ISSN 2070-0288

Натаров Дмитрий Сергеевич

Организация: ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Другие сведения: соискатель, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства». Тел.: 8(499)195-60-66; E-mail: science@vniiesh.ru


Выпуск № 7, Июль 2018 г., рубрика "За рубежом"

Индексный анализ тенденций на европейском рынке органической продукции и перспективы его развития в россии

СТАВЦЕВ АЛЕКСАНДР, ЛАНКИН АРТЕМ, НАТАРОВ ДМИТРИЙ

В статье рассматриваются основные аспекты развития органического сельского хозяйства в России и зарубежных странах. Анализируется динамика сельскохозяйственных угодий, занятых под органическим производством. Оценивается изменение площади посевов различных органических сельскохозяйственных культур в Северной Америке, Европейском союзе, России и в мире в целом. С помощью индексного метода анализируется динамика валового сбора и урожайности зерновых в странах Европы и оцениваются перспективы российского экспорта. Исследование показало, что урожайность органического зерна в среднем по странам исследуемой совокупности снизилась на 5,3‰, что явилось главной причиной спада производства. Изменение структуры производства в пользу стран с более высокой урожайностью привело к небольшому росту средней урожайности и немного компенсировало влияние негативных факторов. Рынок зависим от эффективности органического зерна сразу для ряда стран, спад в которых может породить дефицит на европейском рынке.


Выпуск № 7, Июль 2017 г., рубрика "За рубежом"

Роль неправительственных организаций и союзов в развитии маркетинга органической продукции

СИЛКО ЕЛЕНА, СЕДОВА НАТАЛЬЯ, СТАВЦЕВ АЛЕКСАНДР, НАТАРОВ ДМИТРИЙ

В статье рассматривается рынок органической продукции в целом, оцениваются перспективы его развития в мире и в России, систематизируются факторы, способствующие развитию органической продукции в нашей стране. Уровень развития органического сельского хозяйства в России отстает от уровня развития органического сельского хозяйства в мире. Принципы органического сельского хозяйства заложены в базовых стандартах Международной Федерации органического сельскохозяйственного движения. Характер развития органического рынка в России будет зависеть в ближайшие годы от общего государственного подхода к органическому сельскому хозяйству и рынку его продукции. Приведены примеры международных и российских неправительственных органических и экологических организаций, пропагандирующих здоровое питание, здоровый образ жизни, анализируется их роль в развитии органического земледелия. Анализируется деятельность активно работающих некоммерческих экологических организаций России - Экологический союз, Национальный органический союз, Союз органического земледелия, которые пропагандируют здоровый образ жизни населения, расширение производства и потребления экологически безопасной продукции, участвуют в создании нормативной базы функционирования органического сельского хозяйства, стандартизации и сертификации продуктов его производства.


Выпуск № 3, Март 2017 г., рубрика "За рубежом"

Европейский рынок органических продуктов: современные тенденции

НАТАРОВ ДМИТРИЙ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА

Во всем мире, в том числе и в Европе, успешно развивается органическое сельское хозяйство. За последнее десятилетие в Европе более чем вдвое увеличилась площадь сельскохозяйственных земель, занятых под органическим производством. С такой же скоростью развивается европейский рынок органических продуктов питания, который является вторым по величине после США. Органическое сельское хозяйство, с одной стороны, востребовано как источник здорового экологически чистого продовольствия, а с другой - как модный тренд в современном образе жизни. Органические продукты, как источник для инвестиций, предоставляют огромные возможности для бизнеса фермеров, импортеров, переработчиков и розничных торговцев. В Европе вопреки стремительному росту объема рынка наблюдается значительный дисбаланс между текущими поставками экологически чистых продуктов и растущим спросом на органические продукты питания, поэтому если не удастся ликвидировать разрыв между органическим спросом и предложением, то растущий спрос будет удовлетворяться за счет импорта. Для России актуален опыт развития европейского органического сельского хозяйства и интересен рынок органических продуктов. Так как отечественный рынок органических продуктов находится в стадии становления, и спрос отечественных потребителей на органическую продукцию не сформировался в полной мере, то необходимо развивать экспортные поставки органических продуктов в Европу. Поддержка производителей органической продукции и государственное регулирование данного рынка принесут мультипликативный позитивный эффект для социально-экономического развития России.


Выпуск № 1, Январь 2017 г., рубрика "Кооперация и интеграция"

Потребительская кооперация на рынке органической сельскохозяйственной продукции россии

КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ГУМЕРОВ ВАДИМ, НАТАРОВ ДМИТРИЙ

В последние годы спрос на органическую сельскохозяйственную продукцию во всем мире постоянно растет, поэтому все больше стран и хозяйств, наряду с традиционными методами ведения хозяйства, стали использовать новейшие, современные технологии, применять только биологические и механические методы воздействия на землю и растения. Развитие органического сельского хозяйства в России стало насущной необходимостью по нескольким причинам, на которые указывают авторы в настоящей статье. Для обеспечения импортозамещения важно обеспечить доступ на рынок всем категориям хозяйств. Показана значимость развития кооперативов для мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Традиционный сельский уклад предполагает реализацию произведенной продукции на местных и региональных рынках, поэтому необходимо восстановить цепочку в товаропроводящей цепи «хозяйство населения (производитель) - потребительская кооперация Центросоюза - организации переработки, хранения и торговли - потребитель». Авторы считают, что формирование органического рынка в России может дать новый импульс развитию потребительской кооперации Центросоюза, так как на мировом рынке органическая продукция пользуется устойчивым спросом. Вхождение организаций потребительской кооперации на рынок органической продукции на стадии его становления - это возможность взаимопроникновения интересов потребительских обществ и малых хозяйствующих субъектов на селе.