ISSN 2070-0288

Власова Татьяна Кузьминична (Vlasova T.K.)

Организация: ФГБНУ «Институт географии РАН»


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "За рубежом"

Мировой опыт оценки жизнеспособности традиционной сельскохозяйственной деятельности в быстроменяющейся арктике

ВЛАСОВА ТАТЬЯНА, ВОЛКОВ СЕРГЕЙ

В статье анализируются результаты оценки жизнеспособности сложных систем традиционной сельскохозяйственной деятельности (ТСХД) в арктическом регионе. Рассмотрены важнейшие проблемы основных видов традиционной деятельности коренных народов Севера и Арктики: в России и в скандинавских странах это домашнее оленеводство, на Аляске (США) – охота на дикого северного оленя (карибу). Установлено, что введение лимитов на поголовье домашних оленей и на отстрел карибу в ряде случаев не способствуют увеличению жизнеспособности ТСХД. Мировой опыт свидетельствует о том, что основным средством адаптации арктических домохозяйств является диверсификация деятельности, переход к смешанной экономике. Вовлечение коренных народов Аляски в нефтедобычу способствовало повышению их доходов и улучшению качества жизни. Выявлено, что для коренных жителей Севера и Арктики характерны: высокая креативность общинного предпринимательства, традиционная взаимосвязанность и взаимовыручка между домохозяйствами. При этом отсутствует стремление к получению сверхвыгоды, которая характерна для обычного бизнеса. Для российской Арктики был бы чрезвычайно полезен опыт адаптации и в целом жизнеспособного развития ТСХД Арктики США, Канады и скандинавских стран в быстроменяющихся технологических, социально- экономических и природно-экологических условиях.


Выпуск № 6, Июнь 2016 г., рубрика "За рубежом"

Опыт проведения земельных реформ в индии

ВОЛКОВ СЕРГЕЙ, ВЛАСОВА ТАТЬЯНА

Индия занимает третье место в мире по производству сельскохозяйственной продукции и обладает самой большой в мире площадью орошаемых земель. В стране развита система частной собственности на землю, и дальнейшее развитие сельского хозяйства затрудняется частными интересами крупных помещиков-землевладельцев. Земля в Индии является объектом государственного контроля, а в каждом штате существуют свои особенности прав на аренду. Основными целями земельных реформ в Индии после обретения независимости были: а) борьба с бедностью; б) отмена посредничества в земельных сделках; в) реформа аренды земли; г) обеспечение прозрачности сделок с землей; д) увеличение площадей обрабатываемых земель. За более чем 60-летний период проведения реформ большая часть поставленных задач не была полностью решена. К очевидным успехам индийской земельной политики следует отнести: упразднение института посредничества в сделках с землей, а также завершение компьютеризации не только земельных служб, но и практически всех землевладельцев и арендаторов земли. Не решены три задачи реформ: отмена крупнопомещичьего землевладения, отмена лимитов продажи земли и либерализация арендных законов. Проанализированы основные положения нового Закона об изъятии земель сельскохозяйственного назначения под несельскохозяйственные цели, прежде всего под масштабные инвестиционные проекты. Наибольшей критике со стороны индийской общественности подверглось положение об отмене правила, по которому для изъятия сельскохозяйственных земель не менее 80‰ землевладельцев должны дать свое согласие. Новый закон увеличил выплаты и компенсации за изъятие земельных участков и ввел ограничения на изъятие орошаемых сельскохозяйственных угодий. Закон может напрямую касаться 132 млн га сельскохозяйственных земель, и около 100 млн землевладельцев