ISSN 2070-0288

Клишина Юлия Евгеньевна (Klishina Yu.E.)

Организация: ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»

Другие сведения: кандидвт экономических наук, доцент, кафедра финансов, кредита и страхового дела, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь, Россия. E-mail: yuliyaklishina@mail.ru, Тел.: 8-(918)787-68-12


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Страхование сельскохозяйственных рисков как фактор привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики

КЛИШИНА ЮЛИЯ, УГЛИЦКИХ ОЛЬГА

Страхование сельскохозяйственных рисков представляет собой важнейший инструмент финансовой защиты и стабильного развития агропромышленного комплекса, что определяет актуальность исследования. Аграрное производство в России ежегодно сталкивается с многомиллиардными потерями. Ущерб, наносимый природными катаклизмами, не просто останавливает развитие, а ставит на грань выживания сельхозтоваропроизводителей. И это касается не только мелких и средних хозяйств, но и крупных агрохолдингов, обладающих более широкими финансовыми и технологическими возможностями. Развитие аграрного сектора экономики невозможно без внедрения новых, порой дорогостоящих технологий, сортов и гибридов растений, современной сельскохозяйственной техники. Однако средства, которые можно направить на развитие, сгорают вместе с погибшим от природных катаклизмов урожаем. Одним из возможных инструментов снижения такого рода убытков аграрного производства является страхование. В статье аргументирована необходимость использования сельскохозяйственного страхования в качестве инструмента привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс. С 2012 года в России действует система страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, при которой предоставляются субсидии и средства федерального и краевого или областного бюджетов. Таким образом, система агрострахования с господдержкой в России действует уже седьмой год. Принятию закона №260-ФЗ предшествовала засуха 2010 года, в результате которой пострадало более сорока регионов страны, а ущерб превысил 48 млрд рублей. С 2017 года изменился порядок планирования показателей субсидий на агрострахование в связи с переходом к «единой субсидии». Охарактеризованы не только текущие проблемы агрострахования, связанные с изменением порядка субсидирования в 2017 году, но и концептуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере господдержки агрострахования. Сформулированы выводы о противоречивости системы российского агрострахования и необходимости его совершенствования, предложены методы по улучшению условий функционирования агрострахового рынка и стимулирования привлечения инвестиций в сельское хозяйство.


Выпуск № 6, Июнь 2018 г., рубрика "Программно-целевое управление развитием агропроизводства"

Сельскохозяйственное страхование с господдержкой: первые итоги перехода на принцип единой бюджетной субсидии

ДОРОНИН БОРИС, КЛИШИНА ЮЛИЯ, УГЛИЦКИХ ОЛЬГА

Опыт становления агрострахования в России свидетельствует о том, что оно не может эффективно развиваться без достаточной поддержки государства. Правительство стремится создать такие условия, чтобы при минимальных затратах осуществлялась стабильная работа агропромышленного комплекса страны. В связи с этим государственная поддержка страхования нацелена на преодоление недостатков и ограничений, которые мешают агрострахованию добиться необходимого уровня развития в рыночных условиях. Господдержка должна помочь достичь удешевления стоимости агрострахования для сельхозтоваропроизводителей с помощью механизма субсидирования, а также включить государственные службы в работу по консультационной и методологической помощи страховым компаниям. В статье показаны недостатки сложившейся системы агрострахования в России. В рамках «единой субсидии» были изменены основные принципы предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам. Представлены отрицательная динамика по количеству заключенных договоров страхования сельскохозяйственных рисков. Проанализирована роль регионов-лидеров в сфере агрострахования и изменение их позиций в связи с введением «единой субсидии». Сделан вывод о необходимости совершенствования системы российского агрострахования с государственной поддержкой, а также предложены методы по улучшению условий функционирования данного рынка и привлечения сельхозтоваропроизводителей в сферу страхования.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Развитие агрострахования в россии: реалии и перспективы

КЛИШИНА ЮЛИЯ, УГЛИЦКИХ ОЛЬГА

Проблема финансовой защиты своих имущественных интересов остро стоит перед сельхозтоваропроизводителями в силу высокой зависимости аграрного производства от стихийных сил природы. Одним из наиболее эффективных инструментов защиты и управления рисками в сельскохозяйственном производстве выступает агрострахование, или сельскохозяйственное страхование, которое обеспечивает стабильные условия производственно-хозяйственной деятельности независимо от влияния различных факторов как природно-климатического, так и биологического характера. На эффективность страховой защиты оказывают влияние уровень развития экономики страны в целом и системы страхования сельскохозяйственных рисков в частности. Сельскохозяйственное страхование способствует восстановлению и развитию производительных сил при возникающих технических и экономических проблемах, сокращает непредвиденные расходы государства, снижает действие инфляционного фактора, оптимизирует соотношение спроса и предложения. В мировой практике агрострахование - неотъемлемый атрибут успешного функционирования финансовой основы сельскохозяйственной отрасли. В то же время, практическая задача организации агрострахования сопряжена с рядом сложностей, без преодоления которых ее решение невозможно вне зависимости от формы организации и формы собственности организаций, предоставляющих страховую услугу. В статье рассматриваются динамика и проблемы развития рынка сельхозстрахования, осуществляемого с господдержкой, как важнейшего условия устойчивого развития аграрной сферы экономики России. Представлены проблемы сельскохозяйственного страхования, возникшие в результате включения государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в сфере агрострахования в состав «единой региональной субсидии». Проведен анализ обозначенного круга проблем, определены направления совершенствования системы государственной поддержки при страховании сельхозрисков, требующие первоочередного внимания со стороны органов власти.


Выпуск № 8, Август 2017 г., рубрика "За рубежом"

Международный опыт страхования сельскохозяйственных рисков: перспективы для россии

КЛИШИНА ЮЛИЯ, УГЛИЦКИХ ОЛЬГА

Аграрное производство ежегодно несет большие убытки от рискованных событий. Экономический ущерб, наносимый сельскохозяйственным организациям, может быть, не только сопоставим с финансовыми результатами их деятельности, но и превышать их в несколько раз. Мировая практика показывает, что страхование является одним из наиболее эффективных инструментов снижения финансовых потерь в результате отрицательного воздействия на сельскохозяйственное производство различных неблагоприятных факторов. Страхование аграрных рисков для России является относительно новым явлением. Его становление в нашей стране претерпевает изменения методологического, организационно-правового, экономического и финансового характера. В статье анализируется зарубежный опыт организации системы агрострахования, выявлены положительные и отрицательные стороны применяемых за рубежом моделей страхования сельскохозяйственных рисков, рассмотрены возможности применения зарубежного опыта в России. Обосновывается актуальность использования инновационных моделей управления в системе агрострахования, а также необходимость комплексной проработки системы мер государственной поддержки и защиты сельхозпроизводителей от различных климатических рисков, подчеркивается, что данные мероприятия приведут к созданию устойчивой системы функционирования бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства. Сделан вывод о том, что сельское хозяйство - отрасль, наиболее подверженная влиянию чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут нанести ущерб не только отдельным хозяйствам, но и продовольственной безопасности всей страны. При этом необходимы дальнейшие действия по развитию единого стратегического планирования системы агрострахования, отвечающей масштабным задачам всего агропромышленного комплекса страны.