ISSN 2070-0288

Эпштейн Давид Беркович (Epstein D.B.)

Организация: ФГБНУ «Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства»

Другие сведения: доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства». Тел.: +7-812-470-4374, +7-921-766-9226


Выпуск № 12, Декабрь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Экономические итоги 2014-2016 годов и необходимая стратегия для роста

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В статье представлены итоги экономического развития России за 2014-2016 годы, показано, что снижение ВВП и объемов производства, хотя и замедлилось, но все еще продолжается. Сокращаются инвестиции и розничный товарооборот, что способствует продолжению кризиса. Снижение темпов экономического развития наблюдается с 2010 года. Позитивную динамику показывает сельское хозяйство, а также некоторые другие отрасли. Падение российской экономики происходит на фоне существенного роста мировой экономики. Доказывается, что причины негативного развития не в экономических санкциях США и ЕС и не в снижении цен на нефть, а в ошибочной экономической стратегии. Ошибочным является недостаточное инвестирование государства в инфраструктуру, в перспективные отрасли и реструктуризацию экономики, в развитие образования и науки, политика Центробанка, не обеспечивающая необходимый приток средств в экономику. Усугубили ситуацию отказ от регулирования валютного курса и подъем ключевой ставки в декабре 2014 года, сделавший кредиты практически недоступными для бизнеса на длительный период. В то же время, в тех отраслях, где правительство осуществляет минимально-необходимую поддержку, как например, в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении, имеет место устойчивая положительная динамика. Причины ошибочной экономической стратегии автор связывает с интересами и лоббизмом отраслей, экспортирующих ресурсы. Правительство ошибочно связывает надежды на выход из кризиса лишь с увеличением цены на нефть, а не с изменением стратегии. Для преодоления негативного развития необходимо реформировать экономическую политику в соответствии с рекомендациями науки.


Выпуск № 9, Сентябрь 2016 г., рубрика "Исторические очерки"

Была ли альтернатива сталинской коллективизации?

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В статье сделана попытка оценить последствия сталинского этапа развития страны: являлась ли коллективизация невиданным позитивным социальным преобразованием или отрицательным этапом истории, была ли насильственная коллективизация, сопровождаемая колоссальными жертвами населения страны, необходимой и безальтернативной с точки зрения проведения последующей индустриализации. Исследование истории вопроса показало, что основной причиной форсирования коллективизации по сравнению с решениями XV съезда ВКП(б) явилась неспособность сталинского руководства иными способами обеспечить регулярные государственные закупки зерна в необходимых объемах. Приведенные данные о валовом сборе и государственных закупках зерна в 1921-1937 годах подтверждают, что коллективизация обеспечила ускоренное получение товарного зерна государством на 10-11 млн тонн с последующим небольшим ростом производства. На длительный период был решен вопрос о создании гарантированного продовольственного фонда и ресурсов для экспорта. Потери населения в этот период составили по разным оценкам от 10 до 20 млн чел. Сделан вывод, что и без форсирования коллективизации, на основе предложенного В.И.Лениным постепенного и добровольного кооперирования крестьянства сохранялась возможность быстрого наращивания производства и государственных заготовок зерна, а тем самым и ускоренного развития государственной промышленности. При этом в связи с меньшими затратами на капвложения для вновь созданных колхозов не пришлось бы сокращать объемы капитальных вложений в тяжелую и оборонную промышленность. Характер мышления и крайне идеологизированный подход к решению хозяйственно-политических задач руководства страны того периода воспрепятствовал этому.


Выпуск № 6, Июнь 2016 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Стратегические приоритеты перехода к инновационной экономике в условиях заниженного курса рубля

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В статье рассматриваются долгосрочные приоритеты экономического развития России и, в частности, агропромышленного комплекса, которые возникли в связи с изменившейся геополитической ситуацией и обусловлены необходимостью перехода к инновационной экономике на основе новой индустриализации в условиях пониженного в результате «голландской болезни» курса рубля. Выявлена необходимость исходить из двух долгосрочных приоритетов. Первый приоритет состоит в обеспечении стабильной и постоянной продовольственной независимости и безопасности. Второй приоритет состоит в освобождении от иностранной зависимости в широком круге отраслей машиностроения, обеспечивающих обороноспособность страны на самом современном уровне и в необходимых масштабах. Стратегическая задача является двуединой - наращивание инновационного производства традиционных видов продукции (продовольствия, в первую очередь) с инновационным производством средств инновационного производства. Формулируются требования к изменению системы институтов развития и управления экономикой, в том числе, экономикой агропромышленного комплекса, в условиях пониженного курса рубля. Центральное место в осуществлении указанных реформ и в развитии инновационной экономики в целом принадлежит науке. От праволиберальной парадигмы необходимо отказаться, демонстративно объявив переход от преимущественно праволиберальной экономической политики, делающей упор лишь на совершенствовании институтов, т.е. «правил игры», к активной социально ориентированной политике экономического роста и развития на новой технологической базе.


Выпуск № 1, Январь 2016 г., рубрика "Исторические очерки"

Была ли продажа техники колхозам разорительна для них?

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Статья посвящена вопросу о том, разорила ли колхозы продажа им техники с 1958 года, как нередко утверждается в литературе. До 1958 года тракторные и другие сельскохозяйственные работы выполняли государственные машинно-тракторные станции. МТС были определенным орудием проведения политики государства по отношению к крестьянству, они делали его полностью зависимым от государства, а натуральные поставки продукции за выполненные МТС работы представляли собой в тот период гарантии получения определенных объемов продовольствия в государственные фонды по низким ценам. В 1952 году В.Г.Венжер в письмах И.В.Сталину высказал предложение продать технику колхозам. Они исходили из того, что колхозы - это самостоятельные кооперативы, которые уже обладают определенной собственностью на средства производства (мелкий инвентарь, скот, материальные оборотные средства) и экономически в состоянии приобретать и технику, освободив государство от этих капиталовложений. И.В.Сталин раскритиковал это предложение, утверждая, что его осуществление приведет к разорению колхозов. Эта продажа была осуществлена по инициативе Н.С.Хрущева, так как, начиная с середины 1953 года, государство взяло курс на укрепление материальной и экономической базы колхозов, повышение закупочных цен, увеличение доходов колхозников и развитие других форм государственной поддержки сельского хозяйства. Анализ имеющихся статистических данных показывает, что в деятельности хозяйств за период 1958-1965 годов не наблюдалось признаков нарушения финансово-хозяйственной деятельности, а стоимость передаваемых средств составляла сравнительно небольшую величину по отношению к сумме основных средств колхозов, годовому объему выручки и капиталовложений. Нельзя утверждать, что колхозы не могли своевременно выкупить трактора и другую технику. Сравнение динамики числа тракторов в сельском хозяйстве различных республик СССР за период с 1953 по 1960 годы показывает, что самые низкие темпы роста числа тракторов в сельском хозяйстве были не в Украинской или Казахской СССР, а в РСФСР. Разорение колхозов оказывается сталинистским мифом.


Выпуск № 11, Ноябрь 2015 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием"

Динамика объемов господдержки сельского хозяйства

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Автор рассматривает показатели, характеризующие величину государственной поддержки сельского хозяйства в их динамике и относительных величинах, что позволило выявить некоторые закономерности, в определенной степени противоречащие декларациям правительства о всемерной поддержке отечественного сельского хозяйства. Результаты исследования позволили выявить явно выраженную тенденцию относительного и нередко абсолютного уменьшения государственной бюджетной поддержки сельского хозяйства на фоне роста возможностей бюджета и слов о важности сельского хозяйства, необходимости импортозамещения и т.п., а, с другой стороны, достаточно успешные показатели валового роста сельскохозяйственной продукции. Тем самым сельскохозяйственные производители вновь косвенно помогают другим отраслям народного хозяйства, способствуя высвобождению средств бюджета. Одна из причин ошибочности политики относительного сокращения государственной поддержки сельского хозяйства - отказ от изучения и разработки научных рекомендаций по экономической политике, отсутствие данной тематики в фундаментальных исследованиях РАН.


Выпуск № 2, Февраль 2015 г., рубрика "Экономический комментарий"

Какая экономическая политика решает проблемы сельского хозяйства?

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Для развития конкурентоспособного сельского хозяйства и устойчивой продовольственной независимости России необходимы конкурентоспособная отечественная техника, отечественные инновации, отечественные конкурентоспособные проекты автоматизированного производства, автоматизированные системы управления сельскохозяйственным производством и т.д. Все это упирается в решение задачи новой индустриализации, которая позволила бы воссоздать отечественное производство средств производства на инновационной основе. Автором предложены меры, позволяющие реально перейти к новой индустриализации, такие как 1) отказ от праволиберальной парадигмы, 2) переход к активной социально-ориентированной политике экономического роста и развития на новой технологической базе с заменой ключевых фигур правительства и др. Особое место среди мер занимает поддержание такого курса рубля, который сохраняет конкурентоспособность российской экономики.


Выпуск № 7, Июль 2014 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Проблемы сельского хозяйства и пути их решения (по материалам совещания в ставрополе 18 июня 2014 года)

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В статье анализируются основные проблемы сельского хозяйства и ход их обсуждения на совещании в Ставрополе. Автор рассматривает причины низкой рентабельности отрасли, которая в целом имеет явную тенденцию снижения, что подтверждается расчетами линейного и квадратичного приближения. Автор предлагает ряд мер для решения основных выявленных проблем отрасли: адекватное, отвечающее соотношению темпов инфляции в России и развитых странах, снижение курса рубля; некоторое повышение таможенных тарифов на импортные продукты, которые особенно негативно сказываются на отечественном производстве, снижая их на те товарные группы, где еще есть резерв конкуренции; нетарифные меры - ужесточение контроля качества импорта, усиление контроля над качеством внутренней продукции; переход к более жесткому регулированию тарифов на услуги естественных монополий; доплаты к рыночным ценам на зерно производителям при перепроизводстве и снижении цен; обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитными средствами под ставку 2-3‰.


Выпуск № 1, Январь 2014 г., рубрика "Статистический обзор"

Итоги 2013 года для российской экономики и сельского хозяйства

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Автор анализирует состояние экономики России и сельского хозяйства в 2013 году. В ходе анализа выявлены как положительные (рост зарплаты, доходов населения, розничного товарооборота, приемлемый уровень безработицы, рост производства зерна, мяса свиней и птицы), так и отрицательные тенденции (сокращение экспорта, прибыли, рост цен, инфляция, дороговизна кредитов). Автор делает вывод, что основная причина негативных тенденций - слабость государственной экономической политики. Требуется ее изменение, а именно, более решительная поддержка инвестиций, реального сектора, отказ от рыночного фундаментализма.


Выпуск № 7, Июль 2013 г., рубрика "Проблемы агроэкономических исследований"

Инновационному развитию сельского хозяйства — долгосрочную стратегию

ЭПШТЕЙН ДАВИД

В сельском хозяйстве Российской Федерации за время реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» отмечен рост производительности труда и снижения удельных затрат ресурсов на агропродукцию, что свидетельствует об инновационном развитии. Однако модернизация агропроизводства осуществляется преимущественно на основе импортируемых техники и технологий, а также генетического материала. В рамках системного видения инновационного процесса предложены мероприятия по ускорению инновационного развития, в том числе за счет роста отечественных инноваций.


Выпуск № 2, Февраль 2012 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Необходима доработка госпрограммы

ЭПШТЕЙН ДАВИД

Дана оценка проекта Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". Отмечена необходимость более основательной проработки проблем зернового хозяйства, производства мяса крупного рогатого скота и молока, комплекса экономических показателей (издержки производства, рентабельность), корректировки перспектив агропроизводства в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО). Предложены конкретные направления совершенствования отдельных подпрограмм.


Выпуск № 9, Сентябрь 2011 г., рубрика "Госпрограмма - пятилетка созидания"

Рентабельность агропредприятий россии после вступления в вто

ЭПШТЕЙН ДАВИД

На основе простой цифровой модели рассмотрены возможные последствия вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сделан вывод, что при сложившемся уровне субсидирования рентабельность сельскохозяйственных организаций снизится. Приведены параметры государственных субсидий, необходимых для сохранения в перспективе нынешнего уровня и достижения требуемых для обеспечения расширенного воспроизводства 30‰ рентабельности.