ISSN 2070-0288

Добросоцкий Виктор Иванович (Dobrosotsky V.I.)

Организация: ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России»

Другие сведения: доктор экономических наук, профессор, кафедра государственного управления и права, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России», Москва, Россия, E-mail: v.i.dobrosotskij@inno.mgimo.ru


Выпуск № 2, Февраль 2018 г., рубрика "Социальные проблемы сельских территорий"

Региональная политика развития человеческого капитала на сельских территориях

ДОБРОСОЦКИЙ ВИКТОР

Рассмотрен новый концептуальный подход к формированию человеческого капитала в сельской местности. Подход к человеческому развитию как возможности для всех и каждого требует реформ глобального управления этим процессом на всех уровнях. При этом основной упор акцентируется не на развитии экономического богатства, а на богатстве человеческих жизней. Рассмотрено понятие социального прогресса и представлен индекс стран мира, исходя из этого показателя. Промахи в развитии социальной системы поддержки человеческого развития на селе несут большие риски не только для экономики страны, но и для её продовольственной безопасности. Изучены и раскрыты важнейшие компоненты качества жизни сельского населения. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 и 2016 годов демонстрируют неэффективность государственной политики по закреплению молодежи для работы в сельской местности. Социологические опросы демонстрируют парадоксальное различие социального самочувствия жителей столицы и провинциального населения. Сделан вывод о наличии асимметрии в стандартах жизни сельского населения на территории России, сокращении трудоспособного населения, что влияет на качество человеческого капитала. Приведен комплекс мер для развития человеческого капитала на сельских территориях. Среди основных задач выделены: обеспечение жителей села новой современной системой образования; формирование культурной среды; инновационная интеграция городов региона и сельских поселений. Региональные власти имеют возможность запускать локомотивные проекты, которые в большей степени базируются на организационно-управленческих решениях и синергетических эффектах от объединения различных экономических субъектов в единую организационную, экономическую модель.