственные магазины. Уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка оказывает существенное влияние на потребительскую активность покупателей, формирование их ассортиментных предпочтений. К основным направлениям развития инфраструктуры локальных продовольственных рынков Амурской области можно отнести: развитие сети хранилищ сельскохозяйственной продукции; обновление парка специального транспорта для перемещения продовольственных товаров; производство инновационных упаковочных материалов; реконструкция рынков, торгующих продуктами питания и т.д. Таким образом, инфраструктура, обеспечивая непрерывность воспроизводственного процесса и осуществляя информационные, материальные и финансовые связи между субъектами рынка, объединяет сферы производства, обращения и потребления продовольственных товаров, а также способствует рациональной организации рыночного пространства.


Выпуск № 12, Декабрь 2015 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Анализ неформальных институтов инновационной деятельности в апк

ВОЛОДИНА НАТАЛЬЯ, АККАНИНА НАДЕЖДА, МАКАРОВ ИВАН

Эффективность инновационной деятельности в АПК зависит от качества неформальных институтов, их соответствия трансформирующимся формальным институтам и развивающейся рыночной среде. Это побуждает вести постоянный поиск методов их оценки и прогнозирования. Некоторые из неформальных институтов имеют объективную основу, такие как организационная культура, доступность источников знаний, другие формируются исходя из субъективного отношения к явлению - доверие, предрасположенность к инновационной деятельности, есть и такие, которые имеют двойственную природу, например риск. Особенности сельскохозяйственного производства оказывают влияние на характер их проявления. Создание оценочной модели с использованием логистической регрессии делает возможным не только качественно, но и количественно определить степень влияния неформальных институтов на желание сельскохозяйственных товаропроизводителей участвовать в инновационной деятельности. Ранжирование неформальных институтов по силе влияния позволяет установить масштаб проблемы и предложить мероприятия по ее решению. Задача данного исследования сводится к изучению влияния некоторых социально-психологических факторов на желание сельскохозяйственных товаропроизводителей участвовать в инновационной деятельности. Для верификации выдвинутых гипотез была создана и тестирована с помощью специального статистического пакета - программы Statistica логистическая модель. Выполненные исследования показали, что при существующем уровне организационной культуры, анкетируемые низко оценивают свой потенциал в инновационной области и не готовы заниматься данной деятельностью, так как не относятся к риску как к объективному явлению и не умеют управлять им. Неформальные институты требуют более пристального внимания руководителей и специалистов, как организаций, так и органов государственной власти, поскольку их развитие происходит под воздействием социумов разных уровней.


Выпуск № 9, Сентябрь 2015 г., рубрика "Программно- целевое управление развитием агропроизводства"

Региональная государственная поддержка сельскохозяйственного производства

РОЖНОВ В.

Относительная ограниченность ресурсной базы российских банков не могла не сказаться на объемах кредитования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и, соответственно, масштабах субсидирования из федерального и регионального бюджетов, что сказывается на росте производства в регионе. На примере сельскохозяйственных организаций Московской области, имеющих многоотраслевой характер производства, получены зависимости размеров государственной поддержки от организационно-правовой формы хозяйств, их размеров, притока и оттока денежных средств, концентрации поголовья. Обращает на себя внимания величина разрыва показателей между группами. При определении инвестиционного потенциала автор предлагает учитывать объемы государственной поддержки отрасли, т.к. для потенциального инвестора значимым критерием выгодности вложений при прочих равных условиях хозяйствования является уровень субсидирования. Автором сделан вывод о необходимости трансформации государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, так как практика государственной поддержки сельского хозяйства, опирающаяся на показатели выхода продукции, создавала условия для искажения конкуренции между товаропроизводителями даже в рамках одного субъекта Российской Федерации. Перспективной должна стать модель государственной поддержки сельского хозяйства, в которой акцент сделан на стимулировании притока инвестиций в отрасль.


Выпуск № 5, Май 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Совершенствование государственной поддержки аграрного сектора на основе налоговых преференций

ГРИШКИНА СВЕТЛАНА

Реализация эффективных мер государственной поддержки аграрного сектора национальной экономики является важнейшим условием обеспечения продовольственной независимости России, среди которых - предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям налоговых льгот. Автором анализируются проблемы, возникающие в связи с применением сельскохозяйственными товаропроизводителями единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), в том числе в связи с освобождением налогоплательщиков ЕСХН от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Исследуется опыт других стран по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям налоговых льгот, и, на основе изучения действующих и проектируемых норм налогового законодательства и международного опыта, обосновываются предложения по совершенствованию налогообложения в аграрном секторе и улучшению экономических условий для ведения аграрного бизнеса.


Выпуск № 11, Ноябрь 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Эффективность мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей нижегородской области

БОНДАРЕВА ЕЛЕНА

Для рационального и эффективного управления потоками государственной поддержки необходим объективный анализ процессов государственной поддержки. Результаты группировки районов Нижегородской области по размеру субсидий на 1га пашни показывают, что с ростом размера субсидий на 1 га окупаемость затрат снижается. Сравнение рентабельности с учетом субсидий и без них делает очевидным и однозначным вывод о недостаточном уровне финансирования и о необходимости господдержки и впредь. Предусмотренное госпрограммой финансирование значительно ниже, чем необходимо для эффективной работы сельхозпроизводителям Нижегородской области.


Выпуск № 11, Ноябрь 2014 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Организация функционирования локальных агропродовольственных рынков

БЕЛКИНА ЕЛЕНА, СЕМЁНОВА ФАТИМА

Функционирование агропродовольственных рынков характеризуется недостаточной координацией действий участников с точки зрения соблюдения общих интересов производителей и потребителей продовольствия. Существующие недостатки в организации локальных агропродовольственных рынков можно устранить на основе организации их функционирования на принципах самоорганизации и самоуправления. В статье рассмотрены варианты организации продовольственного рынка на уровне муниципальных образований в форме саморегулируемой организации (СРО). Особенностью предлагаемого варианта организации функционирования агропродовольственных рынков является их адаптация к условиям регионов, отличающихся по уровню продовольственной обеспеченности. Изложены процедуры реализации товарно-коммерческого варианта для территорий с достаточным уровнем продовольственного обеспечения и социально-ориентированного - для территорий с низким уровнем продовольственной обеспеченности. Предложены этапы создания СРО в системе агропродовольственных рынков региона, организационная структура управления и ее элементы, определены основные подразделения и обозначены выполняемые ими функции. Структурные подразделения Создание и функционирование саморегулируемых организаций позволит получить ряд социальных и экономических эффектов.


Выпуск № 7, Июль 2014 г., рубрика "Аграрная наука"

Механизм инвестирования в аграрную науку

ТОЛМАЧЕВА НАТАЛЬЯ

Выработка новых подходов к формированию эффективной системы финансирования научных разработок упирается в остающуюся нерешенной проблему устойчивого финансово-экономического положения подавляющего большинства аграрных товаропроизводителей. Единственным источником ресурсов для проведения научно-исследовательских работ, выполняемых в интересах товаропроизводителей, были и остаются средства бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровне. Авторы анализируют существующие источники и объемы финансирования инвестиций сельскохозяйственными организациями в научные исследования, отмечают недостаточность механизма софинансирования из различных фондов. Доказывают недостаточно высокую активность хозяйствующих субъектов села в увеличении Предложена схема финансирования инвестиций в аграрную науку через эндаумент-фонды.