ISSN 2070-0288

Пролыгина Нина Алексеевна (Prolygina N.)

Организация: ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства».


Выпуск № 2, Февраль 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Тенденции и проблемы развития рынка подсолнечника и подсолнечного масла в российской федерации

ОСИПОВ АНДРЕЙ, ПРОЛЫГИНА НИНА, СИЛКО ЕЛЕНА

В статье рассматривается рынок подсолнечника и подсолнечного масла, как составная часть рынка масложировой продукции. Анализируется состояние производства маслосемян подсолнечника и подсолнечного масла в России и в мире, а также их среднегодовые цены. Основными производителями подсолнечника являются сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства. В основных регионах производства подсолнечника насыщенность им посевов превышает все агрономические нормы, что ведет к нарушению севооборотов и заражению самого подсолнечника. Во всех регионах наблюдаются диспропорции между сырьевой базой и наличием мощностей по переработке. Повышенная конкуренция между перерабатывающими предприятиями за сырье и резкий рост цен на подсолнечник на рынке маслосемян, рост потребительских цен и рост экспортных цен в рублевом эквиваленте на рынке подсолнечного масла привели к ухудшению положения переработчиков, которые оказались в ценовых ножницах и работают на грани минимальной рентабельности. Поставлен вопрос о конкурентоспособности отечественного подсолнечного масла на мировом рынке при устойчивом росте затрат на производство 1 т подсолнечника в стране. Сложившаяся на рынке ситуация обострила проблемы выбора направлений государственной поддержки отдельных сфер масложирового подкомплекса, участников и этапов его товародвижения, включая экспорт.


Выпуск № 10, Октябрь 2016 г., рубрика "За рубежом"

Развитие рынка масложировой продукции в странах еаэс

ОСИПОВ АНДРЕЙ, ПРОЛЫГИНА НИНА, ЛАНКИН АРТЕМ, СИЛКО ЕЛЕНА, НОВОСЕЛОВ МАКСИМ

В статье представлены основные аспекты формирования единого рынка масложировой продукции в рамках государств ЕАЭС для обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала каждой страны, оптимизации объемов производства продукции, удовлетворения общих внутренних потребностей в ней и наращивания экспортного потенциала. В статье представлен анализ фактического состояния рынка масложировой продукции в каждой стране-участнице и в целом по странам ЕАЭС, выявлены его преимущества и проблемы. Среди стран ЕАЭС основное производство масличных культур приходится на Российскую Федерацию. В расчете на душу населения производство растительного масла 2014г. составило в среднем по ЕАЭС 30,1 кг при общем потреблении 22,3 кг. Все страны-участницы ЕАЭС прогнозируют дальнейшее наращивание производства масличных культур и растительного масла и выход с ними на мировой рынок, чему способствует благоприятная складывающаяся и прогнозируемая его конъюнктура. При достигнутом количественном уровне коллективной безопасности по растительному маслу прирост его производства и производства семян масличных культур может использоваться на повышение объемов внутреннего потребления и на экспорт. Расширению рынков сбыта будет способствовать налаживание отношения ЕАЭС с другими интеграционными формированиями (странами ШОС, АСЕАН), создание зон свободной торговли со странами, не входящими в ВТО (Иран, Вьетнам), сотрудничество в рамках стран-БРИКС. По всем этим направлениям должна строиться и государственная поддержка участников рынка масложировой продукции на наднациональном уровне из общего фонда. Вся деятельность государственных дипломатических торговых представительств за рубежом должна переориентироваться с деятельности по привлечению импорта продукции на деятельность по привлечению технологий и поиску рынков сбыта масложировой продукции.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Маркетинг продукции масложирового подкомплекса в условиях интеграционных процессов

ОСИПОВ АНДРЕЙ, ПРОЛЫГИНА НИНА, СИЛКО ЕЛЕНА

В статье рассматривается состояние рынка масличных культур, структура производства растительных масел, экспорт и импорт. Анализируется состояние производства масличных культур, тенденции развития отраслей масложирового подкомплекса. Изменения в объемах и структуре производства маслосемян были обусловлены возрастающим спросом на них и получением максимальной прибыли от их реализации. До 85,3‰ потребности в растительных маслах при душевом потреблении 13,8 кг удовлетворяется за счет собственного производства. Переориентации товарных потоков маслосемян на внешний рынок способствовало появление на отечественном рынке крупных оптово-торговых структур и транснациональной американской компании «Каргилл», формирование крупных отечественных агропромышленных холдингов. Для развития производства конкурентных видов масложировой продукции имеются огромные потенциальные возможности за счет вовлечения в оборот выведенных и неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, освоения новых земель в более северных и восточных районах возможен двукратный прирост их площади к уровню 2014г. При этом меняется структура посевов масличных культур за счет снижения доли подсолнечника (с 61,7‰ до 29,3‰), сохранения на уровне 17,0‰ доли сои, доведение до такого же уровня рапса и существенного увеличения доли рыжика, горчицы и льна-кудряша. Для устойчивого и пропорционального функционирования масложирового подкомплекса важны вопросы планирования, прогнозирования и координации деятельности всех его участников.


Выпуск № 6, Июнь 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Государственные интервенции как форма маркетингового регулирования рынка зерна

АВАРСКИЙ НАБИ, ПРОЛЫГИНА НИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ФЕДЮШИН ДМИТРИЙ

К основным инструментам государственного регулирования рынка зерна относятся закупочные и товарные интервенции и залоговые операции. Стабилизационный механизм зернового рынка находится в процессе развития. Угрозу продовольственной безопасности для государства создают как недостаток зерна на рынке, так и его перепроизводство по отношению к внутреннему потреблению, которое в последние годы сложилось на уровне около 80 млн.т. В статье рассмотрены современные проблемы регулирования рынка зерна посредством проведения государственных закупочных и товарных интервенций и их роль в повышении конкурентоспособности производства зерна, а также зарубежный опыт. Возникшие противоречия и недостатки, по мнению авторов, неизбежны. Однако потери от них можно уменьшить, если своевременно принять рекомендуемые меры.