ISSN 2070-0288

Улезько Андрей Валерьевич (Ulezko A.V.)

Организация: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I»

Другие сведения: доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного обеспечения и моделирования агроэкономических систем федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I», г.Воронеж, Россия, Тел.: +7 (473) 253-75-63 (доб. 1132) E-mail: arle187@rambler.ru


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Потенциал развития скотоводства: сущность и специфика формирования

РЯБОВА ЕВГЕНИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ

Цель исследования заключается в раскрытии сущности категории «потенциал развития скотоводства» и описания специфики процессов его формирования. Скотоводство, как отрасль сельского хозяйства, испытывает определенные сложности развития. Специфика формирования потенциала развития скотоводства определяется особенностями организации воспроизводства стада и кормовой базы отрасли, существенными различиями в уровне эффективности производства различных видов продукции скотоводства, дифференциацией регионов и хозяйствующих субъектов по условиям развития скотоводства, неоднородностью потенциалов развития скотоводства хозяйствующих субъектов различных категорий. Сложившиеся условия функционирования не стимулируют массового развития скотоводства с учетом его социальной значимости и роли в обеспечении полноценного питания населения и продовольственной безопасности страны.


Выпуск № 1, Январь 2018 г., рубрика "Статистический обзор"

О доступности и достоверности информации, используемой для управления региональным агропродовольственным комплексом

УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ, КОВАЛЕНКО ЮЛИЯ, ТОЛСТЫХ АЛЕКСАНДР

Управление по своей сущности является информационным процессом, предполагающим обоснование и принятие управленческих решений на основе обработки информации, характеризующей состояние и тенденции развития управляемой подсистемы и внешней среды ее функционирования. На региональном уровне управления внутренняя информация формируется на основе бухгалтерской и статистической отчетности хозяйствующих субъектов различной категорий и информации, формируемой региональными органами статистики на основании статистических наблюдений. Основными источниками внешней информации на всех уровнях управления агропродовольственным комплексом, как правило, являются информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики. Официальную статистическую информацию, размещаемую на сайтах статистических органов, можно рассматривать в разрезе двух групп: статистических материалов, создаваемых в форме электронных документов, и структурированных данных. Действующая информационная система Федеральной службы государственной статистики пока так и не решила проблемы, связанные с наличием, так называемых, «белых пятен» (зон хозяйственной деятельности, не отражаемых в статистическом учете); расхождением статистических данных и данных бухгалтерского учета по сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам; сомнительностью некоторых данных, отражающих деятельность сектора хозяйств населения; возможностью сознательного искажение статистической информации и др. Поскольку эффективность управления социально-экономическими системами любого уровня зависит от качества информации о состоянии управляемой подсистемы, адекватности методов и технологий обработки экономической информации, то задача обеспечения объективности данных, используемых для выработки управленческих решений, относится к числу приоритетных задач формирования системы информационного обеспечения процессов управления.


Выпуск № 9, Сентябрь 2017 г., рубрика "Агропродовольственный рынок"

Особенности агропродовольственного комплекса как объекта управления

СЕВЕРИНА ЮЛИЯ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ

Агропродовольственные комплексы различного уровня являются классической формой территориально-отраслевого разделения труда, рациональность которого в значительной степени определяет качество системы продовольственного обеспечения, а также эффективность системы межрегиональных взаимодействий и экспортно-импортной деятельности. Специфика управления любой социально-экономической системой определяется качеством институциональной среды и уровнем развития отдельных институтов. Как объект государственного управления, агропродовольственный комплекс является естественным элементом системы государственной поддержки, объемы и направления которой оказывают существенное влияние на эффективность системы управления территориально-отраслевым образованием. Организация системы управления многоуровневыми территориально-отраслевыми образованиями осуществляется исходя из совокупности реализуемых функций с учетом его организационно-системных, территориальных и отраслевых особенностей, а также совокупности решаемых системой управленческих задач. Объективный характер функций управления делает их универсальными для социально-экономических систем различного типа и уровней, но механизмы реализации этих функций могут отличаться довольно существенно в соответствии со спецификой самих систем, проявляющейся в различной целевой ориентацией, уровне и масштабах. В качестве основных проблем, ограничивающих потенциал развития агропродовольственного комплекса, выделяются: деформированная структура аграрного сектора, высокая значимость нетоварных форм хозяйствования в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции, слабая структурированность системы общественного разделения труда, неразвитость институциональной среды, фрагментарность инновационной системы агропродовольственного комплекса и относительно невысокий инновационный потенциал его элементов, несовпадение административных границ регионов и экономических пространств, контролируемых крупными бизнес-структурами, практически неограниченный рост концентрации капитала и масштабов агропромышленного производства, ведущий к монополизации аграрных рынков и разрушению естественной конкурентной среды, наличие серьезных диспропорций в развитии отдельных территорий, критически низкий уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры и др.


Выпуск № 5, Май 2017 г., рубрика "Проблемы эффективного хозяйствования"

Направления информатизации снабженческо-сбытовой деятельности в сельском хозяйстве

КОРЕЦКИЙ ПАВЕЛ, УЛЕЗЬКО АНДРЕЙ

Информатизация рассматривается как организационный процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей пользователей на основе формирования необходимых информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Базовым элементом системы информационного обеспечения является информационная инфраструктура, представляющая собой совокупность технических средств и каналов связи, обеспечивающих реализацию комплекса информационных процедур и позволяющих эффективно реализовывать конкретные информационные задачи. К числу ключевых задач организации управления снабженческо-сбытовой деятельностью относятся задачи определения потребности в ресурсах и обосновании объемов товарной продукции, задачи учета и контроля хозяйственных операций, связанных с приобретением ресурсов и реализацией продукции, формирование информационного фонда на основе мониторинга рынков и их маркетинговых исследований, задачи оптимизации документооборота с контрагентами и перехода на электронный документооборот. В качестве приоритетных направлений информатизации снабженческо-сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов аграрной сферы предлагается выделять развитие информационной инфраструктуры, автоматизацию процессов планирования, автоматизацию процессов учета и контроля, формирование фонда маркетинговой информации, внедрение систем электронного документооборота, повышение уровня интеграции в единое информационное пространство. По своему содержанию процесс информатизации снабженческо-сбытовой деятельности может быть сведен к формированию и развитию системы ее информационного обеспечения. Информатизация снабженческо-сбытовой деятельности должна проводиться в рамках единой политики информатизации управления развитием хозяйствующего субъекта. Политика информатизации реализуется через выбор типа модели информатизации хозяйствующего субъекта: модели комплексной информатизации, модели частичной (функциональной) информатизации, модели аутсорсинга функций информационного обеспечения.