ISSN 2070-0288

Рыжкова Светлана Митрофановна (Ryzhkova S.)

Организация: ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: кандидат экономических наук, заведующий сектором, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства».


Выпуск № 3, Март 2017 г., рубрика "За рубежом"

Европейский рынок органических продуктов: современные тенденции

НАТАРОВ ДМИТРИЙ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА

Во всем мире, в том числе и в Европе, успешно развивается органическое сельское хозяйство. За последнее десятилетие в Европе более чем вдвое увеличилась площадь сельскохозяйственных земель, занятых под органическим производством. С такой же скоростью развивается европейский рынок органических продуктов питания, который является вторым по величине после США. Органическое сельское хозяйство, с одной стороны, востребовано как источник здорового экологически чистого продовольствия, а с другой - как модный тренд в современном образе жизни. Органические продукты, как источник для инвестиций, предоставляют огромные возможности для бизнеса фермеров, импортеров, переработчиков и розничных торговцев. В Европе вопреки стремительному росту объема рынка наблюдается значительный дисбаланс между текущими поставками экологически чистых продуктов и растущим спросом на органические продукты питания, поэтому если не удастся ликвидировать разрыв между органическим спросом и предложением, то растущий спрос будет удовлетворяться за счет импорта. Для России актуален опыт развития европейского органического сельского хозяйства и интересен рынок органических продуктов. Так как отечественный рынок органических продуктов находится в стадии становления, и спрос отечественных потребителей на органическую продукцию не сформировался в полной мере, то необходимо развивать экспортные поставки органических продуктов в Европу. Поддержка производителей органической продукции и государственное регулирование данного рынка принесут мультипликативный позитивный эффект для социально-экономического развития России.


Выпуск № 1, Январь 2017 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Потребительская кооперация на рынке органической сельскохозяйственной продукции россии

КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ГУМЕРОВ ВАДИМ, НАТАРОВ ДМИТРИЙ

В последние годы спрос на органическую сельскохозяйственную продукцию во всем мире постоянно растет, поэтому все больше стран и хозяйств, наряду с традиционными методами ведения хозяйства, стали использовать новейшие, современные технологии, применять только биологические и механические методы воздействия на землю и растения. Развитие органического сельского хозяйства в России стало насущной необходимостью по нескольким причинам, на которые указывают авторы в настоящей статье. Для обеспечения импортозамещения важно обеспечить доступ на рынок всем категориям хозяйств. Показана значимость развития кооперативов для мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Традиционный сельский уклад предполагает реализацию произведенной продукции на местных и региональных рынках, поэтому необходимо восстановить цепочку в товаропроводящей цепи «хозяйство населения (производитель) - потребительская кооперация Центросоюза - организации переработки, хранения и торговли - потребитель». Авторы считают, что формирование органического рынка в России может дать новый импульс развитию потребительской кооперации Центросоюза, так как на мировом рынке органическая продукция пользуется устойчивым спросом. Вхождение организаций потребительской кооперации на рынок органической продукции на стадии его становления - это возможность взаимопроникновения интересов потребительских обществ и малых хозяйствующих субъектов на селе.


Выпуск № 12, Декабрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Современные тенденции развития рынка масложировой продукции

КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ

Статья посвящена тенденциям современного развития российского рынка масложировой продукции, на котором в различных количествах и пропорциях постоянно происходят значительные экспортно-импортные операции. Конкурентное преимущество России определяется огромной территорией, которая практически на всем протяжении пригодна для выращивания масличных культур, используемых по трем направлениям (кормовое, пищевое и техническое), применяемых в пищевой, фармацевтической, химической, металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленностях, а также для технических целей. Виды продукции, представленные на масложировом рынке, постоянно меняются под воздействием предпочтений и потребителей, и производителей. Поэтому мониторинг текущей ситуации на отечественном и мировом рынках и прогнозирование конъюнктуры данного рынка необходимо проводить постоянно и качественно. Масложировая продукция востребована как внутри страны, так и на мировых рынках. Но из-за пробелов в технических регламентах, недостаточности государственной поддержки отечественный рынок проигрывает в инновационных продуктах и технологиях. Представлены основные положения Программы развития производства масложировой продукции.


Выпуск № 10, Октябрь 2015 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Значение потребительской кооперации для функционирования и развития социально-ориентированной рыночной экономики

ПЛИЕВ ЮРИЙ, ЗАВГОРОДНЕВА ОЛЬГА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА

Потребительская кооперация является важной частью социальной инфраструктуры села, использует свой экономический потенциал для выполнения социальной миссии. В системе потребительской кооперации еще недавно прослеживался сетевой признак: единый комплекс оптовой и розничной торговли, закупка и переработка сельскохозяйственных продуктов и сырья, вертикальная и горизонтальная хозяйственная интеграция, единство ценовой и ассортиментной политики. В последние годы ситуация изменилась. Торговля стала основным направлением деятельности. Потребительская кооперация остается крупным работодателем в сельской местности. Кроме традиционных видов деятельности кооператоры осваивают новые области по оказанию услуг населению: ремонт и пошив обуви, изготовление и ремонт мебели, услуги фотоателье, парикмахерских, искусственное осеменение скота, вспашка приусадебных участков и т.д.


Выпуск № 8, Август 2015 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Современное состояние рынка молока в потребительской кооперации россии

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, СИЛКО ЕЛЕНА, ПОРФИРОВ ПАВЕЛ

Оптовая и розничная торговля, общественное питание и закупки сельскохозяйственной продукции остаются главными видами деятельности потребительской кооперации. В статье проведен анализ состояния рынка молока, производственной инфраструктуры по его заготовке, переработке и реализации в системе потребительской кооперации России. Сделан вывод, что за последние годы значительная часть потребительских союзов не оправилась от кризиса и не смогла достичь объемов 2009г. в части закупок молока. Авторами предлагаются пути выхода из кризиса заготовительной отрасли потребительской кооперации: необходимо восстановить сеть заготовительных пунктов в сельской местности, расширить закупки продукции сельскими магазинами, действующими по схеме «магазин-заготпункт», оптимизировать организационную структуру, провести работу по новому строительству, восстановлению и модернизации материально-технической базы. Необходимо искать источники финансирования, применять нестандартные решения, внедрять новые формы государственно-частного партнерства.


Выпуск № 12, Декабрь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Потребность в технической модернизации апк в республике крым

АБДУЛКЕРИМОВ САГИД, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, ЮДИН ЕВГЕНИЙ

На основе анализа текущей ситуации технического обеспечения отечественного АПК в целом и Республики Крым, в частности, рассчитана потребность Республики Крым в поставках сельскохозяйственной техники по сценарию необходимости формирования парка сельскохозяйственной техники за счет новой энергонасыщенной и высокопроизводительной. Наблюдающееся в России большое количество неиспользуемых посевных площадей является следствием, в том числе, технических ограничений отечественного АПК по их обработке и возделыванию. Техническое обновление отраслей АПК предопределяет уровень развития и совершенствования технологий ведения сельского хозяйства, а также несет в себе социальный эффект, который достигается за счет создания новых и сохранения ранее созданных рабочих мест. Предлагается создание машино-технологических компаний, способных оказать весь спектр основных и дополнительных услуг.