ISSN 2070-0288

Выпуск № 6, Июнь 2017 г.

14 статей, 4-102 стр.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


1. ПРОДУКТОВЫЕ КАРТЫ: ОБЕЩАННОГО 15 ЛЕТ ЖДУТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ РОССИЯНЕ

ШИРОКАЛОВА ГАЛИНА

Цель исследования - обзор истории разработки программы поддержки малообеспеченных слоев населения России, обобщение результатов социологических опросов населения и опыта реализации региональных пилотных проектов. В ходе исследования доказано, что российское правительство подчиняет решение проблем, обеспечивающих реализацию Конституции РФ как социального государства, конъюнктуре внешних и внутренних акторов политики. В результате аграрный сектор экономики, а соответственно и россияне стали заложниками аграрной революции 1990-х годов. Посадив страну на «продовольственную иглу» в 1990-х гг., правительство вынужденно приняло ряд решений, который позволили нарастить производство сельскохозяйственной продукции, но не способно обеспечить её доступность значительной части населения из-за его низкой покупательной способности и отказа торговых сетей сотрудничать с отечественными производителями на приемлемых условиях для последних. Сделать это можно было бы через адресную продуктовую помощь гражданам России. Однако полтора десятка лет идея введения продуктовых карт фактически использовалась в качестве пряника во время подготовки к выборам разного уровня. В настоящее время правительство рассматривает два варианта адресной помощи: через ежемесячное перечисление определенной суммы на электронную карту и открытие бесплатных столовых. Материалы социологических исследований свидетельствуют о положительном отношении большинства опрошенных к денежно-продуктовой помощи. Принятие продуктовых карт требует серьезного законодательного обеспечения, обоснования ряда принципиальных вопросов по определению критерия порога нуждаемости, перечня замещаемых данным проектом федеральных и региональных программ, выявлению реально нуждающихся граждан, решению возникающих психологических проблем.

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


2. АНТИОФФШОРНАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА

БРАТЦЕВ ВАЛЕРИЙ

Цель работы - научный анализ антиоффшорной политики для национальной экономики, выявление роли оффшорного бизнеса в развитии налогового потенциала территорий, а также исследование механизма возвращения капитала, непосредственно влияющих на экономическую безопасность и продовольственную независимость страны. В статье актуализируется необходимость снижения оффшорной привлекательности для субъектов экономической деятельности аграрного сектора с опорой на рациональное налоговое законодательство и специальные налоговые режимы. Обосновывается актуальность развития налоговой базы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на основе специальных налоговых режимов, используемых малым и средним бизнесом, раскрываются их сильные и слабые стороны на основе оценки мировых экспертов. Проводится анализ деятельности органов власти по развитию налоговой базы аграрного сектора экономики, подчеркивается необходимость развития специальных налоговых режимов с установлением широкого поля коммуникаций, охватывающих малые и средние организации аграрного сектора. Осмысливается налоговый маневр к повышению налоговой базы, его осуществимость в российских реалиях. Дается описание приоритетов российской налоговой политики и ее трансформация в современных условиях сложной геополитической обстановки и санкционных ограничений. Делается вывод о неизбежности перехода России в число инновационно развитых экономических держав, предлагается комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальных условий вовлеченности всех экономических агентов в инновационную деятельность и наполнения аграрной экономики инновационным содержанием.

3. ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АПК

БАУТИН ВЛАДИМИР, ПАНФИЛОВ ВИКТОР

Цель статьи - вскрыть и проанализировать особенности проектирования индустриального системного агропромышленного комплекса, которые возникают под воздействием различных системообразующих факторов при объединении в единое целое производящих и перерабатывающих технологий АПК. Применяемый системный подход позволил вскрыть причины возникновения больших систем и наиболее крупной их формы - агрокомплексов, показать историческую неизбежность их становления, диалектический процесс развития этих высокоэффективных технологических формирований. Статья посвящена теоретико - методологическим аспектам научных и инженерных изысканий при проектировании индустриальных системных технологических комплексов в АПК. В центре внимания находится решение проблемы объединения в единую технологию промышленного производства растениеводческого и животноводческого сырья и его промышленной переработки. Стержнем работы является диалектический метод познания, выражающийся в системном исследовании развития техники и технологий АПК. Круг обсуждаемых вопросов включает новую парадигму научных разработок в АПК: взаимоусиление соединяемых технологий, индустриализацию сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий, междисциплинарность. Многие положения данной статьи предлагаются в порядке постановки проблемы. Для проектирования и создания системных комплексов «Аграрно-пищевая технология» нужны квалифицированные кадры специалистов-системотехников, знающих и технологии сельскохозяйственного производства, и технологии перерабатывающих производств.

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ

КАЙШЕВ ВЛАДИМИР, ДИБИРОВ АБУСУПЯН

Цель исследования - обосновать необходимость и направления совершенствования организационно-экономического механизма интеграции продуктового агроформирования. Исследование основано на методах практического и теоретического познания. В статье раскрыто содержание основных наиболее распространённых на практике организационных форм интеграции продуктовых формирований; сформулированы основные проблемы, которые необходимо решить в процессе интеграции по продуктовой цепи; предложена схема совершенствования организационно-экономического механизма интеграции. Проводится анализ возможностей и интересов всех непосредственных и косвенных участников интеграции, подчеркивается необходимость повышения роли местных и региональных органов управления в организации эффективного аграрного сектора. Проведанный анализ и обобщение теоретических подходов позволили подтвердить гипотезу о том, что организационно-экономический механизм интегрированных формирований в АПК имеет существенные изъяны, низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции и неустойчивость в функционировании в результате нарушения эквивалентности обмена по цепи создания продукта. В качестве целей интеграции установлены: повышение конкурентоспособности конечной продукции, эффективное использование и воспроизводство ресурсов участников. Определены основные принципы, инструменты и формы организационно-экономического механизма в АПК. Для совершенствования организационно-экономического механизма предложено использование воспроизводственного подхода, соблюдение основных принципов интеграции, баланса интересов участников, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности всех стадий деятельности интегрированного формирования.

5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ГЛОТОВА ИРИНА, ТОМИЛИНА ЕЛЕНА

Сельскохозяйственное страхование как элемент защиты аграриев от неблагоприятных природных явлений зародилось еще в середине прошлого века и на сегодняшний день в ряде стран достигло высокого уровня развития. В России опыт становления системы агрострахования показал, что эта система не может развиваться без государственной поддержки. Россия имеет огромный потенциал для развития рынка агрострахования. Тенденции развития региональных рынков сельскохозяйственного страхования указывают на его востребованность в основных зернопроизводящих регионах европейской части России. В статье проведен анализ произошедших изменений в системе агрострахования России. Принятие первого профильного закона (№260-ФЗ) позволило снизить стоимость страхования, обеспечивая тем самым увеличение доли застрахованных посевных площадей, повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Сделан вывод о том, что все изменения были направлены на всесторонний учет интересов аграриев. Важным звеном в системе агрострахования является специализированное объединение - Национальный Союз Агростраховщиков России. Рассмотрены особенности государственной поддержки страхования с переходом на «единую субсидию», в условиях которой существует неопределенность поддержки страхования. Сделан вывод о том, что развитие агрострахования это сквозная задача стратегического характера в финансовой области, требующая выделения агрострахования в отдельное направление государственной поддержки.

6. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ШАРИНОВА ГАЛИНА

Актуальной проблемой является полноценное вовлечение земельных ресурсов в гражданско-правовой оборот. Целью исследования является поиск направлений повышения эффективности управления земельными ресурсами, находящихся в государственной собственности. В ходе исследования применялся системный подход, методы анализа и статистической обработки информации. Управление земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности, заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствование субъектов в области пользования, владения и распоряжения земельными ресурсами. Сельскохозяйственные земли Калмыкии на 1 января 2016 года составляют 92,5‰ от всей площади земли республики, это требует массового вовлечения их в хозяйственный оборот и передачи хозяйствующим субъектам, что затруднено отсутствием правоустанавливающей и технической документации на объекты недвижимости и земельные участки. Многолетнее широкомасштабное использование земель без учета экологических факторов привело к снижению плодородия почв, торможению перехода к системе экологически безопасного землепользования, создало существенные трудности в обеспечении продовольственной безопасности. Для дальнейшего социально-экономического развития Республики Калмыкия требуется формирование эффективной структуры и системы управления государственным имуществом и земельным фондом. Внедрение автоматизированного специализированного программного обеспечения позволит полноценно осуществлять учет государственного имущества Республики Калмыкия, провести полную инвентаризацию, вести Реестр государственной собственности с дальнейшей актуализацией. Повышение эффективности управления земельными ресурсами позволит стабилизировать поступления в республиканский бюджет от использования и реализации государственного имущества, в том числе земельных участков.

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК


7. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

ОВСЯНКО ЛИДИЯ, ПРОСКУРЯКОВ МИХАИЛ

Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает девятое место по производству молока. Однако в условиях свободной конкуренции молочно-продуктовый подкомплекс не в состоянии иметь доходность, сравнимую с вложениями в другие сферы, к тому же в отрасли наблюдается низкий уровень обеспеченности реальными инвестициями и т.п. Сохранение текущей динамики в молочном скотоводстве Красноярского края может привести к снижению производства. Все это свидетельствует о необходимости государственного регулирования развития подкомплекса, чему способствует использование плановых методов, позволяющих определять направления предстоящей деятельности, проектировать возможные изменения на рынке и других сферах деятельности. Действующая в Красноярском крае подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2014-2020 годы не является универсальным инструментом, обеспечивающим эффективное развитие отрасли. Поэтому цель и задачи исследования - это теоретическое обоснование механизма формирования краевой программы развития молочно-продуктового подкомплекса, включающего десять этапов от анализа и выявления основных проблем развития до контроля выполнения плановых ориентиров. Неотъемлемым элементом при этом является оценка эффективности программы, основанная на сопоставлении фактических и плановых показателей количественного и качественного характера, методика проведения которой представлена в статье. Методика предполагает определение соотношения индекса прироста продуктивности коров и индекса субсидирования. Практическое применение результатов исследования повысит эффективность функционирования молочно-продуктового подкомплекса региона и сформирует предпосылки к обеспечению продовольственной безопасности.

8. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ И РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В СКОТОВОДСТВЕ

ЧИНАРОВ ВЛАДИМИР, СТРЕКОЗОВ НИКОЛАЙ, ЧИНАРОВ АНТОН

Показателем жизнеспособности любой отрасли животноводства является расширенное воспроизводство, которое предопределяется целым рядом технологических и экономических факторов. Для отечественного скотоводства главным сдерживающим фактором развития стала низкая доходность. По нашим оценкам в рамках реализации отраслевых подпрограмм на развитие молочного скотоводства Государством было выделено более 100 млрд. рублей, при этом основная доля средств была использована на субсидирование процентных ставок по кредитам. Такие меры государственной поддержки позволили повысить качественные показатели в отрасли за счет улучшения породного состава и повышения генетического потенциала, ежегодно росла продуктивность молочного стада и по предварительным данным в 2016 году по сельскохозяйственным организациям она составила более 5,5 тыс. кг молока на дойную корову. Отсутствие действенных мер государства, направленных на развитие отрасли привело к отрицательной динамике основных количественных показателей отрасли. За истекший год производство молока сократилось на 73 тыс. тонн, а численность коров уменьшилась на 158 тыс. голов. Системное решение всего комплекса проблем, накопившихся в отрасли, возможно только через повышение доходности и поддержание конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. Пока на Государственном уровне будут сохраняться иллюзии о «всесильной «невидимой» руке рынка», которая сама выправит ситуацию на продовольственном рынке, и что главным инструментом оздоровления нашей экономики являются иностранные инвестиции, ожидать выхода молочного скотоводстве из состояния стагнации преждевременно.

9. МАСЛИЧНЫЙ ЛЁН В РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА И МАРКЕТИНГА

АЛПАТОВ АНТОН, ОСИПОВ АНДРЕЙ

Цель исследования - дать оценку основных показателей производства масличного льна в России наряду с другими нишевыми масличными культурами. В ходе исследования отражена структура посевных площадей масличного льна в различных категориях хозяйств, выявлена позиция данной культуры в маркетинге и во внешнеторговом обороте масложировой продукции России, указаны страны импортеры масличного льна и их доля в российском экспорте. Основные технологические особенности выращивания масличного льна: высокая потребность во влаге, неглубокая заделка при посеве, а также необходимость тщательной защиты растений от сорняков. Приведены примеры работы компаний по производству и переработке масличного льна в различных регионах страны. В перспективе для развития производства продуктов переработки масличного льна необходимо развитие семеноводства, реконструкция элеваторов для расширения возможностей доработки и хранения семян масличного льна, развитие перерабатывающих мощностей для получения различных смежных продуктов переработки.

ПРОБЛЕМЫ АГРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


10. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИЛАЕВА ЛИДИЯ, ХАРИТОНОВА ТАТЬЯНА, АЛЕКСЕЕВА СВЕТЛАНА

Результаты деятельности сельскохозяйственных организаций определяются обеспеченностью ресурсами, их структурой, скоростью обновления, эффективностью использования. Цель - комплексное исследование ресурсного потенциала в сельскохозяйственных организациях. К ресурсному потенциалу организации относятся все ресурсы хозяйства: земля, трудовые ресурсы, основные производственные фонды, материальные оборотные средства и энергетические ресурсы. Сложность в построении такого показателя заключается в несоизмеримости различных видов ресурсов: земельных, трудовых и материальных. Для комплексной оценки и анализа использования ресурсного потенциала сельскохозяйственной организации целесообразно использовать совокупность различных методов и методик. В статье рассмотрены различные методы комплексной оценки ресурсного потенциала и эффективности его использования: корреляционно-регрессионный анализ, методика оценки ресурсной сбалансированности потенциала на основе интегрального показателя, методика оценки ресурсного потенциала на основе экономического и финансового риска. Различные методики апробированы для оценки ресурсного потенциала конкретной сельскохозяйственной организации. Предложен алгоритм формирования показателей для оценки сбалансированности ресурсного потенциала. Сделан вывод, что только комплексное использование различных методов исследования ресурсного потенциала позволит обосновать и правильно принять управленческое решение.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА


11. РАЗВИТИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ МАСЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В РЕГИОНЕ

ВИННИЧЕК ЛЮБОВЬ, ПОГОРЕЛОВА ЕЛЕНА

В современных условиях развитие размещения и специализации масличных культур должно обеспечивать устойчивое развитие тех культур, которые востребованы на рынке с учётом оптимального, комплексного использования природно-ресурсного потенциала региона, что позволит производить продукцию с наименьшими издержками. Цель работы - анализ размещения масличных культур в регионе. Возделывание масличных культур в Пензенской области - один из перспективных сегментов аграрного производства, который является не только рентабельным поставщиком маслосырья для получения растительных масел для пищевых и технических нужд, а также способствует повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несмотря на сравнительно небольшие размеры Пензенской области, природно-экономические условия на ее территории значительно различаются. Она входит в зону рискованного земледелия. Это оказывает непосредственное влияние на размещение и специализацию масличных культур и вызывает необходимость учета факторов технологического и организационно-управленческого характера. В работе проанализирована динамика посевных площадей и урожайности масличных культур в Пензенской области, распределение районов по удельному весу посевов в структуре посевных площадей, определены наиболее перспективные для условий региона масличные культуры. В зависимости от природно-экономических условий выделены зоны возделывания масличных культур различного набора, а также их специализация. Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию размещения и углублению специализации масличных культур в регионе.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ


12. К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

РЕЙМЕР ВАЛЕРИЙ, ТИХОНОВ ЕВГЕНИЙ, КУЛЕВ СЕРГЕЙ

Ни одна сельская территория не может равномерно развиваться по всем направлениям. Основной задачей стратегического планирования их развития является выявление «полюсов роста». Конкурентоспособность территории определяется наличием конкурентных преимуществ и способностью менеджмента обеспечить возможность их реализации в рамках управления территориальным развитием. Важнейшим индикатором, отражающим качество развития сельских территорий, является динамика изменения численности сельского населения, проживающего в границах локализованных территорий и его демографическая структура. Универсального подхода к формированию конкурентных преимуществ отдельных сельских территорий быть не может, но может происходить консолидация интересов отдельных территориальных образований, хозяйствующих субъектов, индивидов, деятельность которых объединена устойчивыми экономическими или социальными связями. В качестве условий формирования конкурентных преимуществ сельских поселений Белогорского района Амурской области в части развития аграрного производства можно выделить: наличие не вовлеченных в хозяйственный оборот продуктивных земель, достаточно высокий уровень развития фермерского сектора, растущий спрос на все виды сельскохозяйственной продукции, готовность значительной части фермерских хозяйств развивать животноводство при условии гарантий сбыта продукции по экономически обоснованным ценам и обеспечении доступа к льготным кредитным ресурсам и государственной поддержки, достаточно высокий потенциал сектора хозяйств населения, готовых увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции при обеспечении ее закупки под контролем государства. Соглашаясь с объективным характером процесса сокращения численности сельского населения, государство должно вместе с тем признать свою ответственность за обеспечение качества жизни сельского населения, особенно в малонаселенных поселениях, и возможность воспроизводства его человеческого капитала.

ЗА РУБЕЖОМ


13. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС К ГЛОБАЛЬНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ

ПАПЦОВ АНДРЕЙ, ШЕЛАМОВА НАДЕЖДА

Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития. Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений, наносящих серьезный ущерб экономике аграрного сектора. Территория стран, входящих в ЕАЭС, в значительной степени относится к зоне рискованного земледелия. По оценке международных экспертов, ожидается, что высокие температуры и недостаточное водоснабжение в Центральной и Южной Европе, в Центральной Азии, на Кавказе, т.е. там, где находятся государства ЕАЭС, серьезно повлияют на доступность водных ресурсов, урожайность сельскохозяйственных культур и их производство, на потенциал гидроэнергетики. Каждая из стран объединения ЕАЭС имеет программы, проекты или другие документы, предполагающие проведение мероприятий по адаптации сельского хозяйства к глобальному изменению климата. Национальные программы и проекты по адаптации имеют свои особенности, но в тоже время и общие направления противодействия неблагоприятному влиянию климатических изменений на сельское хозяйство. Выработка общих для ЕАЭС подходов по адаптации сельского хозяйства в рамках согласованной аграрной политики является одним из условий успешного функционирования агропромышленного комплекса государств-членов.

14. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ЧЕРКАСОВА ОЛЬГА

В современных условиях аграрная политика Китая направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей - удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие преимущественно внутреннего производства, поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей и развитие сельской местности. К приоритетным направлениям современной аграрной политики Китая относятся: обеспечение продовольственной безопасности; охрана пахотных земель; повышение производительности сельского хозяйства; реструктуризация отрасли; совершенствование торговли сельскохозяйственной продукцией; повышение доходов фермеров; социальное обеспечение сельских районов; аграрное образование; рост инвестиций в сельскохозяйственное производство и сельские территории; развитие принципа открытости. В ближайшем будущем Китай ожидает рост темпов индустриализации и урбанизации, развитие рыночно ориентированной экономики, все большая вовлеченность в международное сотрудничество. От состояния сельского хозяйства будет в значительной степени зависеть скорость социально-экономического развития Китая. Сельское хозяйство по-прежнему будет основой экономики, и страна намерена идти по пути его модернизации, создавая долгосрочный механизм интеграции города и деревни. Наиболее важными направлениями для России являются совместное решение проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающей базы, особенно в удаленных районах; обмен опытом создания эффективных продовольственных систем и методов ведения агробизнеса, а также государственной поддержки инфраструктурных проектов в агропродовольственной сфере. Представляется необходимым также усиление взаимодействия Китая и России в рамках многосторонней торговой системы, а также обмен опытом использования разрешенных правилами ВТО мер поддержки аграрного сектора.


Скачать любую статью прямо сейчас!

Оплатить абонемент

Общий размер файлов: 4.179 Мб., формат: *.pdf