ISSN 2070-0288

Кручинина Валентина Митрофановна (Kruchinina V.)

Организация: ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Стратегия развития рынка продукции органического сельского хозяйства россии

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, СЕМЁНОВ АЛЕКСАНДР

В России органическое сельское хозяйство находит все больше сторонников, однако из-за более позднего развития рынка органической продукции страна отстает по производству и потреблению от многих стран мира. В России нет стратегии развития органического сельского хозяйства и рынков органической продукции. Так как отечественное органическое производство - молодой сектор экономики, то стратегическое планирование и управление рынками органических продуктов имеет важное значение как на уровне страны и регионов, так и на уровне отдельных организаций, решивших заняться производством органической продукции. Авторы суммировали взгляды отдельных ученых, занимающихся проблемами стратегического планирования, а также провели анализ отечественной законодательной базы, касающейся стратегий в различных сферах экономики России и ее регионов, используя общенаучные методы исследования: аналогия и абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и сравнение. При разработке стратегии развития рынка органической продукции в России необходимо заложить основу для сбалансированного развития сектора с учетом ожидаемого национального и мирового производства и потребления. В статье авторы предлагают поддерживать развитие сектора органического производства по четырем основным стратегическим направлениям: 1) эффективные и устойчивые органические институты; 2) коммуникация и продвижение; 3) содействие инновациям; 4) благоприятная политическая обстановка. В результате исследования сделан вывод, что только согласованная политика, основанная на четкой стратегии, может дать толчок для быстрого развития органического сектора в России.


Выпуск № 3, Март 2017 г., рубрика "За рубежом"

Европейский рынок органических продуктов: современные тенденции

НАТАРОВ ДМИТРИЙ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА

Во всем мире, в том числе и в Европе, успешно развивается органическое сельское хозяйство. За последнее десятилетие в Европе более чем вдвое увеличилась площадь сельскохозяйственных земель, занятых под органическим производством. С такой же скоростью развивается европейский рынок органических продуктов питания, который является вторым по величине после США. Органическое сельское хозяйство, с одной стороны, востребовано как источник здорового экологически чистого продовольствия, а с другой - как модный тренд в современном образе жизни. Органические продукты, как источник для инвестиций, предоставляют огромные возможности для бизнеса фермеров, импортеров, переработчиков и розничных торговцев. В Европе вопреки стремительному росту объема рынка наблюдается значительный дисбаланс между текущими поставками экологически чистых продуктов и растущим спросом на органические продукты питания, поэтому если не удастся ликвидировать разрыв между органическим спросом и предложением, то растущий спрос будет удовлетворяться за счет импорта. Для России актуален опыт развития европейского органического сельского хозяйства и интересен рынок органических продуктов. Так как отечественный рынок органических продуктов находится в стадии становления, и спрос отечественных потребителей на органическую продукцию не сформировался в полной мере, то необходимо развивать экспортные поставки органических продуктов в Европу. Поддержка производителей органической продукции и государственное регулирование данного рынка принесут мультипликативный позитивный эффект для социально-экономического развития России.


Выпуск № 1, Январь 2017 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Потребительская кооперация на рынке органической сельскохозяйственной продукции россии

КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ГУМЕРОВ ВАДИМ, НАТАРОВ ДМИТРИЙ

В последние годы спрос на органическую сельскохозяйственную продукцию во всем мире постоянно растет, поэтому все больше стран и хозяйств, наряду с традиционными методами ведения хозяйства, стали использовать новейшие, современные технологии, применять только биологические и механические методы воздействия на землю и растения. Развитие органического сельского хозяйства в России стало насущной необходимостью по нескольким причинам, на которые указывают авторы в настоящей статье. Для обеспечения импортозамещения важно обеспечить доступ на рынок всем категориям хозяйств. Показана значимость развития кооперативов для мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Традиционный сельский уклад предполагает реализацию произведенной продукции на местных и региональных рынках, поэтому необходимо восстановить цепочку в товаропроводящей цепи «хозяйство населения (производитель) - потребительская кооперация Центросоюза - организации переработки, хранения и торговли - потребитель». Авторы считают, что формирование органического рынка в России может дать новый импульс развитию потребительской кооперации Центросоюза, так как на мировом рынке органическая продукция пользуется устойчивым спросом. Вхождение организаций потребительской кооперации на рынок органической продукции на стадии его становления - это возможность взаимопроникновения интересов потребительских обществ и малых хозяйствующих субъектов на селе.


Выпуск № 10, Октябрь 2015 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Значение потребительской кооперации для функционирования и развития социально-ориентированной рыночной экономики

ПЛИЕВ ЮРИЙ, ЗАВГОРОДНЕВА ОЛЬГА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА

Потребительская кооперация является важной частью социальной инфраструктуры села, использует свой экономический потенциал для выполнения социальной миссии. В системе потребительской кооперации еще недавно прослеживался сетевой признак: единый комплекс оптовой и розничной торговли, закупка и переработка сельскохозяйственных продуктов и сырья, вертикальная и горизонтальная хозяйственная интеграция, единство ценовой и ассортиментной политики. В последние годы ситуация изменилась. Торговля стала основным направлением деятельности. Потребительская кооперация остается крупным работодателем в сельской местности. Кроме традиционных видов деятельности кооператоры осваивают новые области по оказанию услуг населению: ремонт и пошив обуви, изготовление и ремонт мебели, услуги фотоателье, парикмахерских, искусственное осеменение скота, вспашка приусадебных участков и т.д.