ISSN 2070-0288

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ


Выпуск: № 5, дата публикации: Май 2019 г.
Номер статьи: 15, страницы: 95-101

УДК 334.732.4

doi: 10.32651/195-95

ХАРИТОНОВ НИКОЛАЙ

КООПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ, КООПЕРАТИВНЫЕ РЫНКИ, ЗАКУПОЧНО-СБЫТОВОЙ КООПЕРАТИВ, КООПЕРАТИВ С АУКЦИОННОЙ ПРОДАЖЕЙ, VERTICAL COOPERATIVES, COOPERATIVE MARKETS, PURCHASING AND MARKETING COOPERATIVE, COOPERATIVE WITH AUCTION SALE

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется сложившаяся в России система реализации производимой сельскохозяйственными производителями продукции и ее движение от поля к конечным потребителям. Основной целью работы является выявление альтернативных форм сбыта методом сравнительного сопоставления с известными формами по их важнейшим характеристикам: простоте устройства, массовости охвата производителей, скорости движения, уровню издержек, роли в формировании сбытовых и потребительских цен. В качестве альтернативных форм рассматриваются кооперативные формирования, которые в развитых государствах являются основой системы реализации сельскохозяйственной продукции и готовых продовольственных товаров, но в России используются пока ограниченно. Показаны причины и потери от недооценки роли кооперативных форм реализации в России. Обоснованы предложения по активизации работы в этом направлении. При этом акцентируется внимание на необходимость предпочтения вертикального принципа устройства кооперативных формирований, включающих завершающую стадию движения продукции к потребителям - розничную продажу. Рекомендована новая для России кооперативная форма сбыта продукции – кооператив с аукционной продажей. Более широкое использование кооперативных форм позволит сельскохозяйственным производителям, прежде всего малым, высвободить значительную часть времени, удешевить процедуру реализации, и главное - получать заслуживаемую долю добавленной стоимости за счет эффекта, получаемого на всех стадиях воспроизводственного цикла.

АВТОР:

Харитонов Николай Степанович кандидат экономических наук, доцент кафедры агроэкономики экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. nskharitonov@mail.ru. 89168762953


Скачать эту статью прямо сейчас!

Оформить электронную подписку

Размер файла: 0.312 Мб., формат: *.pdf


ENGLISH:

Kharitonov N.S.

COOPERATIVE FORMS OF SALES OF PRODUCTS BY AGRICULTURAL PRODUCERS

The paper analyzes the system of agricultural products sales in Russia and product movement from the field to final consumers. The main purpose of the paper is to identify the alternative forms of this process using comparative analysis method by some important characteristics: simplicity of the process, mass coverage of producers, speed of movement, level of costs, role of producers in the formation of sales and consumer prices. Cooperative formations are considered as alternative forms, which provide the basis of the sales system of agricultural and finished food products in developed countries but are still used to a limited extent in Russia. The paper shows some reasons for underestimation of the role of cooperative forms in Russia, negative consequences of it and provides some proposals how to revitalize the approach of cooperative forms in Russia. The paper focuses on the priority of vertical principle of cooperative formation, including the final stage of the movement of products to consumers, which is retail. The paper recommends a new cooperative form of product sales for Russia, which is a cooperative with auction sales. The wider use of cooperative forms will allow agricultural producers, especially small ones, to free up a significant amount of time, reduce the cost of implementation procedure and, which is most importantly, achieve a deserved share of value added due to the effect obtained at all stages of the cycle.