ISSN 2070-0288

Гасанова Хатимат Набиевна (Gasanova H.)

Организация: ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник. ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства».


Выпуск № 12, Декабрь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Стратегия развития рынка продукции органического сельского хозяйства россии

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, СЕМЁНОВ АЛЕКСАНДР

В России органическое сельское хозяйство находит все больше сторонников, однако из-за более позднего развития рынка органической продукции страна отстает по производству и потреблению от многих стран мира. В России нет стратегии развития органического сельского хозяйства и рынков органической продукции. Так как отечественное органическое производство - молодой сектор экономики, то стратегическое планирование и управление рынками органических продуктов имеет важное значение как на уровне страны и регионов, так и на уровне отдельных организаций, решивших заняться производством органической продукции. Авторы суммировали взгляды отдельных ученых, занимающихся проблемами стратегического планирования, а также провели анализ отечественной законодательной базы, касающейся стратегий в различных сферах экономики России и ее регионов, используя общенаучные методы исследования: аналогия и абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и сравнение. При разработке стратегии развития рынка органической продукции в России необходимо заложить основу для сбалансированного развития сектора с учетом ожидаемого национального и мирового производства и потребления. В статье авторы предлагают поддерживать развитие сектора органического производства по четырем основным стратегическим направлениям: 1) эффективные и устойчивые органические институты; 2) коммуникация и продвижение; 3) содействие инновациям; 4) благоприятная политическая обстановка. В результате исследования сделан вывод, что только согласованная политика, основанная на четкой стратегии, может дать толчок для быстрого развития органического сектора в России.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Ценовая паритетность сельскохозяйственного производства в условиях политики импортозамещения

АЛПАТОВ АНТОН, ГАСАНОВА ХАТИМАТ

В работе произведена оценка эквивалентности межотраслевого обмена в агропромышленном комплексе и взаимодействующими с ним отраслями национальной экономики. Проведен анализ изменения объемов производства сельскохозяйственной техники в России с учетом изменения цен на технику и их соотношением на продукцию сельскохозяйственного производства. Дана оценка влияния ценообразования в топливно-энергетических отраслях на эффективность сельскохозяйственного производства, с учетом изменения ценовых пропорций в российском агропромышленном комплексе в условиях политики импортозамещения. Оценен уровень потребления электроэнергии и доля затрат на энергоресурсы в структуре материальных затрат в сельскохозяйственном производстве. На основе оценки соотношения изменений уровней цен на ресурсное обеспечение сельскохозяйственного производства и продукцию агробизнеса в России, сделаны предложения по снижению диспаритета цен и оптимизации межотраслевого обмена в отраслях агропромышленного комплекса России.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Оценка перспектив маркетинга органической продукции

СТАВЦЕВ АЛЕКСАНДР, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЛАНКИН АРТЕМ

Исследование посвящено состоянию маркетинга органической аграрной продукции. Исследуемый производственный сегмент продовольственного рынка остро нуждается в теоретических, методологических и практических научных разработках, и рекомендациях. В первую очередь это обусловлено специфическими отраслевыми особенностями данной системы ведения сельского хозяйства, ориентированной на восстановление и соблюдение экологического равновесия при условии доходности производства. В работе дана маркетинговая оценка структуры производства и потребительского спроса на мировом и отечественном рынке органической аграрной продукции. В частности, определены основные предпосылки лидерства в данной отрасли таких стран как Австралия, Китай, Аргентина и США. В разрезе стран производителей выявлены наиболее динамично развивающиеся направления органической аграрной продукции. Проведённый анализ тенденций современного рынка органической аграрной продукции позволяет утверждать, что наиболее развитыми сегментами рынка являются плодоовощная продукция, а также молоко и продукты его переработки. Сформулированы основные проблемы развития органического сельского хозяйства в России и предложены способы их решения. Наиболее перспективными направлениями являются исследования по применению передовых инновационных экологически ориентированных технологий в сочетании с опытом классического аграрного производства.


Выпуск № 7, Июль 2014 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Производство биогаза и решение экологических проблем апк

ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЮДИН ЕВГЕНИЙ, ЮДИНА ТАТЬЯНА, СТЕФАНОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ

Несмотря на значительные ресурсы традиционного углеводородного сырья, в России целесообразно развивать и альтернативную энергетику. В статье представлены основные направления использования биогазовых установок. Авторами выполнен расчет эффективности использования биогазовой установки на животноводческой ферме с поголовьем в 2400 голов крупного рогатого скота и на свинокомплексе с поголовьем в 10000 голов свиней. Приведенный анализ свидетельствует об эффективности использования биогазовых установок в животноводстве. При этом величина экономической эффективности реализации проектов использования биогазовых установок выше на животноводческих комплексах, располагающих большим количеством органических отходов. Сделан вывод, что использование биогазовых установок в животноводстве целесообразно с точки зрения экономической и экологической эффективности


Выпуск № 6, Июнь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Государственные интервенции как форма маркетингового регулирования рынка зерна

АВАРСКИЙ НАБИ, ПРОЛЫГИНА НИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ФЕДЮШИН ДМИТРИЙ

К основным инструментам государственного регулирования рынка зерна относятся закупочные и товарные интервенции и залоговые операции. Стабилизационный механизм зернового рынка находится в процессе развития. Угрозу продовольственной безопасности для государства создают как недостаток зерна на рынке, так и его перепроизводство по отношению к внутреннему потреблению, которое в последние годы сложилось на уровне около 80 млн.т. В статье рассмотрены современные проблемы регулирования рынка зерна посредством проведения государственных закупочных и товарных интервенций и их роль в повышении конкурентоспособности производства зерна, а также зарубежный опыт. Возникшие противоречия и недостатки, по мнению авторов, неизбежны. Однако потери от них можно уменьшить, если своевременно принять рекомендуемые меры.