ISSN 2070-0288

Семкин Александр Григорьевич (Semkin A.)

Организация: ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: доктор экономических наук, заведующий сектором совершенствования систем управления в АПК, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» Тел.: 8(495) 956-27-68


Выпуск № 5, Май 2017 г., рубрика "За рубежом"

Рынок зерна в евросоюзе в 2016/17 маркетинговом году и его прогноз на период до 2022 года

БЫКОВ ГЕННАДИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР, НОВОСЕЛОВ МАКСИМ

Цель работы - проанализировать состояние рынка зерна в Евросоюзе, перспективы его развития, оценить риски реальности прогноза. В статье отражены современное состояние производства и реализации зерна в Евросоюзе, ожидаемый урожай и рынок зерновых в 2016/17 маркетинговом году. Приведены прогнозные балансы производства, внутреннего использования и экспортно-импортные потенциалы зерна колосовых культур, в том числе пшеницы. Еврокомиссией прогнозируется производство зерна в ЕС довести до 309,0 млн т., рост средней урожайности зерна ожидается медленным - около 0,9‰ в год. Спрос на зерно в европейских странах будет расти за счет увеличения потребности в зерне предприятий пищевой промышленности и комбикормовых заводов. Потребление зерна в ЕС к 2022г. может достигнуть 299,0 млн т. Отмечены основные риски в ЕС, которые могут отрицательно повлиять на достижение прогнозируемых показателей: участившиеся аномальные погодные условия, кризисные явления в экономике ЕС, нестабильная политическая ситуация, возрастающая конкуренция на мировом рынке зерна, децентрализованные мотивы ряда стран, забастовки фермеров, массовый миграционный бум.


Выпуск № 4, Апрель 2017 г., рубрика "Кадровое обеспечение"

Механизм развития кадрового потенциала в системе апк

СЕМКИН АЛЕКСАНДР

В науке и практике управления кадровому обеспечению АПК уделяется постоянное внимание, но за последний двадцатипятилетний период оно серьезно ослаблено, несмотря на возрастающую актуальность. Цель исследования - совершенствование и развитие организационно-экономического механизма кадрового обеспечения системы управления АПК. Наиболее актуальной и первоочередной задачей является разработка новых или изменение существующих нормативных актов по государственному управлению в сфере кадрового потенциала, разграничения компетенции между различными уровнями управления и др. Механизм развития кадрового потенциала и система обеспечения АПК кадрами управления на всех иерархических уровнях должны рассматриваться как органическое единство взаимосвязанных подсистем, исходя из факторов, определяющих уровень обеспеченности АПК кадрами управления всех направлений. В связи с этим, систему обеспечения АПК кадрами управления следует определять как сложную, многоуровневую социально- экономическую структуру, включающую подсистемы: воспроизводства; распределения; обмена; использования кадров управления; а также управляющую кадровую подсистему, предназначенную для оценки, регулирования и повышения эффективности их деятельности.


Выпуск № 5, Май 2016 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Роль общественных объединений в управлении сельскими территориями

БАКЛАЖЕНКО ГЕННАДИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР

В статье проанализированы проблемы развития сельских территорий. Сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим, историко-культурным и иным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое их развитие, достойный уровень жизни сельского населения и положительную динамику производства сельхозпродукции. В соответствии с законами РФ сельские жители (граждане) на своей территории могут осуществлять местное самоуправление по трем направлениям: в форме местного самоуправления по вопросам местного значения, в форме некоммерческих организаций и в форме общественных объединений. Непосредственно сельскохозяйственный производитель должен стать субъектом управления сельскими территориями. Неразвитость целевых проектов, направленных на привлечение жителей к развитию сельских территорий, отсутствие финансирования - главные факторы, сдерживающие их развитие. Сельское население должно иметь право получать средства для участия в управлении из федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Проблему эффективного управления развитием сельских территорий можно решать по ряду направлений, связанных как с развитием экономики, формированием социальной инфраструктуры, так и с миграционным движением населения.


Выпуск № 12, Декабрь 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Модель системы управления апк на мезоуровне

СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Изменение социально-политических условий обуславливает необходимость разработки новых подходов и моделей управления АПК на мезоуровне. На мезоуровне осуществляются процессы модернизации управления, эффективного распределения функций и полномочий, а также качественное кадровое обеспечение в системе управления АПК. Региональными органами во многом потеряна управляемость экономическими процессами в связи с исчезновением ряда функций регулирования аграрной экономикой, административные рычаги воздействия ограничены, отсутствуют конкретные шаги по организации управленческого труда в кризисный период. Система управления АПК на среднесрочную и долгосрочную перспективу должна быть направлена на инновационно-инвестиционный путь развития. Необходимо предусмотреть построение вертикали государственного и хозяйственно-экономического управления в АПК. Основными задачами системы управления АПК на мезоуровне в краткосрочном периоде являются: обеспечение научно-технического прогресса; проведение аграрных и земельных преобразований; руководство федеральной собственностью; усиление государственного участия в сфере АПК.


Выпуск № 7, Июль 2015 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Формирование моделей управления региональным апк и сельскими территориями

БАКЛАЖЕНКО ГЕННАДИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Современные проблемы управления региональной экономикой исследованы недостаточно. В статье рассмотрено одно из направлений развития управления АПК - моделирования системы управления агропромышленным комплексом в регионе. Для этого предлагается организационная модель управления регионом, созданная на базе трансформации отраслевых функций управления от сельскохозяйственных предприятий по вертикали до регионального уровня, с учетом которой формируются органы и структуры управления по уровням иерархии. Расчленение каждой функции на работы позволяет обосновать резервы совершенствования системы управления. Модель позволяет оптимизировать государственные и хозяйственные функции управления и повысить эффективность производства и сельской местности. Направленный динамичный процесс развития экономических отношений в АПК, по мнению экспертов, следует реформировать каждые пять лет. Для этого следует создать постоянно действующую рабочую группу.