ISSN 2070-0288

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК


Выпуск: № 5, дата публикации: Май 2018 г.
Номер статьи: 7, страницы: 49-53

УДК 631.15:33:636.2.033

ЧИНАРОВ АНТОН

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

МЯСНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО, DEVELOPMENT STRATEGY, FORECAST, EXPORT POTENTIAL, MEAT MARKET, IMPORT SUBSTITUTION, MEAT INDUSTRY, КОНКУРЕНЦИЯ, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, ПРОГНОЗ, ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, РЫНОК МЯСА, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, COMPETITION

АННОТАЦИЯ:

Мясное животноводство России достойно ответило на внешние и внутренние вызовы последних лет и сделало колоссальный шаг в решении проблемы импортозамещения. Импортозависимость снизилась в 3,6 раза, доля отечественной продукции на внутреннем рынке увеличилась в 1,2 раза, а самообеспечение относительно действующих норм потребления возросло с 68,9‰ в 2010 году до 97,6‰ в 2017 году. Емкость внутреннего рынка мяса-сырья в стоимостном выражении достигла 1365,8 млрд руб., увеличившись за год на 45,1 млрд руб. в основном за счет возросших объемов потребления в натуральном выражении на 4,3‰. На внутреннем рынке мяса-сырья оплаченный спрос превышает предложение отечественного мясного животноводства, и поэтому ставить вопрос об экспортной направленности отрасли преждевременно. Экспорт продукции мясного животноводства должен рассматриваться не как стратегическая цель государства, а как механизм повышения устойчивости отрасли и создания предпосылок к расширенному воспроизводству, поскольку именно развитие отраслей, обладающих конкурентными преимуществами, и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщего благосостояния. С учетом достигнутых результатов в отраслях мясного животноводства, специфики формирования внутреннего рынка по отдельным видам мяса и влияния внешних факторов, наш прогноз на ближайшие три года предполагает ежегодный прирост производства (0,3‰ - в овцеводстве; 6,3‰ - в мясном скотоводстве; 2,4‰ - в птицеводстве; 5‰ - в свиноводстве) и возможность поставки на экспорт до 475 тыс. тонн всех видов мяса к 2020 году.

АВТОР:

Чинаров Антон Владимирович кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, лаборатория экономики и организации животноводства, ФГБНУ «Всероссийский научно - исследовательский институт имени Л.К.Эрнста», Тел.: +7926-681-14-44; E-mail: chinant@yandex.ru



ENGLISH:

Chinarov A.V.

METHODOLOGICAL APPROACHES FOR TRADE POTENTIAL ASSESSMENT OF RUSSIAN MEAT INDUSTRY

Russian meat industry adequately responded to external and internal challenges of recent years and made a huge step in solving the problem of import substitution. Import dependence decreased in 3.6 times, the share of domestic meat products increased in 1.2 times, and self-sufficiency relative to the current consumption standards increased from 68.9‰ in 2010 to 97.6‰ in 2017. Capacity of domestic meat market in value terms reached 1365.8 billion roubles, having increased by 45.1 billion roubles mainly due to increased volumes of consumption by 4.3‰ per year. Paid demand at domestic meat market exceeds the supply of domestic producers; therefore, it’s prematurely to raise the issue of industry export orientation. The export of meat products should not be considered as a strategic target of the government, but as a mechanism to improve the stability of the industry and to create preconditions for expanded reproduction. Development of industries with competitive advantages and free trade ensure the growth of general people's welfare. Taking into account the achieved results in the sectors of meat industry, the specifics of domestic meat market formation for certain types and the influence of external factors, our forecast for the next three years involves: an annual increase in production (0.3‰ - for sheep breeding; 6.3‰ - for beef cattle breeding; 2.4‰ - for poultry; 5‰ - for pig) and the possibility of exporting up to 475 thousand tons of all meat types.