ISSN 2070-0288

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА


Выпуск № 4, Апрель 2017 г., рубрика "За рубежом"

Земельные отношения в сельском хозяйстве бразилии

ВОЛКОВ СЕРГЕЙ, ВЛАСОВА ТАТЬЯНА

Рассмотрены история земельных реформ и особенности современных земельных отношений в Бразилии. В стране сохраняется крайне неравномерное распределение сельскохозяйственных земель: около 1‰ населения владеет 45‰ всех бразильских земель. Проблема латифундизма, остро стоящая в Бразилии, присуща многим развивающимся странам. Земельные права в Бразилии де-юре гарантируются Конституцией, Земельным статусом и Гражданским кодексом. Земля в стране может быть получена через покупку, наследование, и непосредственно от государства. Лишь в 2010 году в Бразилии были установлены лимиты на покупку сельскохозяйственных земель иностранцами. Аренда и купля-продажа земель в стране формально осуществляется через земельный рынок, но для большей части населения доступ туда затруднен. Широкое распространение в Бразилии получили неформальные сделки аренды и купли-продажи земли, спекуляция землей стала основным видом экономической активности в сельских районах. Налог на землю в стране очень низкий, что дает возможность крупным землевладельцам приватизировать большие площади свободных или малоиспользуемых земель. Неспособность и нежелание правящих элит проводить кардинальную земельную реформу стали причиной возросшей активности социальных движений, цель которых - осуществление земельной реформы “снизу”, через самозахват земель.


Выпуск № 6, Июнь 2016 г., рубрика "За рубежом"

Опыт проведения земельных реформ в индии

ВОЛКОВ СЕРГЕЙ, ВЛАСОВА ТАТЬЯНА

Индия занимает третье место в мире по производству сельскохозяйственной продукции и обладает самой большой в мире площадью орошаемых земель. В стране развита система частной собственности на землю, и дальнейшее развитие сельского хозяйства затрудняется частными интересами крупных помещиков-землевладельцев. Земля в Индии является объектом государственного контроля, а в каждом штате существуют свои особенности прав на аренду. Основными целями земельных реформ в Индии после обретения независимости были: а) борьба с бедностью; б) отмена посредничества в земельных сделках; в) реформа аренды земли; г) обеспечение прозрачности сделок с землей; д) увеличение площадей обрабатываемых земель. За более чем 60-летний период проведения реформ большая часть поставленных задач не была полностью решена. К очевидным успехам индийской земельной политики следует отнести: упразднение института посредничества в сделках с землей, а также завершение компьютеризации не только земельных служб, но и практически всех землевладельцев и арендаторов земли. Не решены три задачи реформ: отмена крупнопомещичьего землевладения, отмена лимитов продажи земли и либерализация арендных законов. Проанализированы основные положения нового Закона об изъятии земель сельскохозяйственного назначения под несельскохозяйственные цели, прежде всего под масштабные инвестиционные проекты. Наибольшей критике со стороны индийской общественности подверглось положение об отмене правила, по которому для изъятия сельскохозяйственных земель не менее 80‰ землевладельцев должны дать свое согласие. Новый закон увеличил выплаты и компенсации за изъятие земельных участков и ввел ограничения на изъятие орошаемых сельскохозяйственных угодий. Закон может напрямую касаться 132 млн га сельскохозяйственных земель, и около 100 млн землевладельцев


Выпуск № 11, Ноябрь 2013 г., рубрика "За рубежом"

Стратегия развития пищевой промышленности и обеспечения продовольственной безопасности таджикистана

РУЗИЕВ АКРАМ

Несмотря на определенные позитивные сдвиги и наметившуюся общую тенденцию роста производства продукции в АПК Таджикистана, общее состояние аграрного сектора и пищевой промышленности далеки от устойчивого развития. Пищевая промышленность является одной из важнейших отраслей экономики Республики Таджикистан, имеет устойчивую и перспективную сырьевую базу. Восстановление производственных мощностей зависит не только от пополнения оборотных средств и нормативных показателей, но и от дополнительных капиталовложений, направляемых на перевооружение и обновление технологии с целью расширения ассортимента, повышения качества продукции, изменения внешнего вида и качества упаковки, использования рекламы и развития маркетинга. Прогнозные показатели развития пищевой промышленности на период 2013-2022 гг. при рациональной загрузке производственных мощностей и формировании надежной сырьевой базы в натуральном выражении составят: овощи и фрукты - 150 тыс. т; масличные культуры - 400 тыс. т; зерно - 1500 тыс. т; мясо - 350 тыс. т; молоко – 700 тыс. т. Малые и передвижные технологии переработки пищевых продуктов в условиях Таджикистана в течение одного года обеспечат переработку сырья во всех регионах, которые расположены недалеко друг от друга.


Выпуск № 10, Октябрь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Новый этап в развитии землеустройства

ЛИПСКИ СТАНИСЛАВ

В статье рассмотрено развитие отечественного землеустройства в условиях земельной реформы 90-х годов и в постреформенный период, а также предлагаемое в рамках отказа от института категорий земель включение в состав землеустроительных мероприятий разработки сельскохозяйственных регламентов. Землеустройство является ключевым звеном в реализации государственной земельной политики. Но в период земельной реформы его значение снизилось по причине инвестиционной непривлекательности аграрного сектора и приоритетностью иных инструментов земельной политики: земельного кадастра и процедуры регистрации прав на землю (тогда был введен земельный налог, осуществлялся переход к земельному рынку). Заниженная роль землеустройства привела к целому ряду проблем в сельскохозяйственном землепользовании. В настоящее время в связи привлечением в АПК дополнительных инвестиций, реализацией различных государственных программ востребованность землеустроительных мероприятий возрастает. Оно вступает в новый этап своего развития. Перспективными направлениями сельскохозяйственного землеустройства на данном этапе следует считать: 1) разработку в составе землеустройства сельскохозяйственных регламентов; 2) внутрихозяйственное землеустройство, а также различные виды инвентаризации и оценку качества земель; 3) территориальное землеустройство используемых в сельскохозяйственном производстве земель (в первую очередь - выделение земельных участков в счет земельных долей). Последний вид работ сейчас осуществляется кадастровыми инженерами, но осуществленную 5 лет назад передачу им этого вида работ следует признать ошибочной. Для реализации указанных предложений потребуется внести изменения в действующий Федеральный закон «О землеустройстве» (такие предложения в настоящее время готовятся).


Выпуск № 1, Январь 2013 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Земельные отношения и землеустройство

НОВИКОВ ДМИТРИЙ, ЕМЕЛЬЯНОВА ТАМАРА

Представлены мнения авторов по оценке земельной реформы в России за 1991—2011 гг., дан анализ неудовлетворительного использования земельных ресурсов в этот период. Рассмотрены кардинальные изменения в землепользовании, важность возрождения системы землеустройства. Определены проблемы, которые необходимо решать землеустроительными методами.


Выпуск № 5, Май 2012 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Когда наступит земельная справедливость?

ШАГАЙДА НАТАЛЬЯ

Анализируются препятствия на пути реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части прав собственников земельных долей. Отмечаются невозможность выдела участка в счет нескольких земельных долей группой граждан, а также другие ограничения, с которыми встречаются дольщики или фермеры и сельхозорганизации, привлекающие землю.


Выпуск № 7, Июль 2011 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Системные проблемы аграрного реформирования в россии

ЭЛЬДИЕВА ТАТЬЯНА

Отмечена узость и односторонность аграрного реформирования 1990-х годов, что привело к катастрофическим результатам. Подчеркнута непосредственная связь аграрных отношений с характером землевладения и землепользования, более широкое содержание дефиниции «аграрная реформа», ущербность выбранной схемы приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены суждения по вопросам реформирования аграрной экономики. Предложена схема взаимодействия факторов реформирования, а также ее основных направлений (земельных, трудовых отношений, ресурсного обеспечения, финансово-кредитной системы).


Выпуск № 5, Май 2011 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Земельные реформы: история и современность

НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ, БАРСУКОВА ГАЛИНА, КРАВЧЕНКО НИКОЛАЙ, ЮРЧЕНКО КСЕНИЯ

Проведен ретроспективный сравнительный анализ земельных реформ в России, выявлены их общие элементы и особенности. Рассмотрены экономические результаты трансформации земельных отношений, ход и основные направления завершения современной земельной реформы.


Выпуск № 5, Май 2011 г., рубрика "Экономическое обозрение"

Международные инвесторы скупают сельхозугодья

Рассмотрены мировая тенденция инвестирования в земли сельскохозяйственного назначения, мотивы инвесторов. Анализируется интерес инвесторов к сельхозугодьям в Российской Федерации, участие иностранцев. Приведены данные о площадях земель, контролируемых крупнейшими агрохолдингами, а также затратах на землеустройство, оформление земельных участков в собственность, средней стоимости 1 га земли в субъектах Федерации, окупаемости вложений.