ISSN 2070-0288

AGRARIAN POLICY


Выпуск № 10, Октябрь 2017 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Переход к цифровому сельскому хозяйству: предпосылки, дорожная карта и возможные следствия

ОСИПОВ ВЛАДИМИР, БОГОВИЗ АЛЕКСЕЙ

Рассмотрены нормативно-правовые основные положения аграрной политики, цели ее реализации и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации в контексте повышения производительности труда. Цель исследования - обоснование направлений внедрения новых технологий цифровизации в сельском хозяйстве. Цифровая экономика как тренд, набирающий обороты, затронула и сферу АПК, - разработана дорожная карта внедрения технологий интернета вещей в сельском хозяйстве. В статье показаны основные положения дорожной карты, как в части предполагаемых налоговых послаблений, так и расширения практики агрострахования во взаимосвязи с государственными субсидиями на расширение инфраструктуры интернета вещей. Особую тревогу вызывает участие малых сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации предполагаемой дорожной карты. Из-за масштабов своего производства, а также высоких единовременных капитальных затрат на преобразование производственного процесса, малые формы хозяйствования не смогут воспользоваться преимуществами новых производственных технологий. Повышение эффективности производственной деятельности на основе интернета вещей возможно за счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, мониторинга состояния дойного стада или птичников и т.д. Рассмотрен опыт эффективного использования интернета вещей компанией John Deer. В центре процесса создания ценности оказывается потребитель, а компании, их служащие и технологи лишь оказывают ему поддержку. Необходимо государственное вмешательство для создания институциональных условий, которые позволят использовать передовые технологии большему кругу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Внедрение технологий на базе интернета вещей в среднем повышает эффективность сельскохозяйственного производства на 20-30‰ в зависимости от вида деятельности и используемых технологий и культуры агротехники.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Формирование стратегии ввода в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ, ЦВЕТКОВ ВАЛЕРИЙ

В статье сделан анализ содержания нормативных актов по реализации задачи введения в оборот десятков миллионов гектаров заброшенных сельскохозяйственных земель. Раскрыты причины неиспользования земель, вызвавших спад производства продукции земледелия и животноводства, потерю Россией продовольственной независимости. Обоснована важность разработки Федеральной целевой программы ввода в оборот сельскохозяйственных земель, включающей механизм восстановления: корректировку нормативных документов, меры по формированию материально-технической базы, устранение перекосов в финансово-кредитной системе, повышение уровня государственной поддержки села, преодоление недостатков во внешнеторговых отношениях, активизация инновационных процессов, создание приемлемых социальных условий для работников села. Предложены организационно-экономические основы формирования новой более эффективной ресурсно-инновационной модели использования сельскохозяйственных земель. Для решения задач ввода в оборот заброшенных земель сегодня требуется не менее 300 млрд руб. За счет ввода и использования новых земель к 2025 г. при сложившейся урожайности сельскохозяйственных культур можно увеличить производство сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно до 85 млн.т. При этом общее производство возрастет на 20-25‰


Выпуск № 6, Июнь 2017 г., рубрика "За рубежом"

Аграрная политика китая: современное состояние и тенденции развития

ЧЕРКАСОВА ОЛЬГА

В современных условиях аграрная политика Китая направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей - удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие преимущественно внутреннего производства, поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельской местности. К приоритетным направлениям современной аграрной политики Китая относятся: обеспечение продовольственной безопасности; охрана пахотных земель; повышение производительности сельского хозяйства; реструктуризация отрасли; совершенствование торговли сельскохозяйственной продукцией; повышение доходов фермеров; социальное обеспечение сельских районов; аграрное образование; рост инвестиций в сельскохозяйственное производство и сельские территории; развитие принципа открытости. В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития Китая. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни. Наиболее важными направлениями для России являются совместное решение проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающей базы, особенно в удаленных районах; обмен опытом создания эффективных продовольственных систем и методов ведения агробизнеса, а также государственной поддержки инфраструктурных проектов в агропродовольственной сфере. Представляется необходимым также усиление взаимодействия Китая и России в рамках многосторонней торговой системы, а также обмен опытом использования разрешенных правилами ВТО мер поддержки аграрного сектора.


Выпуск № 8, Август 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Парадигма активизации инновационных процессов в условиях глобализации экономики

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ, ШУТЬКОВ СЕРГЕЙ

В статье дана оценка парадигмы реформ экономики и инновационной сферы. Показаны условия функционирования сельского хозяйства и науки, вызвавших спад производства, деиндустриализацию, снижение уровня использования практикой достижений НТП, ухудшение социального положения крестьян. Определены причины низкого уровня инновационной активности. Рассмотрены проблемы формирования инновационных процессов в условиях глобализации. На основе исследований обоснован механизм и условия разработки и реализации ресурсно- инновационной модели развития сельского хозяйства во взаимной связи с отраслями АПК, направленной на широкое использование достижений науки и передового опыта, интенсификацию производства, решение проблем импортозамещения. Доказана необходимость корректировки Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, разработки новых нормативных документов по активизации инновационных процессов, их воздействия на обеспечение конкурентоспособности, рост эффективности аграрного сектора экономики в новых условиях функционирования отечественной и мировой экономики.


Выпуск № 6, Июнь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

О необходимости определения стратегических приоритетов в развитии апк

ДОЛГУШКИН НИКОЛАЙ

Недооценка в течение многих десятилетий необходимости комплексного развития российского села, оптимального размещения агропромышленного производства, создания социальной инфраструктуры привели к серьезным негативным как социальным, так и экономическим последствиям. На основе анализа состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации, осуществления аграрной политики обосновываются предложения о необходимости смены её парадигмы, выработки стратегических приоритетов по дальнейшему развитию АПК. В качестве приоритетов выделены: переход к полноценному стратегическому планированию развития агропромышленного комплекса, в т.ч. разработка Единой схемы территориально-отраслевого размещения агропромышленного производства с учетом природных, материальных, финансовых и других видов ресурсов и человеческого потенциала; техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства и пищевой промышленности; повышение уровня доходности аграриев, в т.ч. и за счет увеличения размеров государственной поддержки, совершенствования финансово-кредитной политики, государственного регулирования ценообразования на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; корректировка и увеличение финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства; разработка новой программы научного обеспечения агропромышленного комплекса, программы подготовки и закрепления специалистов.


Выпуск № 5, Май 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Парадоксы развития российского сельского хозяйства

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

Раскрыта роль сельского хозяйства в экономике страны, выявлены «узкие» места в его развитии и даны предложения по их преодолению. Для развития сельского хозяйства характерно наличие многочисленных хронических парадоксов, которые усугубляют и без того его сложное положение, связанное, прежде всего, с надежным обеспечением страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства. Рассмотрены вопросы, которые необходимо решить государству, чтобы придать сельскому хозяйству ускоренное развитие для обеспечения населения страны продовольствием, создания необходимых условий для жизнедеятельности сельского населения, для чего предстоит разработать и принять новую государственную аграрную политику, которая должна стать долговременным инструментом государственной поддержки сельского хозяйства. Новая аграрная политика должна быть не только максимально гибкой, учитывать в полной мере конкретную обстановку, но и рассчитана на решение крупномасштабных экономических, организационных, социальных и научно-технических проблем развития сельского хозяйства, исходя из потребностей и объективных возможностей страны. Она должна иметь комплексный характер и опираться на вполне достаточное финансирование, полноценную и стабильную законодательную базу. Только при таких условиях агарная политика перестанет быть ущербной, превратится в консолидирующий и сильнодействующий фактор укрепления государства, повышения его престижа в мире. В условиях недостаточной государственной поддержки сельского хозяйства, слабо регулируемого агропродовольственного рынка сложившиеся диспропорции в отрасли настолько велики, что без крупномасштабной помощи со стороны государства самостоятельно отрасль неспособна их преодолеть даже за счет своих внутренних ресурсов и резервов.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Ресурсно-инновационная стратегия импортозамещения: проблемы формирования и реализации

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ, ШУТЬКОВ СЕРГЕЙ

В современных условиях бизнеса предлагается разработка и внедрение ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения, обосновано ее содержание. Анализ показывает, что реализуемая Государственная программа развития сельского хозяйства носит в основном декларативный характер с точечной поддержкой отдельных подотраслей. Программа по своим параметрам производства и финансовому обеспечению не направлена на необходимый инновационный путь развития с решением всего комплекса задач обеспечения продовольственной безопасности. Работа по определению путей и способов перехода России от сырьевой модели экономики к инновационно-ресурсной крайне важна в свете довольно откровенной геополитики США. На основе статистических данных и экспертной оценки показана динамика развития агропромышленного производства России: сокращение посевных площадей, низкие темпы развития животноводства, тревожное положение в обеспечении финансовыми и материально-техническими ресурсами, высокий уровень бедности жителей села. Для повышения уровня использования ресурсного потенциала и инновационной активности обосновываются направления, механизмы и условия формирования и реализации ресурсно-инновационной стратегии, предлагается система мер по корректировке аграрной политики, доказывается необходимость разработки новой Программы восстановления и развития агропромышленного производства на основе использования принципов формирования ресурсно - инновационной стратегии импортозамещения. Предлагаемая стратегия обеспечит мультипликационный экономический рост благодаря распространению инноваций в использовании производственных ресурсов. Она не противопоставляет ресурсы и инновации, а объединяет их, приумножая возможности и тех, и других. Справедливые призывы к инновациям должны подкрепляться конкретными масштабными действиями эффективных структурных преобразований основанных на модернизации производства и реструктуризации отраслей АПК и, особенно, сельского хозяйства. Стратегия должна предусматривать синергетическое взаимодействие институциональной среды, инноваций производственной и социальной инфраструктуры.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Моделирование агропродовольственной политики региона

БАРЫШНИКОВ НИКОЛАЙ, САМЫГИН ДЕНИС

Проводимая в последние годы аграрная политика слабо влияет на экономический рост в сельском хозяйстве, не создает условий для обеспечения поступательного развития аграрного производства. Зарубежные санкции обострили проблему импортозамещения в АПК и продовольственной безопасности страны. Уровень производства по вилам сельскохозяйственной продукции не отвечает принципу самообеспеченности продовольствием, при этом среди производителей наблюдается акцент на выпуск неконкурентоспособной продукции и игнорирование экономически выгодного производства. Все это не способствует рациональному использованию аграрного потенциала, тормозит наращивание продовольственной мощи страны, а потому требует объединения усилий науки и органов власти по совершенствованию государственного управления в агропромышленной сфере. Для решения задачи применялись методы монографического исследования, комплексного экономического и финансового анализа, экономико-математической и эконометрической оценки, расчетно-конструктивные. Исследование проведено с использованием аналитических данных сводной бухгалтерской отчетности по сельскому хозяйству Пензенской области. В данном изыскании обобщены имеющиеся в науке и применяемые на практике модели прогнозирования развития сельского хозяйства, а также получены модели, позволяющие оценить функциональную зависимость результатов аграрной политики от средств и методов ее реализации. На их основе обоснованы сценарии развития сельского хозяйства. Результаты исследования намечается использовать для подготовки предложений органам управления АПК по совершенствованию методов и моделей механизма прогнозирования и планирования стратегического развития сельскохозяйственного производства. Проведенное исследование показывает, что низкая эффективность аграрной политики регионов связана с недостаточной идентификацией факторов и рисков в сельском хозяйстве, способов их нивелирования. Содержание прогнозных документов стратегического развития отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании. Они не позволяют координировать механизм государственной политики на селе, адекватный реалиям аграрной экономики. Поэтому повышение качества мероприятий, проводимых в отношении сельского хозяйства, возможно за счет усиления научной обоснованности используемой инструментальной базы прогнозирования.


Выпуск № 11, Ноябрь 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием"

Динамика объемов господдержки сельского хозяйства

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Автор рассматривает показатели, характеризующие величину государственной поддержки сельского хозяйства в их динамике и относительных величинах, что позволило выявить некоторые закономерности, в определенной степени противоречащие декларациям правительства о всемерной поддержке отечественного сельского хозяйства. Результаты исследования позволили выявить явно выраженную тенденцию относительного и нередко абсолютного уменьшения государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства на фоне роста возможностей бюджета и слов о важности сельского хозяйства, необходимости импортозамещения и т.п., а, с другой стороны, достаточно успешные показатели валового роста сельскохозяйственной продукции. Тем самым сельскохозяйственные производители вновь косвенно помогают другим отраслям народного хозяйства, способствуя высвобождению средств бюджета. Одна из причин ошибочности политики относительного сокращения государственной поддержки сельского хозяйства - отказ от изучения и разработки научных рекомендаций по экономической политике, отсутствие данной тематики в фундаментальных исследованиях РАН.


Выпуск № 10, Октябрь 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием производства"

Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности

АВАРСКИЙ НАБИ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ, НУРАЛИЕВ СИРАЖУДИН

Эффективность инновационной системы определяется ее способностью разрабатывать различные комбинации привлекаемых ресурсов, создавать привлекательный образ этой сферы человеческой деятельности с целью поиска всевозможных источников финансирования для создания новых технологий и видов продукции. Формирование кооперационных связей между бизнесом и представителями сектора науки и образования сдерживается различным отношением относительно целей, приоритетов и мотиваций в проведении инновационного сотрудничества. Снимать возникающие ограничения призвано государство, задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития инноваций во всей системе исследований и разработок и внедрении их в производство. Заимствование зарубежного опыта не всегда приводит к достижению намеченных целей. В качестве примера авторы приводят исследования секции «Биотехнологии хранения и переработки агропродовольственной продукции» технологической платформы «БиоТех 2030», организацию взаимодействия ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им.К.Г.Разумовского» с научно-исследовательскими институтами ФАНО и представителями бизнеса по проведению научных исследований и разработке новых технологий производства пищевых продуктов. Для того чтобы инновационная система эффективно работала и могла создавать новые знания, технологии и современную продукцию, государству и бизнесу необходимо больше средств инвестировать в развитие человеческого потенциала и высококвалифицированный рынок труда.


Выпуск № 9, Сентябрь 2015 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Маркетинговые системы на рынке свеклосахарной продукции россии

ШАНИН СЕРГЕЙ, РОЗАНОВА ТАТЬЯНА, ЖУРАВСКАЯ АНАСТАСИЯ, ШАНИНА ЕЛЕНА

Создание интегрированных структур на принципах слияния обеспечивает получение синергетического эффекта, возникающего благодаря экономии на масштабах деятельности, комбинированию взаимодополняющих ресурсов и объединяющих весь цикл работ: от производства свеклы до сбыта готовой продукции. Всего сахарными активами владеют порядка тридцати компаний и агрохолдингов. Четкая маркетинговая стратегия развития стала отличительным признаком их работы: ГК «Продимекс» применяет стратегию максимальной эффективности, ГК «Русагро» формирует вертикально-интегрированную маркетинговую систему и диверсифицирует производство. С углублением интеграционных процессов в сахарной отрасли продолжится концентрация производственных мощностей и отраслевой инфраструктуры в руках крупных сахарных компаний, дальнейшее формирование вертикально-интегрированных маркетинговых систем, развитие государственно-частного партнерства.


Выпуск № 8, Август 2015 г., рубрика "За рубежом"

Составляющие успеха инновационного развития региона (на примере штата индиана, сша)

МАКАРОВА ЕКАТЕРИНА

Не только новые знания и обмен ими обеспечивают инновации. Инновации возникают благодаря научному, технологическому, социально-экономическому, институциональному и организационному партнерству. Высокие экономические результаты, получаемые от создания и развития инновационной системы в сфере АПК в штате Индиана, позволяют рассматривать данную систему как модель регионального инновационного развития. Ключевым элементом модели является наличие партнерства между университетской наукой, бизнесом, властями и общественностью. В среднесрочной перспективе наличие инновационной системы оказывает значительное влияние на экономическое развитие штата в целом: из отсталого штат Индиана перешел в национальные лидеры по производству ряда сельскохозяйственных продуктов. Сельское хозяйство штата Индиана занимает лидирующее положение в США по производству кукурузы, сои и пшеницы, а также свинины, птицы и молочной продукции.


Выпуск № 12, Декабрь 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Формирование механизма регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве российской федерации

СОЗАЕВА ТАНЗИЛЯ, МАМБЕТОВА ФАТИМАТ, МАКИТОВА ЛЕЙЛА

Развитие земельных отношений в современных условиях характеризуется нарастающими негативными процессами, приводящими к резкому ухудшению состояния и снижению эффективности использования земельных ресурсов. В статье исследуются методы регулирования земельных отношений для повышения эффективности использования земельных ресурсов. Для регулирования земельных отношений обосновывается необходимость достижения основных целей земельной политики, предусматривающих формирование структуры управления земельными ресурсами страны. Земельная политика государства должна четко и определенно установить цели, приоритетные задачи и инструменты регулирования земельных отношений, реализация которых позволит коренным образом изменить вектор их развития с ориентацией на сохранение и приумножение земельного потенциала страны, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Реализация разработанных предложений может и должна привести к разработке и реализации принципиально новой, более эффективной земельной политики и созданию эффективной системы управления земельными ресурсами страны.


Выпуск № 11, Ноябрь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Развитие апк россии в условиях внешнеэкономических рисков

ВАШАНОВ ВЯЧЕСЛАВ, МАСЛОВА ВЛАДА

В результате введенных западных санкций, ограничения доступа российских ведущих банков и финансовых компаний к зарубежным кредитным ресурсам, снижения цен на нефть изменилась экономическая ситуация в стране, прогнозируются негативные макроэкономические показатели: экономический рост составит всего 0,3‰, годовая инфляция может превысить 9‰, ожидается существенное ослабление рубля. Для определения влияния введенного запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции на развитие агропродовольственного рынка России анализируются структурные изменения во внешнеторговом обороте, рассматриваются вопросы совершенствования денежно-кредитной политики, роль инвестиций в условиях импортозамещения, роль кредитования в инвестиционном процессе в аграрном секторе экономики. Сделан вывод, что по многим видам продукции - мясу крупного рогатого скота и свиней, молоку и молочной продукции, овощам закрытого грунта и плодам, нарастить объемы производства, необходимые для импортозамещения за 1 год не получится. В целях нивелирования внешнеэкономических рисков необходимо повышение эффективности производства, финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание равной конкурентной среды отечественным аграриям с зарубежными, изменение денежно-кредитной политики государства со сдерживающей на стимулирующую.


Выпуск № 5, Май 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Системный подход в программно-целевом управлении

ШУТЬКОВ АНАТОЛИЙ

Рассмотрена сущность системного подхода в программно-целевом управлении, его содержание в современных условиях хозяйствования. На основе статистических данных дана оценка развития сельского хозяйства России и продовольственной безопасности. Автор раскрывает социально-экономические проблемы села: сокращение производства, посевных площадей, практически ликвидация животноводства, рост уровня бедности на селе. Обоснованы принципы формирования и механизм разработки региональных систем ведения агропромышленного производства. Для устойчивого развития аграрного сектора экономики автор предлагает: пересмотреть аграрную политику, предусматривая серьезную корректировку нормативных документов; активизировать деятельность руководителей и специалистов по использованию внутренних резервов производства на основе совершенствования организационно - экономического механизма хозяйствования, внедрения эффективных технологий; активизировать разработку систем ведения агропромышленного производства в регионах. Только системный подход в программно-целевом управлении обеспечит выход сельского хозяйства и АПК из затянувшегося системного кризиса, позволит преодолеть импортную продовольственную зависимость страны.


Выпуск № 12, Декабрь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Совершенствование экономического механизма в агропромышленном комплексе

УШАЧЕВ ИВАН

Для повышения эффективности деятельности фермерских хозяйств особое значение приобретает совершенствование экономического механизма хозяйствования, Применяемый механизм (система субсидирования, страхования, ценообразования и кредитования) во многом общий как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств. Практика показала, что он далеко несовершенен и не обеспечивает высоких и устойчивых темпов развития сельского хозяйства. Автор предлагает основные изменения в экономическом механизме по следующим направлениям: снижение инфляции и ценовая политика; государственная поддержка развития производства (кредитование, страхование, субсидирование), кооперация, продовольственная помощь, стимулирование экспорта, развитие сельских территорий. Автор надеется, что у исполнительной и законодательной власти найдется достаточно понимания сельских проблем и ресурсов, чтобы принять решение по кардинальному изменению ситуации. Для этого необходимо повышать эффективность имеющегося производственного потенциала и выделяемых ресурсов, а ученым давать более глубокие обоснования по совершенствованию аграрной политики.