ISSN 2070-0288

Выпуск № 2, Февраль 2021 г.

16 статей, 2-111 стр.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОИЗВОДСТВА


1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ ОЖИДАЮТ СВОЕГО РЕШЕНИЯ

АЛТУХОВ АНАТОЛИЙ

В статье дан анализ сложившемуся пространственному развитию сельского хозяйства приоритетных и приграничных геостратегических регионов страны. В частности, отмечено, что деление российских регионов по признаку перспективной и неперспективной специализации агропромышленного производства и рыбохозяйственного комплекса, вызывает больше вопросов, чем ответов по размещению и специализации сельского хозяйства. Положение усугубляет и то обстоятельство, что выделение приоритетных и приграничных геостратегических регионов проведено некорректно, слабо проработаны вопросы управления этими территориями с учетом особенностей их развития. Поэтому, чтобы разработать стратегию пространственного развития сельского хозяйства этих территорий необходимо: определить основные стратегические направления рациональной пространственной организации отрасли и сформировать эффективную систему управления ее пространственным развитием; повысить организационную роль государства в части координации действий федеральных, межрегиональных и региональных органов управления АПК; соблюдать принцип приоритета национальных интересов над региональными и местными экономическими интересами.

2. СТРАТЕГИРОВАНИЕ ВЫЗОВОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

САМЫГИН ДЕНИС

Рассматривается проблема воздействия вызовов на развитие отечественного сельского хозяйства как барьера в решении национальных задач по укреплению продовольственной безопасности страны. Проведен научный обзор и обобщение вызовов применительно к продовольственной сфере, предложено подразделять вызовы по видам с учетом характера их возникновения, показано влияние каждого вида вызовов на физическую и экономическую доступность продукции. На основе методов стратегического анализа выявлены риски от вызовов, влекущие нарушение сбалансированности развития сельского хозяйства и угрозы сформированности аспектов продовольственной безопасности. Подтверждаются выводы ученых о низкой вероятности устранения проблем от вызовов только на основе увеличения ресурсов. Систематизированы оптимальные стратегические решения, раскрывающие сильные стороны и позволяющие реализовать возможности развития отрасли для адекватного ответа на продовольственные вызовы. Обращается внимание, что в нестандартных условиях развития национальной экономики (санкции, антисанкции и пандемия коронавируса) давление вызовов на продовольственную систему страны усиливается и возникает необходимость принципиально иной дополнительной поддержки товаропроизводителей и конечных потребителей продукции.

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

МАКАРЕВИЧ ЛИЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ

Одним их ключевых свойств эффективно и устойчиво развивающихся экономических систем является их сбалансированность (пропорциональность). Динамический характер развития экономических систем и изменчивость среды их функционирования объективно обуславливают необходимость регулярного перехода систем из одного сбалансированного (равновесного) состояния в другое в рамках их воспроизводства и адаптации к изменениям внешней среды. В контексте данного исследования баланс рассматривается как частный случай равновесия взаимодействующих элементов, такого их особенного состояния, когда действие каждого из них друг на друга равнозначно с позиций оптимального уровня взаимовлияния. Структурная и функциональная сложность экономических систем, неоднородность формирующих их элементов, разная скорость воспроизводства элементов и адаптации к изменениям условий функционирования создают предпосылки возникновения разного рода дисбалансов, существенно ограничивающих возможности развития систем. К основным типам дисбалансов, присущих агропродовольственным системам регионального уровня как специфическому виду территориально-отраслевых комплексов, предлагается относить: дисбалансы системы продовольственного обеспечения региона, дисбалансы продуктовых цепочек, ресурсные дисбалансы региональной системы аграрного и агропромышленного производства; дисбалансы развития территорий, дисбалансы развития отраслей, экологические дисбалансы. Поддержание сбалансированности агропродовольственных систем может быть обеспечено за счет разработки и реализации мероприятий, ориентированных на устранения дисбалансов, влияющих на качество их развития. Обоснованные в работе мероприятия отражают круг специфических стратегических и тактических задач, решение которых должно быть предусмотрено в программах развития регионального агропродовольственного комплекса с учетом обеспечения баланса интересов формирующих его субъектов.

4. ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

ПОЛУЛЯХ ЮРИЙ, АДАДИМОВА ЛЮБОВЬ, СЕРДОБИНЦЕВ ДМИТРИЙ

Уточнены теоретико-методологические аспекты определения налоговой нагрузки и ее взаимосвязи с результатами деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разработана собственная методика оценки налогово-фискальной нагрузки, позволяющая определять эффективность и направления совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обоснованы коэффициент и индексы эффективности налогоплательщика. Разработан механизм определения эффективности налогообложения, включающий в себя определение соотношения налоговой и фискальной нагрузок, уровень (индекс) фискальной нагрузки, долю остатка валовой прибыли. Определяется наличие (отсутствие) баланса экономических интересов участников налогообложения по соотношению индексов показателей платежеспособности, эффективности налогоплательщика и потенциала его развития. Оценивается соблюдение паритета при распределении результатов налогообложения между тремя его участниками по соотношению их долей в выручке и валовой прибыли: государство – по сумме налогов; общество – по страховым взносам во внебюджетные фонды; налогоплательщики – по величине остатка валовой прибыли после уплаты налогов без НДФЛ.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

САЛЬНИКОВА ЕЛЕНА, ОТИНОВА МАРИНА, ПОЛУНИНА НАТАЛЬЯ

Воздействие эпидемии COVID-19 отразилось на всех, без исключения, аспектах жизни современного общества, не обойдя стороной и продовольственную систему, содержащую в себе ряд значительных недостатков. Производители и потребители разделены длинными и жесткими цепочками поставок, приводящими к вынужденным потерям продовольствия и искажению стоимости, а проблему физической и ценовой доступности полезных и питательных продуктов наиболее остро ощущают самые уязвимые слои населения. Продовольственная безопасность – сложная и многоаспектная проблема, которая носит как международный, так и внутригосударственный характер, а также затрагивает каждого отдельного человека, каждую социальную группу населения и может быть решена лишь в том случае, если ее гарантом выступает закон. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов, а также сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов. В работе предложена авторская трактовка дефиниции «продовольственная безопасность». Авторами выявлены и обобщены показатели продовольственной безопасности, обобщен зарубежный опыт эпидемиологических тенденций, затрагивающих проблемы продовольственного обеспечения. Также проанализировано воздействие пандемии на жизненные аспекты жизни региона, продовольственную систему, проведен мониторинг цен на основные продукты питания Воронежской области в условиях эпидемиологических ограничений.

6. ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АПК ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ЛУБКОВА ЭЛЬМИРА

Вопрос разработки организационно-экономического механизма государственной поддержки АПК промышленного региона актуализируется в связи с тем, что необходимо координировать взаимодействие субъектов системы продовольственного обеспечения населения региона. Государство должно не только регулировать, но и координировать, интегрировать деятельность сельхозпроизводителей и научно-образовательных центров, промышленных предприятий и их объединений (ассоциаций) с целью обеспечения населения доступными и качественными продуктами питания, роста конкурентоспособности регионального АПК и диверсификации экономики региона. Модернизация и создание новых инновационных сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих производств, а также производство функциональных продуктов питания, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья становятся точками роста в достижении данной цели. Авторами предлагается усовершенствованный организационно-экономический механизм, обеспечивающий инновационное развитие АПК промышленного региона.

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ


7. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЕВЫХ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗОН НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ КООПЕРАТИВА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МОЛОКА

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Диспаритет цен на товары и услуги в отечественном молочнопродуктовом подкомплексе является причиной отсутствия заметного роста производства молока, неполной загруженности мощностей перерабатывающей промышленности и скудного ассортимента дорогостоящей молочной продукции, предоставляемой населению торговлей. Выход из создавшегося положения может быть найден путем создания сельскохозяйственных кооперативов. Примером такого решения является предложение по созданию молочного кооператива на базе «Молочное дело Пильна» в юго-западной молочно-сырьевой зоне Нижегородской области. В состав такого кооператива предполагается включить производителей молока, перерабатывающее предприятие, образовательные организации и регулятора. Для развития материально-технической базы планируется использование грантовой поддержки создаваемого сельскохозяйственного кооператива (70‰ стоимости) и собственных вложений членов кооператива. Согласно проведенным расчетам чистый дисконтированный доход от внедрения проекта составит 63,3 млн руб. Эффективность проекта убедительно доказывает индекс рентабельности. Срок окупаемости инвестиций составит 0,173 года или чуть более двух месяцев. В соответствии с разработанным проектом прибыль от реализации молока в сельскохозяйственных организациях, которую предполагается получить за счет сокращения транспортных издержек, увеличится в среднем более чем в 1,5 раза, что является существенным фактором финансового оздоровления.

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК


8. ТЕНДЕНЦИИ И РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В ПРОИЗВОДСТВЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

КЕКЕЛЕВА СВЕТЛАНА

Статья посвящена изучению современных трендов и роли крестьянских (фермерских) хозяйств как перспективных поставщиков сельскохозяйственной продукции на национальный рынок. Актуальность исследования основывается на установлении и распространении частной собственности на земельные ресурсы и, как следствие, стремительное развитие индивидуального предпринимательства в аграрном секторе экономики, что предопределяет ключевую позицию крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве значимых хозяйствующих субъектов. Обоснование присутствия и расширения деятельности К(Ф)Х как движущей силы развития аграрного сектора экономики России представляет проблематику настоящей статьи. Цель исследования заключается в оценке вклада К(Ф)Х в обеспечении потребностей рынка основными видами сельскохозяйственной продукции. При использовании методов статистических группировок анализируется использование посевных площадей, распределение крупного рогатого скота по группам (типам) хозяйств; определяется уровень товарности К(Ф)Х по реализуемой продукции в зависимости от обеспеченности земельными ресурсами и продуктивным скотом. К результатам исследования следует отнести устойчивую тенденцию к укрупнению хозяйств фермеров, лидирующую роль группы крупных К(Ф)Х в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции и усиление их позиций в аграрном секторе национальной экономики.

9. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МЯСНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

СЛОБОЖАНИН ДМИТРИЙ

В статье обоснована методика совершенствования стратегических инструментов управления конкурентоспособностью мясной отрасли региона, показана необходимость согласования этих инструментов с конкурентными стратегиями местных производителей. Методика основана на построении модели, в основе которой лежит описание состояния конкуренции на рынке мясной продукции региона и оценка факторов конкурентоспособности мясной отрасли. При построении модели описываются институты, составляющие мясную отрасль, а также отраслевые границы, проводится оценка состояния конкуренции. В совокупности с анализом используемых региональными властями стратегических инструментов управления конкурентоспособностью региональной мясной отрасли этот этап позволяет описать механизмы конкуренции между производителями на региональном рынке. Последующий анализ направлен на приведение в соответствие каждому из факторов конкурентоспособности мясной отрасли и используемых для управления ей инструментов переменных. На основе этих переменных, в соответствии с условием достоверности полученных оценок, строится модель, описывающая взаимосвязь конкурентоспособности мясной отрасли с факторами и инструментами ее поддержки. Также обоснована необходимость оценки эффективности стратегических инструментов управления конкурентоспособностью региональной мясной отрасли.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


10. ТИПОЛОГИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУДАЖАНАЕВА МЭДЭГМА

В России более четверти населения проживает в сельской местности, наблюдается рост разрыва в уровне жизни сельского и городского населения. Сельская местность становится непривлекательной для проживания, прежде всего, населения в трудоспособном возрасте. Целью исследования является разработка типологии сельских территорий в масштабах РФ, которая может быть положена в основу формирования дифференцированного подхода к управлению сельским развитием. Автором сформирована информационная база исследования по муниципальным районам субъектов РФ, проведена их группировка по значениям предложенных типологических критериев, на основе анализа состава групп разработана типология сельских территорий РФ. Состоятельность типологии обоснована с использованием основных показателей экономического, демографического и пространственного развития сельских территорий: выявлены различия медианных значений показателей по типологическим группам муниципальных районов субъектов РФ.

11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ЗАХАРОВ РУСЛАН

В статье дан сравнительный анализ российского и зарубежного опыта оценки эффективности управления сельскими территориями. Выявлены недостатки принятых в России официальных методов данной оценки, показано, что они периодически дорабатываются, но, несмотря на это, пока не отвечают современным требованиям, в связи с чем не служат действенным инструментом, стимулирующим социально-экономическое развитие села. Отмечено, что для их совершенствования необходимо решить ряд проблем: заменить действующие показатели оценки на те, которые в большей мере отражают интересы сельского населения; обеспечить прозрачность оценки и полноценное участие в ней населения; усилить меры, принимаемые по итогам оценки с целью развития сельских территорий.

12. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТОРНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

КУРОЧКИНА НАТАЛЬЯ, РАССАДИН ДЕНИС, СЕРОВ АЛЕКСЕЙ, ПЛЕХОВА ЮЛИЯ

Развитие агропромышленного комплекса страны неотделимо от комплексного развития сельских территорий. Сельские территории впитали в себя большинство проблем современного общества, что сдерживает их инновационное развитие. Однако наличие проблем и степень их выраженности неодинаковы не только на территории нашей страны, но и на уровне регионов. От характера этих особенностей зависят перспективы развития сельского хозяйства в целом. Для управления процессами развития сельских территорий разработана система нормативно-правового регулирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, определяющая приоритетные направления. Оценка развития сельских территорий, основанная на индикаторном подходе, позволяет осуществлять мониторинг состояния с целью выявления слабых позиций. Система индикаторов развития должна быть адаптированной к особенностям сельских территорий региона.

13. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ПОДХОДЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

СЕМЁНОВА ЕЛЕНА, НОВИКОВ ВЛАДИМИР

Использование системы государственно-частного партнерства рассматривается авторами как один из малозатратных механизмов содействия развитию социальной сферы сельских территорий на основе реализации местных инициатив. Рассмотрены основные подходы к понятию «государственно-частное партнерство», проанализированы возможные варианты реализации государственно-частного партнерства в сельском социуме, сформулированы основные препятствия в реализации данного механизма. На основе проведенного опроса и анализа опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации в целях комплексного развития сельских территорий были предложены направления совершенствования нормативно-правовой базы и финансовой мотивации привлечения внебюджетных средств.

ЗА РУБЕЖОМ


14. МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДНЫМ КИТАЕМ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПОЙ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТОВАРОПРОВОДЯЩИЕ СЕТИ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС, КИТАЯ И ВЬЕТНАМА

ТАРАСОВ ВЛАДИМИР, ИВОЙЛОВА ИРИНА

По оценкам экспертов значимость международных транспортных коридоров превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства, а мировая конкуренция за пути доставки грузов будет только усиливаться. Вероятно, в ближайшие годы Китай и Европу соединит высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая пройдет через страны Евразийского экономического союза с целью создания новых транспортных коридоров между двумя частями света на крупнейшем континенте Земли. Новые торговые пути откроют большие возможности для стран-партнеров, но потребуют значительных финансовых вложений. Вместе с тем Пекину, который, по сути, выступает драйвером инфраструктурных проектов на евразийском пространстве, интересно продемонстрировать возросшую роль Китая в мире. Экономический рост Евразии будет затруднен без развития прогрессивной транспортной системы. Поэтому в настоящее время актуален вопрос логистизации наших стран. В статье рассмотрены альтернативы единой товаропроводящей сети государств евразийского экономического сообщества (ЕТС-2010) и Евразийского Союза (ЕТС – 2020). Сопоставлено взаимодействие ЕАЭС с Китаем по сопряжению ЕТС ЕАЭС с Китаем и Вьетнамом.

15. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

МАКСИМОВ АНАТОЛИЙ, ТЕН АНАТОЛИЙ

В статье, на основе исследования современного состояния сельскохозяйственных производителей в Киргизской Республике и анализа аграрной структуры, раскрываются направления поддержки и развития товарного производства и сельскохозяйственной кооперации. Сложившаяся структура производства по категориям хозяйств, низкий уровень товарности и сложившийся характер производства в К(Ф)Х и хозяйствах населения, ориентированного на собственное потребление, сдерживают решение задач, определенных Национальной стратегией развития Киргизской Республики на 2018-2040 годы. Снижение численности сельскохозяйственных производственных кооперативов было обусловлено рядом негативных факторов, в т.ч. взиманием налога на добавленную стоимость с крупных хозяйств по новому Налоговому кодексу. Результатами исследования стали предложения по созданию Национального центра развития сельского хозяйства, логистики и кооперации, формированию кооперативных сельскохозяйственных торгово-логистических центров, поддержке фермерских хозяйств.

16. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

КИРИЦА АЛЕКСЕЙ, АВДЕЕВ ЮРИЙ, ЧУТЧЕВА ЮЛИЯ

Лизинговые механизмы финансирования представляют собой одну из наиболее перспективных альтернатив прямому банковскому кредитованию при модернизации и обновлении основных средств организаций. После резкого спада в 2009 году, связанного с мировым финансовым кризисом и его последствиями, рынок лизинговых услуг показывает стабильный ежегодный рост, что свидетельствует о все большей востребованности лизинговых услуг в мире для обновления основных фондов и технической модернизации. Особый интерес лизинговые схемы представляют для отечественных предприятий агропромышленного комплекса в связи с сильным устареванием парка сельскохозяйственных машин, необходимостью технического перевооружения АПК России. Изучение зарубежного опыта развития лизинговых механизмов представляет собой значительный практический интерес для широкого круга заинтересованных лиц. Особый интерес могут представлять применяемые в последнее время за рубежом лизинговые программы «trade-in», а также практический опыт развития лизинга в КНР, фактически обеспечивший каналы небанковского финансирования для стратегически значимых отраслей экономики страны. В статье рассмотрена динамика развития мирового рынка лизинговых услуг, основные тенденции развития лизинговой деятельности в мире, зарубежные практики применения лизинговых схем в области сельского хозяйства, показаны возможные перспективы применения зарубежного опыта использования лизинговых схем в российских условиях для масштабного обновления и увеличения парка сельскохозяйственной техники.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Общий размер файлов: 5.962 Мб., формат: *.pdf